Бабошин Николай
Бабошин
Николай

Капитан / Капитан
Дата рождения: 1902

История солдата

В годы Великой отечественной войны пароходом "Ижорец-8" командовал капитан коммунист Николай Дмитриевич Бабошин. Механиком этого буксира работал Иван Терентьевич Терентьев, который своим самоотверженным трудом создавал успех в работе. Сегодня (1976 г.) из здравствующих ветеранов "восьмёрки" военных лет можно назвать помощника механика Петра Егоровича Крупнова, матроса Зинаиду Андреевну Селезнёву (Долгиреву), помощника капитана Журавлёва, матроса Владимира Константиновича Зенова, жену капитана Бабошина - Татьяну, работавшую вместе с мужем коком и матросом парохода.

Как известно, только по малой трассе этими канальными буксирами было перевезено в осаждённый город в навигацию 1942 года в баржах пароходства свыше 440 000 тонн грузов. Героический труд речников пароходства неоднократно поощрялся ВЦСПС и НКРФ. Среди судов, отмеченных денежными премиями были пароходы "Ижорец-8", "Ижорец-7" и "Бузулук", работающие на малой трассе Осиновец — Кобона и буксирующие баржи с грузами.

После войны корабль работал на регулярных рейсах пароходства активно участвуя в деле восстановления народного хозяйства. В 1959 г. на нём был произведён капитальный ремонт (паровая машина заменена дизелем) рабочими и инженерно-техническими работниками Белозерского порта. И в 1962 г. корабль, теперь уже теплоход, вышел на рейсы под новым названием "Кареджи" - так называются острова в Южной части Ладоги, через которые проходила Дорога жизни зимой.

В 1974 году буксир был выведен из состава действующих судов, но ему была уготована лучшая участь, нежели разрезание на металл. Поскольку его владелец - Северо-Западное речное пароходство безвозмездно передало его в дар музею "Дорога Жизни" (филиал Центрального военно-морского музея). В свой последний рейс "Ижорец-8" ("Кареджи") вышел 28 июле 1976 года. Из Кобоны в Осиновец на буксире его доставил теплоход "Норильск". Об этом подробно напечатано в газете "Ленинградский речник" от 2.09.1976 г. Вытаскивание корабля на сушу осуществила бригада судоподъёма 1 отряда Подводречстроя МРФ РСФСР. Подробный отчёт об этом напечатан в той-же газете от 16 сентября. Паровая машина, котлы и вспомогательные механизмы были сняты.

18 августа 1976 года пароход "Ижорец-8" был поставлен на вечную стоянку на территории музея "Дорога Жизни".

В 1979 году силами рабочих Балтийского завода завершён ремонт парохода.

 

Упоминание в литературе

 

«ЛЕНИНГРАД ДЕЙСТВУЕТ... ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК.»

Павел Лукницкий

 

…В нашем поезде из Ярославля приехала большая группа женщин и девушек, реэвакуирующихся в Ленинград, - они покинули Ленинград в начале прошлого года, спасаясь от голода, а теперь решили вернуться и для того завербовались на работу, - несколько семейств, с огромным количеством вещей. Они чуть не с бою совершили в Ярославле посадку в поезд, поддерживая в этом бою друг дружку.
 В Кобоне таких реэвакуантов было множество - сотни полторы, две. Группы таких возвращающихся в родной город ленинградцев прибывают с каждым поездом. Наряду с этим из Ленинграда многие эвакуируются, - и в Кобоне по разным сторонам шоссейной дороги я видел тех и других: одни выгрузились из теплушек нашего поезда, другие, подвозимые с пирсов на грузовиках, заполняли освободившиеся эти теплушки. И трудно сказать, у кого было больше вещей!
 В ночь на 14 мая, пересекая Ладожское озеро на давно знакомой "Восьмерке" ("Б. П. No 8"), я дружески беседовал и с капитаном этого буксирного парохода, шлиссельбуржцем Николаем Дмитриевичем Бабошиным, и с его нынешним помощником Рубеном Мирзоевичем Бархударовым, и с молодым парнем - помощником механика Петром Егоровичем Крупиновым, чье жилье на берегу разбито, а уцелевшие вещи закопаны в землю, и с женой Бабошина Татьяной, ставшей на пароходе коком, чтобы ни в каких опасностях не покидать мужа...
 Всматриваясь в белесую озерную гладь, я думал о том, сколько ими плавано, сколько видано, сколько испытано в навигацию прошлого года, когда перекрестья немецких стереотруб надвигались на силуэты советских пароходиков, бесстрашно перевозивших пассажиров и грузы под огнем неприятельских батарей!..
 Бомбежки с воздуха часты и сейчас. Но, как я уже сказал, все становится привычным! Привычен был и этот рейс. Только прибавилось эпизодов, какие, для истории Ладожской водной блокадной трассы, я записываю, как и прежде при встречах с озерными капитанами...

 

 

ЛАДОЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ

(из сборника "Память", Лениздат, 1987 г.)

ПОД ВЕТРОМ ЛАДОГИ


 

27 ноября 1942 года «Ленинградская правда» писала: «Ладога живет для Ленинграда. Для него несут вахту капитаны и шкиперы. Когда мы после победы будем отмечать места памятных боев, то вместе с Пулковскими высотами увенчаем и ладожские берега и, как о командирах-героях, сложим пес­ни о ладожских капитанах».

Дорога жизни. Через единственную военно-стратегическую транспортную магистраль, проходившую по Ладожскому озеру, с сентября 1941 года по март 1943 года перевезено в Ленинград 1 миллион 615 тысяч тонн грузов и эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек.

В навигации этих лет корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства доставили в Ленинград 1 миллион 40 тысяч тонн грузов и 311800 человек (главным образом — войск) и вывезли из города 308 700 тонн грузов и 738 800 человек.

Заслуги речников СЗРП были отмечены трехкратным награждением Красным знаменем ГКО СССР, оставленным на вечное хранение в пароходстве. Кроме того, в знак революци­онных и боевых заслуг речников Северо-Западное речное пароходство было награждено орденом Октябрьской Революции.

Первая военная навигация для речников оказалась неимоверно трудной. Начав ее еще в мирное время, пароходство рас­полагало солидным флотом. В нем имелось 29 грузо-пасса­жирских судов, 314 буксирных пароходов и 37 служебно-вспомогательных пароходов и катеров. Общая мощность его составляла 55 тысяч лошадиных сил. Несамоходный флот на­считывал 19 нефтеналивных и 1088 сухогрузных судов, общей грузоподъемностью 500 тысяч тонн.

В первый же день войны многие речники ушли на фронт.

Так, только из Ленинградского речного порта в ряды Красной Армии вступили 700 человек, из них добровольцами — 200, в народное ополчение — 158, в партизанские отряды — 27 человек. Партийная организация порта послала на фронт две трети своего состава.

Тех, кто стал воинами, заменили ветераны речного транспорта. Вместе с ними несли вахту женщины, сыновья и дочери отцов, ушедших на фронт.

Сразу же началась мобилизация транспортных средств в состав Вооруженных Сил. Еще в июле было оборудовано и сдано военным организациям 143 баржи для паромных переправ, наплавных мостов, а также для использования в системе противовоздушной обороны Ленинграда. Всего за навига­цию 1941 года было подготовлено и передано в распоряжение армии и флота 114 паротеплоходов и 391 несамоходное судно.

В Финском заливе установили около 100 несамоходных судов, оборудованных зенитными установками и аэростатами для наблюдения и заграждения.

Большая часть несамоходного флота, да и часть пароходов, находилась в смежных бассейнах. Заместитель командующего Ленинградским фронтом, начальник тыла генерал-лейтенант Ф. Н. Лагунов в книге «На боевой вахте» справедливо пишет: «На Ладоге из 29 барж только 7 были в хорошем состоянии (озерные баржи). Речные баржи, а их имелось 50—60, были ветхие, со слабым креплением и непригодные для плавания по Ладожскому озеру».

И тем не менее по Ладоге осенью 1941 года было перевезено 60 тысяч тонн грузов, эвакуировано несколько тысяч чело­век, выполнен ряд специальных заданий Ленинградского фронта. Все это дало возможность городу продержаться до начала действия ледовой трассы — Дороги жизни.

В силу сложных метеорологических условий, частых и сильных бомбежек авиации пароходство при работе в Ладожском озере потеряло 46 барж (зимой часть была отремонтирована) и 5 буксирных пароходов (№ 4, 9, 10, «Войма», «Козельск»).

11 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О подготовке к навигации 1942 года». Перед ЛВФ и СЗРП была поставлена задача ежесуточно от­правлять через Ладогу в Ленинград 4200 тонн грузов, а в обратном направлении перевозить тысячу тонн грузов и три тысячи человек.

С открытием навигации 1942 года, которую потом назовут «Большой ладожской навигацией», темпы перевозок по озеру резко возросли. Были реконструированы Осиновецкий порт, построены причалы в бухтах Моръе, Гольсмана, Новой, На юго-восточном берегу Шлиссельбургской губы соорудили Кобоно-Кареджеский порт. По тем временам это был огромный комплекс: длина его четырнадцати пирсов составляла 5,5 километра. Был отремонтирован флот пароходства, зимующий в Осиновце, Морье, Новой Ладоге, Сясьских Рядках, Коровкине, Юшкове, Свирице.

Специально построенный Кобонский канал позволил увеличить пропускную способность Кобоно-Кареджеского порта, были созданы дополнительные условия для безопасности отстоя судов во время штормов. Руководителями Осиновецкого и Кобоно-Кареджеского портов всю блокаду были опытные специалисты А. Я. Макарьев и П. В. Войк.

Регион Ленинградская область
Воинское звание Капитан
Населенный пункт: Кировский район
Воинская специальность Капитан
Дата рождения 1902

Боевой путь

Боевое подразделение речной
Завершение боевого пути ладожское озеро

Воспоминания

Капитан буксира Ижорец-8

Награды

Орден Красной Звезды, Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Орден Красной Звезды, Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Документы

Фотография семьи на буксире Ижорец-8, "Бабошин Николай, Бабошина Татьяна (жена), Бабошин Александр (сын), Бабошина Галина (дочь)

Фотография семьи на буксире Ижорец-8, "Бабошин Николай, Бабошина Татьяна (жена), Бабошин Александр (сын), Бабошина Галина (дочь)

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: