Яков
Евдокимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой отец, Аверьянов Яков Евдокимович, родился еще до Революции - в 1909 году.
Его отец Евдоким Семенович (мой дед, стало быть) был безземельный крестьянин Шнаевской волости Пензенской губернии, кузнец по профессии. Мать его Ольга Петровна была поденщицей у местного помещика. Нынешнее поколение не может и представить бедственного положения тогда - этой семьи. Не выдержав невзгод, мать его умирает в 1915 году и, при живом отце, он остается фактическим сиротой на руках у почти столетней бабушки, т.к отец его был вынужден скитаться - в поисках заработка.Бедность у них тогда была такая, что, кроме куриных яиц, другой пищи долгое время - никакой не было. Все переменила в лучшую для них сторону - Революция. Дед получил землю и вместе с сыном своим стал ее обрабатывать и кормиться с нее. Появилась корова, прочая живность, жизнь стала налаживаться. Отец вступил в Комсомол и четыре срока подряд возглавлял местную ячейку. Выбрали его и заместителем Председателя Сельсовета. При создании колхоза "Труд и Свобода" в селе он одним из первых вступил в него и работал там кузнецом. Потом Райком комсомола послал его на учебу в Пензенскую совпартшколу 2-й (высшей) ступени. Там готовили партийных и советских работников низового звена. Приняли отца в 1932 году в ВКП(б), Почему я так подробно об этом пишу? А потому, что судьба отца - это судьба его поколения. Советская власть дала, что называется, путевку в жизнь таким вот как мой отец - выходцам из самых что ни на есть крестьянских низов, из бедноты и нищеты почти. По окончании школы призвали отца в армию, в РККА. В железнодорожные войска. Что такое тогда были эти войска? Весь транспорт - это были железные дороги. Во время войны 86% всех перевозок было осуществлено по железным дорогам. 12,5% - по водным путям, речным, в основном,1,0%- по сухопутным дорогам, 0,5% - авиацией. Короче, стал отец - политработником в знаменитой, и сейчас еще существующей, 5-й железнодорожной бригаде. Прошел боевой путь от Перемышля до Лисок в отступлении и от Лисок до Риги - в наступлении. Бок о бок служил в 82-м железнодорожном восстановительном батальоне сначала Военным комиссаром, а потом - замполитом у своего друга, будущего Начальника штаба желдорвойск СССР генерал-лейтенанта, а тогда еще - майора, Ш.Н Жижилашвили, Героя социалистического труда с 1943 года. Закончил войну отец в должности Зам. начальника политотдела 17 железнодорожной бригады и в звании майора. Два ордена Красной Звезды, медали: За трудовое отличие, За боевые заслуги, За оборону Киева, знак Почетному железнодорожнику, Грамота Президиума Верховного Совета Латвийской ССР. А что это была за служба? Железнодорожные войска при отступлении обеспечивали своевременную эвакуацию материальных средств и населения, разрушение и уничтожение объектов транспортной и иной инфраструктуры, минирование впрок важных объектов минами замедленного действия, разрушекние, при отступлении, железнодорожных путей. При этом, отступали всегда - последними. При наступлении все происходило в обратном порядке. А поскольку железные дороги являлись, по сути, почти единственным, что обеспечивало транспортные проблемы в стране, работали люди 25 часов в сутки без отпусков и выходных. Кто падал от усталости, того уносили - отдохнуть. Герой Социалистического труда красноармеец Анников перевыполнял норму на 1150%! Вдумайтесь в эту цифру, люди! А человек этот изобрел способ перерубать рельс (для восстановления пути из кусков уцелевших) - за три только удара кувалдой по зубилу в разные места профиля рельса! Есть ли в наши дни желающие попробовать помахать кувалдой 25 часов в сутки? Политработник тогда был - отец солдата, его воспитатель, одновременно суровый наставник и - заботливый друг.О войне отец никогда не вспоминал и наград не носил. Умер он рано - в 1967 году от тяжелой болезни, работая директором одного из Московских предприятий. Но я знаю, что сотни и сотни фронтовых километров железных дорог политы и его потом, как и десятки важнейших мостов. Особенно - одиннадцатипролетный мост через Западную Двину в Риге, полностью разрушенный немцами и в рекордно короткий срок - восстановленный.
Слава советским Вооруженным силам, победившим нацизм!
Слава - Железнодорожным войскам!
Вечная память - фронтовикам!
Боевой путь
22. 06.41 - 23.06.42. Старший инструктор политотдела 5 Отдельной железнодорожной бригады.
23.06.42 - 10. 42. Военный комиссар 82 Отдельного строительного путевого железнодорожного батальона.
10.42 - 12. 44. Зам командира по политчасти 82 Отдельного восстановительного железнодорожного батальона.
12.44 - до конца войны. Зам начальника политотдела 17 Отдельной железнодорожной бригады.
Воспоминания
Сын, Аверьянов Яков Яковлевич
Мой отец, Аверьянов Яков Евдокимович, родился еще до Революции - в 1909 году.
Его отец Евдоким Семенович (мой дед, стало быть) был безземельный крестьянин Шнаевской волости Пензенской губернии, кузнец по профессии. Мать его Ольга Петровна была поденщицей у местного помещика. Нынешнее поколение не может и представить бедственного положения тогда - этой семьи. Не выдержав невзгод, мать его умирает в 1915 году и, при живом отце, он остается фактическим сиротой на руках у почти столетней бабушки, т.к отец его был вынужден скитаться - в поисках заработка.Бедность у них тогда была такая, что, кроме куриных яиц, другой пищи долгое время - никакой не было. Все переменила в лучшую для них сторону - Революция. Дед получил землю и вместе с сыном своим стал ее обрабатывать и кормиться с нее. Появилась корова, прочая живность, жизнь стала налаживаться. Отец вступил в Комсомол и четыре срока подряд возглавлял местную ячейку. Выбрали его и заместителем Председателя Сельсовета. При создании колхоза "Труд и Свобода" в селе он одним из первых вступил в него и работал там кузнецом. Потом Райком комсомола послал его на учебу в Пензенскую совпартшколу 2-й (высшей) ступени. Там готовили партийных и советских работников низового звена. Приняли отца в 1932 году в ВКП(б), Почему я так подробно об этом пишу? А потому, что судьба отца - это судьба его поколения. Советская власть дала, что называется, путевку в жизнь таким вот как мой отец - выходцам из самых что ни на есть крестьянских низов, из бедноты и нищеты почти. По окончании школы призвали отца в армию, в РККА. В железнодорожные войска. Что такое тогда были эти войска? Весь транспорт - это были железные дороги. Во время войны 86% всех перевозок было осуществлено по железным дорогам. 12,5% - по водным путям, речным, в основном,1,0%- по сухопутным дорогам, 0,5% - авиацией. Короче, стал отец - политработником в знаменитой, и сейчас еще существующей, 5-й железнодорожной бригаде. Прошел боевой путь от Перемышля до Лисок в отступлении и от Лисок до Риги - в наступлении. Бок о бок служил в 82-м железнодорожном восстановительном батальоне сначала Военным комиссаром, а потом - замполитом у своего друга, будущего Начальника штаба желдорвойск СССР генерал-лейтенанта, а тогда еще - майора, Ш.Н Жижилашвили, Героя социалистического труда с 1943 года. Закончил войну отец в должности Зам. начальника политотдела 17 железнодорожной бригады и в звании майора. Два ордена Красной Звезды, медали: За трудовое отличие, За боевые заслуги, За оборону Киева, знак Почетному железнодорожнику, Грамота Президиума Верховного Совета Латвийской ССР. А что это была за служба? Железнодорожные войска при отступлении обеспечивали своевременную эвакуацию материальных средств и населения, разрушение и уничтожение объектов транспортной и иной инфраструктуры, минирование впрок важных объектов минами замедленного действия, разрушекние, при отступлении, железнодорожных путей. При этом, отступали всегда - последними. При наступлении все происходило в обратном порядке. А поскольку железные дороги являлись, по сути, почти единственным, что обеспечивало транспортные проблемы в стране, работали люди 25 часов в сутки без отпусков и выходных. Кто падал от усталости, того уносили - отдохнуть. Герой Социалистического труда красноармеец Анников перевыполнял норму на 1150%! Вдумайтесь в эту цифру, люди! А человек этот изобрел способ перерубать рельс (для восстановления пути из кусков уцелевших) - за три только удара кувалдой по зубилу в разные места профиля рельса! Есть ли в наши дни желающие попробовать помахать кувалдой 25 часов в сутки? Политработник тогда был - отец солдата, его воспитатель, одновременно суровый наставник и - заботливый друг.О войне отец никогда не вспоминал и наград не носил. Умер он рано - в 1967 году от тяжелой болезни, работая директором одного из Московских предприятий. Но я знаю, что сотни и сотни фронтовых километров железных дорог политы и его потом, как и десятки важнейших мостов. Особенно - одиннадцатипролетный мост через Западную Двину в Риге, полностью разрушенный немцами и в рекордно короткий срок - восстановленный.
Слава советским Вооруженным силам, победившим нацизм!
Слава - Железнодорожным войскам!
Вечная память - фронтовикам!