Автушенко Никита Федосеевич
Автушенко
Никита
Федосеевич
труженик тыла

История солдата

Родился в 1901 году, открывавшем новый XX век. Работать начал в 13 лет, как раз тогда началась Первая мировая война. А ушёл на пенсию в 1961 году, открывшем эру космических полётов. Всю свою жизнь, без малого полвека, он проработал на железной дороге в Унече на Брянщине. Женился в 1923 году. С молодой женой поселился в железнодорожной будке, в которой когда-то жил его отец. В этом маленьком, неприспособленном для жизни, помещении родились все дети Никиты Автушенко, два сына: Фёдор (1925 г.) и Павел, (1928 г.), и две дочери, Елизавета (1926 г.) и Анастасия (1929 г.). Лишь в 1929 году семья переехала сначала на станцию Коробоничи, где Никита Федосеевич наконец построил дом, а потом в Рассуху, куда этот дом перенесли, потому что в Коробоничах не было школы, и детям надо было ходить в Павловку. У Н.Ф. Автушенко было много разных наград: нагрудные знаки, грамоты, благодарности. Но особо он гордился именными часами, вручёнными ему лично наркомом путей сообщения Л.М. Кагановичем. Это случилось в 1937 году. Он перегонял маневровый паровоз и увидел, как пассажирский поезд принимают на занятый путь. Казалось, крушение было неизбежно. Но Автушенко, рискуя жизнью, на ходу соскочил со своего паровоза, бросился навстречу приближающемуся поезду и чудом успел перевести ручные стрелки, направив пассажирский на свободный путь. За проявленную бдительность, личную смелость, точные действия, предотвратившие крушение пассажирского поезда, Каганович и премировал его именными наркомовскими часами и деньгами в размере 300 рублей – очень приличная сумма по тем временам! Когда началась война, Никита Федосеевич продолжал работать составителем поездов. После вражеских бомбёжек дорогу быстро восстанавливали и отправляли поезда на станцию Брянск. Работали днём и ночью. Но вскоре путь на Брянск был отрезан. Последний поезд перед приходом захватчиков формировал именно Никита Федосеевич, но отправили его уже не на Брянск, а на станцию Хутор-Михайловский. Сам Автушенко уехать не успел и остался в оккупации. Она продолжалась с августа 1941 г. по сентябрь 1943 г. Автушенко работал путейцем: обслуживал участок от станции Рассуха до станции Жудилово. Помогал партизанам. После освобождения продолжал работать на железной дороге.

Регион Брянская область
Воинское звание труженик тыла
Населенный пункт: Брянск

Награды

Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: