Евгений
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Евгений Азаров родился 20 Ноября 1914 года в селе Волфино, ныне Глушковского района Курской области, в семье крестьянина. Окончил тракторный техникум. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами, награждён орденом Красной Звезды.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 153-го истребительного авиаполка, где летал на И-153 и МиГ-3. С Июля 1941 года по Февраль 1942 года сражался в составе 440-го, а затем - 19-го авиаполков. Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.
19-й истребительный авиаполк, сформированный в 1938 году, одним из первых встретил противника на подступах к Ленинграду.
За сравнительно короткий срок, действую в системе ПВО Ленинграда, лётчики полка произвели 2826 боевых вылетов, участвуя в 415 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Наши пилоты дрались на устаревших типах самолетов с численно превосходящими силами противника и показывали, при этом, образцы мужества и героизма.
В боях за Ленинград Евгений Азаров, обладая безупречной техникой пилотирования, одержал несколько побед. С 1942 года его ведомым надолго стал Андрей Громов, тоже довольно опытный лётчик. Это было весьма своеобразная пара: у Азарова острота зрения, после тяжёлого ранения, была потеряна. Зато у Громова зрение было отличное, и ведомый стал "глазами" ведущего. Поступали они так: впереди летел ведомый, а сзади ведущий - Азаров. Заметив противника, Громов сообщал: "Азарыч ! Я - Громов ! Вижу противника !" - "Подводи", - передавал Азаров. Ведомый "подводил" его к противнику, и Азаров, заметив немецкий самолёт, подавал команду: "Вижу цель ! Атакую !" После этого Громов оттягивался назад и прикрывал хвост самолёта ведущего.
Азаров атаковал противника и, как правило, сбивал с первой же очереди, ведя огонь с короткой дистанции. Недаром он любил говорить: "Мой девиз - кинжал врагу прямо в сердце !" и ещё: "Не тот лётчик - истребитель, кто на истребителе летает, а кто врага сбивает..."
В 1943 году Евгения Азарова, из - за плохого зрения чуть не списали с лётной работы. Его убеждали, что летать ему больше нельзя. На все доводы он отвечал так: "Прошу оставить меня на фронте до окончания фойны. Я не подведу, даю слово". Громов тоже просил оставить командира, обещая зорко смотреть за двоих. И Азарова оставили в полку. Свое слово лётчики сдержали - на личном счету каждого росло число сбитых вражеских самолётов.
После Ленинграда они вели бои на Воронежском фронте, Курской Дуге ( в составе 2-й Воздушной армии ). Участвовал в освобождении Украины ( до Карпат ), Белоруссии, Литвы и части Польши. С Августа 1943 года командование полком принял Герой Советского Союза Лев Львович Шестаков. Он сам водил в бой молодых пилотов, несмотря на сложную обстановку, показывал как следует действовать. Он погиб весной 1944 года в боях под Проскуровом. После его гибели полк принял Павел Фёдорович Чупиков.
20 Июля 1944 года, в период боёв над Польшей, группа истребителей 19-го авиаполка, возглавляемая Подполковником П. Ф. Чупиковым, вылетев на "свободную охоту", встретилась в районе переправы через Западный Буг с большой группой вражеских истребителей. У нас было 16 самолётов, у противника - 30. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в бой. В жаркой напряжённой схватке они сбили 5 "Фоккеров" и вернулись домой без потерь. В этом бою Евгений Азаров в паре со своим ведомым сбил 2 самолёта противника.
А уже на следующий день, в воздушном бою над посёлком Седлище - Полоцк ( Польша ), командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка Капитан Е. А. Азаров на истребителе Ла-5 таранил вражеский самолёт Ме-109, а сам приземлился на парашюте.
К Августу 1944 года он совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой и уничтожил 15 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Азаров Евгений Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В Феврале 1945 года советские войска готовились к наступлению на Берлин, но к концу месяца напряжённая обстановка создалась на правом фланге фронта. В район Альтдама противник перебросил группу отборных асов на самолётах самых последних модефикаций. Вражеские "охотники" стали неожиданно нападать на советские штурмовики и бомбардировщики, принося значительное беспокойство нашей авиации.
Командование 176-го Гвардейского авиаполка ( это наименование полк получил 19 Августа 1944 года ), решило направить для борьбы с противником группу лётчиков, в которую вошли Полковник П. Чупиков, А. Куманичкин, Д. Титаренко, Е. Азаров, А. Громов и другие. Группа базировалась в нескольких километрах от переднего края, на восточном берегу озера Медве. За несколько дней боевой деятельности лётчики уничтожили более 10 вражеских самолётов, не потеряв ни одной своей машины.
15 Марта 1945 года Евгений Азаров в паре со своим неизменным ведомым - Громовым вылетел на "свободную охоту". У самой линии фронта Громов увидел, что навстречу им, на высоте 5000 метров летит пара FW-190. Перехватив противника наши лётчики вступили в бой. Завязалась воздушная карусль. В глазах рябило от перегрузок, на плечи навалилась непомерная тяжесть. В один из моментов Азаров поймал в прицел вражеский самолёт и со второй очереди зажёг "Фоккер" ведомого вражеской пары. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся...
Ведущему "фоккеру" удалось открыть огонь по самолёту Андрея Громова, прикрывающего атаку Азарова. Затем он, резко развернулся и увеличив скорость, бросился прочь. Наши лётчики устремились в погоню. Азаров передал ведомому, чтобы тот атаковал сам. Громов, сделав пару заходов, повредил вражеский истребитель. Тот накренился на одно крыло, потерял управление и упал на землю.
Вернувшись домой Азаров увидел, что лицо его товарища залито кровью - он был ранен осколком приборной доски, разбитой пулемётной очередью ведущего вражеской пары. Несмотря на острую боль лётчик продолжил бой и сбил самолёт противника. Громов потерял много крови, но наотрез отказался лечь в санчасть. В тот же день, когда врач извлёк осколок из его щеки, он с забинтованой головой отправился на очередное боевое задание.
А вечером, к ним прилетел Генерал - командир авиационного соединения. Он собрал лётчиков группы и особо поблагодарил Азарова и Громова за успешное выполнение боевого задания: к тому времени уже было установлено, что в том тяжелейшем бою они сбили двух известных немецких асов...
К концу войны Евгений Александрович Азаров произвёл около 400 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных схваток, уничтожил 13 самолётов лично и 7 - в группе с товарищами.
После окончания войны, до Апреля 1946 года, Майор Е. А. Азаров продолжал служить в ВВС. Затем, по состоянию здоровью, уволился в запас. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик" ( городе Пушкино Московской области ). Умер 26 Января 1957 года.
Боевой путь
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами, награждён орденом Красной Звезды.
С Июня 1941 года Лейтенант Е. А. Азаров на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в 153-м ИАП; по Февраль 1942 года - в 440-м ИАП, а затем - 19-м ИАП ( 176-м Гвардейском ИАП ). Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.
21 Июля 1944 года в воздушном бою над посёлком Седлище - Полоцк ( Польша ), командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка ( 6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Капитан Е. А. Азаров таранил истребитель противника, сам приземлился на парашюте. К Августу 1944 года совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой и уничтожил 15 самолётов противника.
19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил около 400 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных схваток, уничтожил 13 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.
С 1946 года Майор Е. А. Азаров - в запасе. Жил в городе Пушкино Московской области. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик". Умер 26 Января 1957 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды; медалями.
Список известных побед Гвардии майора Е. А. Азарова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной". Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )
№
п / п
Д а т а
Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Своя
часть
1
15.08.1941 г.
1 Ме-109
Сиворицы
440-й ИАП
2
16.08.1941 г.
1 Ме-109
аэр. Сиворицы
3
19.08.1941 г.
1 Ме-109
Чудово
4
27.08.1941 г.
1 Ме-110 ( в паре )
сев. ст. Толково
5
1 Ме-110 ( в паре )
юж. оз. Люкосаргское
6
13.03.1942 г.
1 Ju-88
Глубочка
19-й ИАП
7
12.01.1943 г.
1 Hs-126
Старый Оскол
8
1 Ju-88 ( в паре )
Борщево
9
25.01.1943 г.
1 Hs-126 ( в паре )
зап. Мокрец
10
29.01.1943 г.
1 Ju-88 ( в паре )
Старый Оскол
11
02.02.1943 г.
1 Ju-52 ( в паре )
р-н Старого Оскола
12
1 Hs-126 ( в паре )
р-н Старого Оскола
13
11.03.1943 г.
1 Ме-109
Кротич
14
12.03.1943 г.
1 FW-189
вост. Циркуны
15
17.03.1943 г.
1 Ju-88
Гнилушка
16
20.07.1944 г.
1 FW-190
сев. - зап. Холм
17
21.07.1944 г.
1 Ме-109 ( сбит тараном )
Седмище
18
15.03.1945 г.
1 FW-190
юго - зап. Альтдамм
176-й ГвИАП
19
18.03.1945 г.
1 FW-190
"скрылся в облачности"
20
19.04.1945 г.
1 FW-190
сев. - вост. Штраусберг
Всего сбитых самолётов - 13 + 7.