Виталий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Его родные места далеко от Приднестровья – в России, в Горьковской области. Селе Шава, на Волге. Сельским парнишкой он первый раз вблизи увидел самолет и летчика, и этого хватило, чтобы «заболеть» небом на всю жизнь. Решил во что бы то ни стало научиться управлять этой сложной техникой. После окончания средней школы Виталий уезжает из родного дома в Горький, устраивается работать на завод, а по вечерам ходит на занятия в аэроклуб. В мае 41–го он поступает в Энгельсское военно-авиационное училище под Саратовым, а 22 июня началась война.
Боевой путь
«В начале войны немцы во много раз превосходили нас в воздухе, - вспоминает Виталий Иванович. – Они давно готовились к войне, к тому времени завоевали всю Европу, набрались опыта. В нашей авиации была устаревшая техника, самолеты во многом уступали их «мессершмиттам-109» и «фокке-вульфам».
До 1943 года Виталий Бакланов постигал азы летного мастерства в училище, а затем был направлен в учебный центр в Казань, где молодых авиаторов обучали боевому искусству. Здесь он освоил самолет-разведчик «Р-5», скоростной и пикирующий бомбардировщики. Заметив способности курсанта, руководство училища предложило Виталию остаться в центре в качестве летчика-инструктора. Он рвался на фронт, но товарищи посоветовали ему набраться опыта и потом уже бить фашистов со знанием дела. За время работы в училище подготовил сотни летчиков, которые после обучения сразу же отбывали на фронт.
В 1944 году Виталия Бакланова направляют в авиационную дивизию 1-го Белорусского фронта под Бобруйск. Полтора месяца боевых вылетов, а потом снова возвращение в родную часть.
Виталий Иванович – настоящий русский, отчаянный, храбрый, никогда не боялся экспериментировать на новой технике, порой даже рискуя собственной жизнью. Будучи уже опытным летчиком, он стремился сам себе доказать, что не уступает в мастерстве известным асам. Как-то в одном из полетов выполнил фигуру высшего пилотажа, так называемую «бочку», которую редко кто тогда делаал, - переворот самолета в воздухе на 360 градусов. К счастью, все обошлось благополучно, и начальство узнало о его своеволии гораздо позже, иначе наказания было бы не миновать.
Победу лейтенант Бакланов встретил в родном летном центре. «Мы жили мечтой о победе, - вспоминает он. – О чем бы ни говорили, всегда добавляли: после нашей Победы… Никто не сомневался, что мы победим…». О том, что Виталий Иванович внес существенный вклад в разгром фашистов, свидетельствуют его награды – ордена Красной Звезды, Отечественной войны и многие медали.
Авиационному полку, в котором служил Виталий Иванович, как одному из лучших была оказана высокая честь – участвовать в Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве. В течение месяца летчики тренировались на одиннадцати аэродромах под Москвой, осваивая взлеты и посадки звеньями, тщательно отрабатывая маршрут, буквально по секундам рассчитывая время. Но, к большой досаде летного состава части, в день парада как назло небо над Москвой затянулось тучами, пошел дождь, и самолеты летать не могли. Однако летчики были признаны участниками парада и наслаждались великолепным зрелищем на Красной площади. Еще дважды после этого Бакланов будет участвовать в Параде Победы – в 2000 и 2005 годах, в ознаменование 55- и 60-летияя нашей Победы!
После войны В. Бакланов восемь лет прослужил в Германии, затем направлен в качестве командира авиационной эскадрильи в Омское летное училище. Несколько лет был старшим летчиком-инструктором в авиационной дивизии, дислоцировавшейся в Венгрии. В общей сложности Виталий Иванович прослужил в авиации 33 года (это практически две жизни летчика).
Воспоминания
Я счастливый человек
На вопрос: - «Если бы была возможность прожить жизнь заново, Вы бы что-нибудь в ней изменили?»; - он ответил: «Нет, я прожил бы жизнь точно так же: и шумно, и весело, иногда с трагедиями…» Не жалею ни о чем… Я счастливый человек…
После войны
Не менее интересная полоса в его жизни началась после демобилизации. Много лет он проработал начальником аэроклуба ДОСААФ в Виннице, готовил летчиков-курсантов, спортсменов-парашютистов и планеристов, а также спецконтингент десантных войск. Был лично знаком со многими известными в Советском Союзе летчиками: А. Покрышкиным, И. Кожедубом, И. Полбиным, Г. Массаловым, В. Волковым.
В Тирасполе Виталий Иванович живет с девяносто третьего года. За всю жизнь совершил 286 прыжков с парашютом, а последним, рекордным прыжком он отметил свое 80-летие! Это возрастной рекорд не только для Приднестровья, но и для всего бывшего Советского Союза. Уже в солидном возрасте он возглавлял Союз ветеранов Великой Отечественной войны. Много сделал для того, чтобы облегчить жизнь бывших фронтовиков. Тех, кто знал его в эти годы, он покорял своей эрудицией, открытостью, добротой, остроумием, обаянием. Всегда подтянут, безукоризненно аккуратен, элегантен.