Михаил
Абрамович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Звание.
Старший лейтенант.
Должность.
Командир звена 174 штурмового авиационного полка, 11 смешанной авиационной дивизии, ВВС 13 армии, Центрального фронта (08.1941).
Старший лейтенант БАГРАШ МИХАИЛ (МОЙША) АБРАМОВИЧ, 10.02.1913 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Одесская губерния, губернский город Одесса (по административному делению: 1. СССР: Украинская ССР, Одесская область, г. Одесса; 2. УКРАИНЫ: Одесская область, Одесский район, г. Одесса), еврей. В РККА призван 08.1934 года. Образование: 1. Гражданское (общее): 4-хлетняя трудовая школа (в ?; г. Одесса); Рабочий факультет (в ?; г. Одесса); 2. Военное: 7-я Сталинградская военно-авиационная школа лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата (в 1937г.). В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 года в должности (последняя): Командира звена 174 штурмового авиационного полка, 11 смешанной авиационной дивизии, ВВС 13 армии, Центрального фронта. С Великой Отечественной войны не вернулся: 6.08.1941 года, не вернулся с боевого задания из района (разночтения): Из оперативной сводки 174 штурмового авиационного полка: «06 августа 1941г. Третье звено 174 штурмового авиационного полка, в составе четырех самолетов Ил-2, в 16.07, с высоты 200 м., атаковало колонну танков и автомашин по дороге: 1. Гнуличи- Добовица (прим. Г. Ч., в настоящее время: деревня Дубровицы, Озёрненского городского поселения, Духовщинского муниципального района, РОССИИ). Огнем зенитной артиллерии над целью подбит старший лейтенант Баграш. Произвел посадку в районе: 2. Звеньчатка (прим. Г. Ч., в настоящее время: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, Могилёвская область, Климовичский район, агрогородок Звенчатка) - Ивановка (прим. Г. Ч., в настоящее время: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, Могилёвская область, Кричевский район, Лобковичский сельский совет, деревня Ивановка).". Захоронен: неизвестно. Родственники: 1. Украинская ССР, Киевская область; 2. РСФСР, Ивановская область, г. Вязьма, ул. Советская, дом 12. кв. №18; жена - Баграш Евгения Васильевна.
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
- провел успешных боевых самолёто - вылетов:
- провел воздушных боёв:
- сбил самолётов:
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").
Дата рождения __.__.1913; 10.02.1913
Место рождения г. Одесса; Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Дата поступления на службу __.08.1934
Место призыва __.__.1939; Киевский ОВК, Украинская ССР, Киевская обл.
Воинское звание ст. лейтенант
Воинская часть 15 гв. шап (15 гв. шап); 11 сад 174 шап (11 сад, 174 шап); 174 шап (174 шап)
Баграш Михаил Абрамович
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 10.02.1913
Место рождения: Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Дата поступления на службу: __.08.1934
Воинское звание: ст. лейтенант
Наименование воинской части: 174 шап
Дата окончания службы: 06.08.1941
Записи из ГУК.
Баграш Михаил Абрамович
Дата рождения: 10.02.1913
Место рождения: Украинская ССР Одесская область город Одесса
Наименование военкомата: Киевский ОВК Украинская ССР
Дата призыва: 08.1934
Воинское звание: старший лейтенант
Дата выбытия: 06.08.1941
Картотека личных дел ЦАМО.
Баграш Михаил Абрамович
Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: ст. лейтенант
Годы службы: __.__.1934 - __.__.1941
Номер карточки: 996540
Баграж (Баграш) Михаил Абрамович
Донесение о безвозвратных потерях
Воинское звание: ст. лейтенант
Последнее место службы: 11 сад 174 шап
Дата выбытия: 06.08.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Баграш Михаил Абрамович
Приказ об исключении из списков
Дата рождения: __.__.1913
Воинское звание: ст. лейтенант
Последнее место службы: 15 гв. шап
Дата выбытия: __.08.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Баграш Михаил Абрамович
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1913
Место рождения: г. Одесса
Дата и место призыва: __.__.1939
Воинское звание: ст. лейтенант
Последнее место службы: 15 гв. шап
Дата выбытия: 06.08.1941
Причина выбытия: пропал без вести
Место выбытия: Дубровичи, в районе
Приложение:
1. 174 штурмовой авиационный полк (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/tgrBv ; "АВИАТОРЫ": http://allaces.ru/sssr/struct/p/shap174.php ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/shap/15g.htm ); 11 смешанная авиационная дивизия (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/R4tZD ):
"Наименование полка:
В различные годы своего существования полк имел наименования:
174-й штурмовой авиационный полк;
15-й гвардейский штурмовой авиационный полк (07.03.1942 г.);
15-й гвардейский штурмовой авиационный Невский полк (04.05.1943 г.);
15-й гвардейский штурмовой авиационный Невский Краснознамённый полк (09.08.1944 г.);
15-й гвардейский штурмовой авиационный Невский Краснознамённый ордена Кутузова полк (26.04.1945 г.);
15-й гвардейский штурмовой авиационный Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова полк (28.05.1945 г.);
15-й гвардейский истребительный авиационный Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова полк (04.1956 г.).
История и боевой путь полка. Полк начал формирование в мае 1941 года в составе ВВС Московского военного округа как 174-й бомбардировочный авиаполк трехэскадрильного состава. В начале июня 1941 года полк начал вооружаться самолётами Ил-2 и переформирован в штурмовой.
На фронте полк с начала августа, вошел в состав 11-й смешанной авиадивизии ВВС Центрального фронта. При перелете на фронтовой аэродром одна из эскадрилий полка потеряла ориентировку, была атакована немецкими истребителями и попала под огонь зенитной артиллерии противника. Все 9 самолётов эскадрильи Ил-2 получили повреждения и были разбиты на вынужденных посадках в районе Брянска. После вхождения в состав 11-й смешанной авиадивизии полк начал боевую работу на Центральном фронте, нанося удары в районе Унечи, Осмоловичей, Родня по танкам, автомашинам и зенитным точкам. В этт период полк базировался на аэродромах Лобки и Картушино. Ввиду своей разрозненности полк уже через три недели утратил боеспособность и осташиеся в живых летчики к 27 августа 1941 года были собраны в Кромах и отправлены в Воронеж за новой техникой.
После получения новых самолётов в Воронеже и доукомплектования в составе 1-й запасной авиабригады полк прибыл Ленинградский фронт и с 20 сентября 1941 года вошел в состав 5-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии. В составе дивизии полк осуществлял авиационную пожжержку войск 23-й армии, оборонявших Карельский перешеек. После расфомирования 5-й смешанной авиадивизии полк входил в состав ВВС 23-й армии, затем после формирования на базе управления ВВС 23-й армии 277-й штурмовой авиадивизии вошел в её состав.
За показанные образцы мужества и героизма воинов при защите города Ленинграда приказом Наркома обороны СССР № 70 от 07.03.1942 года полк преобразован в 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
Основная статья: 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк
В составе 277-й штурмовой авиадивизии полк участвовал в прорыве и окончательном снятии блокады Ленинграда, освобождении Новгородской области, боях на территории Прибалтики и Восточной Пруссии. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденами «Красного Знамени», «Кутузова III степени» и «Суворова III степени». За отличия в боях при защите Ленинграда полку 4 мая 1943 года присвоено почётное наименование «Невский».
Закончил войну полк в Восточной Пруссии на аэродроме Йесау, ныне поселок Южный в Багратионовском районе Калининградской области.
В составе действующей армии полк находился с 4 по 28 августа 1941 и с 20 сентября 1941 года по 7 марта 1942 года (как 174-й штурмовой авиационный полк), с 7 марта 1942 года по 11 мая 1945 года (как 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк).";
2. Старший лейтенант БАГРАШ М. А. в :
- "Списке евреев - военнослужащих лётного состава ВВС СССР, в годы Великой Отечественной войны.". Полная версия, с дополнениями, на личной странице гвардии старшего лейтенанта ФАЙБИСОВИЧА Г. Е. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/faybisovich-grigoriy-efimovich ;
3. Фотографии:
- личные, семейные старшего лейтенанта БАГРАША М. А. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/tgWbK ); из личного архива внучки Широковой Анжелики Юрьевны;
- 174 штурмового авиационного полка (“ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/shap/15g.htm ):
авторское описание:
“174 шап. Штурмовики с номерами 19 и 8.”;
“174 шап. 30.10.1941 г. Ил-2 № 8 на взлёте.”;
“15 гв. шап (174 шап). Май 1942 г. Лётчик Н.Н. Киров на фоне Ил-2 № 73.”;
“15 гв. шап (174 шап). Лётчик Г.М. Мыльников на фоне Ил-2 с тактическим номером 73. Видна обводка номера.”;
“174 шап. Зима 1941 - 1942 гг. Камуфлированный Ил-2 с номером 7.";
“15 гв. шап (174 шап). Лётчики эскадрилии Манохина Александра Николаевича под Ленинградом на фоне одноместного Ил-2.”;
“15 гв. шап (174 шап). Зима 1942 - 1945 гг. Комполка майор Свитенко в кабине Ил-2 с турельным пулемётом ШКАС.";
4. Старший лейтенант БАГРАШ (БАГРАЖ) МИХАИЛ АБРАМОВИЧ ("Присожье: погибшие авиаторы", администратор Ржевцев Юрий Петрович, "ГЕРОИКО - ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФОРУМ РОССИИ": http://voenspez.ru/index.php?topic=1369.5;wap2 ):
"БАГРАШ Михаил Абрамович (10.02.1913-06.08.1941), командир звена (и он же – пилот одноместного самолёта-штурмовика марки «Ил-2») 174-го штурмового авиационного (впоследствии – 15-й гвардейский Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова) полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф), старший лейтенант.
Родился 10 февраля 1913 года в областном центре Украины городе Одессе. Еврей. Рабочий из рабочих. Партийность: с 1930 года – член ВЛКСМ; с 1940 года – кандидат в члены ВКП(б), с 1941 года – член партии. Семья: супруга – Баграш Евгения Васильевна и сын; домашний адрес по состоянию на лето 1941 года: Смоленская область, город Вязьма, улица Советская, 12/18; – а по состоянию на весну 1945 года – в Киевской области Украинской ССР (ныне – Украина).
Образование:
- общее – условно среднее: последовательно в городе Одессе закончил четырёхлетнюю трудовую школу и три курса рабфака;
- военное: в начале январе 1935 года – не полный курс обучения на 1-м курсе 8-й (Одесской) военно-авиационной школы лётчиков, а 7 февраля 1937 года – 7-ю (Сталинградскую) военно-авиационную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата по курсу подготовки лётчиков разведывательной авиации.
На военной службу в ВВС Красной Армии поступил добровольно в августе 1934 года, став тогда курсантом 8-й (Одесской) военно-авиационной школы лётчиков, однако с первой половины января 1935 года – курсант 7-й (Сталинградской) военно-авиационной школы лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата: сюда зачислен приказом по школе за № 6 от 13 января 1935 года. По выпуску же приказом НКО СССР за № 01097 от 7 февраля 1937 года в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант» и тем же приказом был назначен младшим лётчиком в 108-й артиллерийский авиационный отряд (Серпуховский авиагарнизон) ВВС Московского военного округа.
Из аттестации за 1939 год: «Предан делу партии Ленина-Сталина и соц. Родине. Политически и морально устойчив. Политически развит вполне удовлетворительно, тактически подготовлен удовлетворительно. Волевыми качествами обладает. К работе относится добросовестно, должности мл. л-ка [младшего лётчика соответствует].
Как надо полагать, именно в период службы в 108-м артиллерийском авиационном отряде был наказан по комсомольской линии «за политическую слепоту» – за то, что женился на дочери «врага народа» плюс – «за нетактичное поведение с комиссаром и комсомольцами». И за это «был выведен из состава бюро ВЛКСМ и снят с работы отсекра [ответственного секретаря] бюро ВЛКСМ».
Приказом по войскам МВО за № 00735 от 9 сентября 1939 года назначен младшим лётчиком Авиационной эскадрильи Главного управления зенитной артиллерии Красной Армии. И в данном качестве приказом НКО СССР за № 05114 от 19 ноября 1940 года удостоился очередного воинского звания – «старший лейтенант».
Приказом по войскам МВО за № 00158 от 29 марта 1941 года переведён на должность командира авиационного звена в Авиационную эскадридью Горьковского училища зенитной артиллерии имени В.М. Молотова, однако по состоянию на июнь 1941 года – в своём последнем качестве с местом службы в авиагарнизоне тверского города Торжок.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 4 августа 1941 года: в рядах однополчан в составе 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, не вернулся с боевого здания 6 августа 1941 года. Источники – ЦАМО: оп. 33, оп. 11459, д. 452, л. 113; ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 104. При этом в первом случае в качестве района выбытия указан некий населённый пункт Дубровичи, а во втором – районное село (ныне – в статусе пгт) Шумячи Смоленской области. «Дубровичи» в привязке к Присожью это или деревня Дяговичи Кричевского района Могилёвской области Республики Беларусь, или же нижеперечисленные деревни Шумячского района Смоленской области: Дубовичка, Дубовица и две одноимённые Дубровки.
Официальные извещения-«похоронки» в адрес супруги офицера высылались из штаба части трижды: 1) за Исходящим № 204 от 21 апреля 1942 года; 2) за Исходящим № ОК/204 от 20 июля 1942 года; и 3) за Исходящим № 0170 от 26 февраля 1945 года. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11459, д. 209, л. 411; ф. 33, оп. 11459, д. 218, л. 330; ф. 33, оп. 11459, д. 452, л. 113.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 01385 от 31 мая 1945 года, но почему-то как командир звена 15-го гвардейского Невского Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова полка, а не 174-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 646, л. 276.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.".