
Дмитрий
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка Ащаулов Дмитрий Николаевич родился в 1915 году в древнем городе Глухове Черниговской губернии. В 1936 году успешно окончил Качинскую военную авиационную школу.
С Октября 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. По Апрель 1944 года сражался в составе 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка, летал на Як-7 и Як-1.
5 Июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление южнее Орла и на Белгородско - Курском направлении. На земле и в воздухе ежедневно завязывались всё более ожесточённые бои. И в каждом бою лётчики полка, как правило, сбивали по нескольку вражеских самолётов.
С переходом 12 Июля в наступление ударной группировки Западного и войск Брянского фронтов полк, действуя в составе 2-го истребительного корпуса, обеспечивал боевую деятельность штурмовой и бомбардировочной авиации, а в интересах ударной группировки вёл ближнюю воздушную разведку. И снова, как в дни обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда, по 4 - 5, а порой и больше вылетов за день совершали Гвардейцы. С рассвета и дотемна не смолкал на аэродроме гул моторов. Воздушные бои вспыхивали то здесь, то там. Об их напряжённости можно судить хотя бы по тому, что только за 2 дня наступления Гвардейцы уничтожили 25 самолётов противника. И каждый бой требовал отваги, готовности к самопожертвованию, максимального напряжения воли и сил.
Очередная группа из 10 "Яков" во главе с Гвардии капитаном Молодчининым поднялась в воздух, когда солнце уже клонилось к горизонту. С земли по радио приказали отразить налёт врага на район Ягодное. Здесь 2 советских Ла-5 уже вели бой с группой FW-190. Первая четвёрка "Яков" во главе с Молодчининым сразу устремилась в бой. С первой же атаки Молодчинин и Московенко сбили 2 вражеских самолёта. На помощь противнику пришли ещё 12 истребителей. Но Гвардейцы действовали искусно, решительно. Кикоть, Сенченко, Григорьев, Свиридов, Ащаулов и Русаков сбили каждый по самолёту. Недобитые вражеские машины предпочли удрать с поля боя.
27 Июня 1943 года был получен приказ перебазироваться на аэродром Западного фронта и действовать в составе 1-й Воздушной армии. Во время этого перебазирования, проходившего при облачной погоде, на аэродром прилетели все, кроме Капитана Д. Н. Ащаулова.
- Куда он мог деваться ? - недоумевал командир полка. - Неужели что случилось с двигателем?
О том, что произошло с ним при перелёте, рассказал на следующий день сам Ащаулов:
- Маршрут перелёта лежал вдоль линии фронта. На одном из участков мою группу обстреляла зенитная артиллерия противника. Повёл эскадрилью в облака. Огонь прекратился. Выскочил из-за облаков - группы не вижу. Отвернул немного - и обрадовался: знакомая река. И тут бес меня попутал. Вместо того чтобы повернуть вправо, я взял влево. Через несколько минут вижу аэродром. На окраине и на взлётной полосе стоят машины. Решил, что это наши. Зашёл в круг, выпустил шасси. Но что это ?! На четвёртом развороте вижу: заходит на посадку "Юнкерс". Всё стало ясно - ошибся. Мгновенно убрал шасси, увеличил скорость и в упор расстрелял вражеский самолёт. "Юнкерс" перевернулся и факелом упал на аэродром.
Оглянулся: четвёрка Ме-109 мчится на меня в атаку. Пришлось принять бой. Сбил одного, а затем резким снижением начал уходить на восток. В ходе боя мотор получил повреждения и над линией фронта отказал. Прыгать с парашютом было нельзя - высота мала. Пришлось садиться на фюзеляж. Самолёт прополз немного и остановился перед толстой сосной. Я быстро вылез из кабины и начал осматриваться, где сел. В это мгновение сзади кто-то навалился, сбил с ног и прижал к земле. Слышу разговор:
- Ты смотри, Егор! Первый раз вижу такого рыжущего фрица.
- Рука чешется. Дам ему по роже, чтобы не вырывался, - добавил другой.
- Какой я вам фриц, я русский, - начал я уговаривать солдат.
- Ого, хитрюга, по-нашему научился! - пробасил тот, что держал меня за ноги.
Ну, думаю, худо дело: "разукрасят" меня ребята.
Поднатужился, стряхнул сидевшего на мне верхом и вскочил на ноги. Куртка при этом распахнулась. Ребята увидели ордена, отпустили. Усач оправдывался.
- Ты, - говорит, - не обижайся. Медная шевелюра твоя попутала нас. Таких среди русских не видывали, вот и помяли чуток.
Конечно, за потерю ориентировки и отрыв от группы лётчик был наказан. Но когда от партизан пришло сообщение, что именно 27 Июня одинокий "Як" сбил над немецким аэродромом 2 вражеских самолёта и ушёл на восток, Капитан Д. Н. Ащаулов был восстановлен в должности командира эскадрильи.
Личный счёт Д. Н. Ащаулова только за один месяц 1943 года в составе 1-го Гвардейского авиаполка: 14 Июля сбил 2 самолёта, 16 Июля - 2 самолёта, 31 Июля - 3 самолёта...
Но награждения не последовало. Связано это с тем, что 1 Мая 1943 года, во время прикрытия группы штурмовиков Ил-2, был сбит командир штурмового авиаполка. В том же 1943 году военный трибунал осудил Ащаулова на 10 лет исправительно - трудового лагеря с отсрочкой исполнения приговора - "предоставив возможность искупить свою вину на фронте".
После штрафбата Ащаулов Д.И. вновь вернулся в полк. В Декабре 1944 года подал заявление о приёме в члены ВКП(б), но политотдел дивизии его не стал рассматривать. Лишь после снятия судимости в Феврале 1945-го, он был принят в партию.
С 1944 года, после снятия судимости, Гвардии капитан Д. Н. Ащаулов сражался в должности командира эскадрильи 402-го Краснознамённого Севастопольского истребительного авиационного полка - самого результативного полка советских ВВС, уничтожившего в боях 810 самолётов врага. Летал на Як-1 и Як-3. Особенно отличился в боях на Штеттинском направлении, где сбил 8 самолётов противника.
Вечером 16 Января 1945 года Москва салютовала войскам 1-го Белорусского фронта, в том числе и лётчикам авиасоединений Генерал - майоров авиации Крупского и Сиднева, Полковников Смирнова, Ковалёва, Миронова и Чирвы, отличившимся при овладении городом Радом. В ходе операции широкое применение имели листки - "молнии". Они очень быстро оформлялись, и зачастую бывало так, что лётчик ещё не произвёл посадку после воздушного боя, а об успехах его, услышанных по радио, уже рассказывала "молния". Так, 16 Января Капитан Д. Н. Ащаулов и Лейтенант И. Д. Радчиков из состава 402-го ИАП одержали победу в воздушном бою. Не успели лётчики зарулить на стоянку, как на видном месте уже висел листок, где было написано: "Слава отважным лётчикам Ащаулову и Радчикову, сбившим по одному вражескому самолёту !"
21 Февраля 1945 года Ащаулов был принят в партию, что было равноценно полной реабилитации. Как указывалось в политдонесении 265-й ИАД от 22 Февраля 1945 года, он "показал себя умелым, мужественным командиром и воспитателем личного состава, не раз показывал отвагу и дерзость в бою, являясь личным примером для своих подчинённых".
6 Марта 1945 года Дмитрий Ащаулов и его ведомый Лейтенант Радчиков сбили по одному истребителю FW-190, а в следующем боевом вылете "в 19 часов 25 минут в районе Штаргарда встретили 12 FW-190, с которыми вели бой на высоте 3000 метров. В процессе боя Лейтенант Радчиков вышел из боя вследствие того, что выпали шасси... Гвардии капитан Ащаулов один вёл бой с численно превосходящим противником, был атакован тремя FW-190 и сбит. Самолёт Як-3 № 2319 упал в 5 - 6 км восточнее Штартарда..." ( из оперативной сводки штаба 402-го ИАП от 6 Марта 1945 года ).
Командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиадивизия, 3-й истребительный авиакорпус, 16-я Воздушная армия ) Гвардии капитан Д. Н. Ащаулов совершил около 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 24 самолёта противника.
Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.