Балакин Василий Григорьевич
Балакин
Василий
Григорьевич
сержант / станковой пулеметчик
25.08.1905 - 8.02.1975

История солдата

Мой дед Балакин Василий Григорьевич, 1905г.р.
В первые дни войны почти все мужское население г. Горького было мобилизовано на фронт. У многих мужчин Автозавода была «бронь» — так как продукция завода шла прямиком на фронт. В их числе был и мой прадед, который работал в ремонтно — механическом цехе ГАЗ, где выпускались 82-мм минометы.
4 ноября 1941 года был совершен первый авиационный налёт на г. Горький, а именно на Автозаводский район города. В тот день война по-настоящему пришла в г. Горький.
В книге М. Зефирова «Свастика над Волгой» отмечается: «Вспоминается первый налёт на ГАЗ в ноябре 1941 года… Успели лишь сообщить в штаб о приближающихся самолётах, а чьи они были, убедили всех три взрыва, последовавших один за другим в ремонтно-механическом цехе».
В это время мой дедушка Балакин Василий Григорьевич был на рабочем месте. Бомбы упали прямо в его цех, выживших было очень мало и все они получили очень тяжелые ранения. В их числе был и мой дедушка. Точное число жертв так и осталось неизвестным, по приблизительным данным тогда погибли не менее 300 – 350 человек. В послевоенные годы подробности этого страшного налета и его последствия всячески скрывались от общественности. Поэтому до сих пор, спустя уже семь десятилетий, 4 ноября так и не стало памятной датой, а в городе не установлено ни одного общедоступного памятника жертвам бомбардировок, не считая пары небольших мемориальных досок на «Нителе» и на ГАЗе.
После тяжелейших ранений, контузии мой дедушка был признан военкоматом не годным к строевой службе, но всю войну он продолжал работать в цехах Автозавода.
В годы Великой Отечественной войны Горьковский автозавод являлся ведущим предприятием машиностроительной отрасли страны. Вместе с тем ещё недостаточно изученной темой являются условия, в которых заводчанам приходилось выпускать столь необходимую фронту продукцию, люди работали круглосуточно. Тем более, что ГАЗ — один из немногих крупных тыловых промышленных центров страны, который подвергался массированным бомбардировкам германской авиации. Бомбёжки нанесли серьёзный урон производству, унесли жизни сотен заводчан.
Июнь 1943 года сплошной месяц больших и массированных налётов и бомбёжек на наш город, и особенно Автозавод. Прилетали изо дня в день партиями по 150-200 самолётов, начиная с 24.00 и до 3 часов ночи. В ходе налетов, немцы впервые применили воспламеняющуюся жидкость. Накануне Курской битвы противник провел одну из крупнейших воздушных операций за всю историю второй мировой войны, направленную на уничтожение Горьковского автозавода.
Горел завод, цеха, строения. Там и тут рвались бомбы. Главный грузовой конвейер был разрушен до основания. Торчала только арматура, как скелет огромного животного, и казалось, что поднять его больше невозможно их этого пепелища. Но люди, это чудо природы, люди голодные, обессиленные. Плохо одетые сотворили чудо, и в течение одного месяца восстановили всё. И с конвейера опять стали сходить машины, так нужные фронту! Заслуга автозаводцев и в тылу, и на фронте неоспорима. Низкий им поклон! И среди этих героических людей был и мой дед Балакин Василий Григорьевич!

НА ФОТО. 1941 год. Производство минометов в ремонтно – механическом цехе
(фото из музея ГАЗа)

Невозможно переоценить роль Горьковского автозавода в обеспечении фронта боевой техникой и вооружением. В военный период на предприятии было выпущено:
— 176 тысяч автомобилей (из них 157759 грузовых),
— около 12 тысяч танков и 9 тысяч САУ (что составило около 20% всех танков и САУ, произведенных в СССР),
— более 9 тысяч бронеавтомобилей,
— более 24 тысяч минометов,
— около 12 миллионов различных снарядов, в том числе 30 тысяч снарядов для реактивных установок «Катюша»,
— более 79 тысяч моторов и газогенераторных установок (среди них около 9 тысяч авиамоторов),
— более 11 миллионов мин,
— свыше 11 миллионов авиавзрывателей,
— более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев,
— 309 аэросаней,
— более 2,5 миллиона колес (ГАЗ обеспечивал колесами все автомобильные и большую часть артиллерийских заводов страны).
Победной весной 1945 года автозаводцы получили письмо Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Прославленный полководец писал: «Воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый боец также знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведет в бою и принесет нашему народу полную победу над врагом».
В 1946 году мой дедушка был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».
В нашей семье бережно хранят воспоминания о тех тяжелых днях войны. Мы помним и гордимся тем вкладом, который внес мой дедушка в Победу нашей страны над немецкими захватчиками.

Регион Нижегородская область
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Нижний Новгород
Воинская специальность станковой пулеметчик
Место рождения поселок Нагулино города Горького
Дата рождения 25.08.1905
Дата смерти 8.02.1975

Награды

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Медаль за трудовую доблесть

Медаль за трудовую доблесть

Документы

Справка о работе на Горьковском автомобильном заводе

Справка о работе на Горьковском автомобильном заводе

Приглашение на торжественное заседание

Приглашение на торжественное заседание

Фотографии

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

Военный билет

После войны

После войны до выхода на пенсию продолжал трудиться на Горьковском автомобильном Заводе. Был награжден медалью за Трудовую доблесть указ 9/I- 52 года

Семья солдата

Александра
Балакина Александра Михайловна

Жена Балакина Александра Михайловна, дочери Балакина (Сухорукова) Людмила Васильевна и Балакина (Фомина) Ираида Васильевна, сын Балакин Николай Васильевич

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: