Михаил
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед - Артищев Михаил Александрович был на войне. С февраля 1942 года участвовал на Южном, Северокавказском фронтах и в Отдельной Приморской Армии. Дошел до Берлина. Но на передовой был не с винтовкой, а строил переправы, дороги и мосты – инженерные войска, так необходимые для Армии. Конечно же такое строительство шло под постоянными вражескими обстрелами, но они не отвечали выстрелами, а под прикрытием наших солдат продолжали строить. Умер Артищев Михаил Александрович 05.12.1993.
Медаль «За Оборону Кавказа»
Актом № 13 от 08.05.1945 на основании Приказа № 048246 командиром 152 – го отдельного Мостостроительного батальона инженер-майором А.И.Грабовским произведено вручение медали «За Оборону Кавказа» лейтенанту командиру взвода М.А.Артищеву, участвовавшему в обороне Кавказа в период с 9-го августа 1942 года до окончательного очищения Кавказа от немецких захватчиков.
Медаль «За боевые заслуги»
Фронтовым приказом ВС Северо-Кавказского фронта №351/н от 23.10.1943 лейтенант – командир взвода 152 отдельного Мостостроительного батальона Михаил Александрович Артищев 1909 года рождения награжден медалью «За боевые заслуги»
Выписка из ходатайства командира 152 ОМСБ инженера капитана А.И. Грабовского о награждении лейтенанта М.А. Артищева, как лучшего командира взвода правительственной наградой – медалью «За Боевые Заслуги» Раздела 1. Из краткого конкретного изложения личного боевого подвига и заслуг:
Участвуя в строительстве мостов через реку «Кубань» у ст. Пашковской гор.Краснодара и ст. Варениковской М.А.Артищев проявил энергию, инициативу и умение мобилизовать личный состав своего подразделения на скорейшее выполнение задания командования по строительству мостов. Командир взвода М.А.Артищев вместе с личным составом своего взвода всегда находился на ответственных участках работы и вместе со своими бойцами – часто без перерыва на сон и отдых, служа примером остальным подразделениям батальона обеспечили выполнение боевых заданий по строительству мостов в установленные сроки
Орден «Красная Звезда»
Согласно Приказа Войскам отдельной Приморской Армии № 0172/н от 25.02.1944 от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Лейтенант Михаил Александрович Артищев командир взвода 152 отдельного мостостроительного батальона награжден орденом «Красная Звезда».
Выписка из ходатайства командира 152 ОМСБ инженера капитана А.И. Грабовского о награждении лейтенанта М.А. Артищева правительственной наградой – орденом «Красная Звезда», Раздела 1. Из краткого конкретного изложения личного боевого подвига и заслуг:
Командир взвода, лейтенант М.А.Артищев, выполняя боевой приказ командования по укреплению и расширению дамбы причала № 1 на косе «Чушка», обеспечивающей бесперебойное снабжение наступающей Красной Армии на Керченском полуострове проявил самоотверженность и высокую инициативу. Лейтенант М.А.Артищев при штормовой погоде под обстрелом вражеской артиллерии подавал пример бойцам, руководил работами на порученном ему участке, находясь по пояс в холодной воде, чем воодушевлял своих бойцов на выполнение боевого приказа. Лейтенант М.А.Артищев своим трудовым героизмом способствовал выполнению задания командования в установленный срок.
Орден «Отечественной Войны второй степени»
Приказом по войскам Отдельной Приморской Армии № 0258 от 16 апреля 1944 года, из которых я узнала, к своему удивлению, что лейтенант 152 отдельного мостостроительного батальона Михаил Александрович Артищев 1909 года рождения за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество при возведении канатной дороги через Керченский пролив был награжден орденом «Отечественной войны второй степени». Приказ был подписан лично командующим войсками отдельной Приморской армии генералом Ерёменко А.И.
Выписка из ходатайства командира 152 ОМСБ инженера капитана А.И. Грабовского о награждении лейтенанта М.А. Артищева правительственной наградой – орденом «Отечественной Войны второй степени», Раздела 1. Из краткого конкретного изложения личного боевого подвига и заслуг:
Лейтенант М.А.Артищев находится в батальоне с февраля 1942 года в должности командира взвода. За это время всегда выделялся, как наиболее исполнительный, дисциплинированный офицер. Своим честным самоотверженным трудом на строительстве мостов в сложной боевой обстановке не раз доказал на деле преданность Родине.
На строительстве канатной дороги взводу лейтенанта М.А.Артищева поручались наиболее сложные и опасные работы, которые всегда исполнялись отлично. Лейтенант М.А.Артищев показал подлинные образцы трудового героизма, инициативы, смелости и умения в сложной обстановке отлично организовать с необученными бойцами новые сложные не знакомые им работы – монтаж металлических конструкций, достигнув высокой производительности труда до 200-250%.
Работая в борьбе с морской стихией, под обстрелом артиллерии и налетами авиации противника не уходя с моря по двое суток, если этого требовала обстановка, лейтенант М.А.Артищев со своим взводом обеспечивал выполнение задания командования на наиболее ответственных участках строительства.
Историческая справка: После форсирования Керченского пролива было принято решение о строительстве канатной дороги через Керченский пролив длиною 5 километров. При строительстве канатной дороги отличился 152-й отдельный мостостроительный батальон под командованием капитана Грабовского А.И. Работать приходилось в суровых условиях: под постоянными артобстрелами и налётами вражеской авиации. Море часто штормило, волны сильно качали установленные на плотах дизель-молоты, не давали забивать сваи. Пронизывающий ветер дул в стрелы копров, и плот каждую минуту мог опрокинуться в море или разбиться о металлические опоры. Чтобы не смывало водой, солдаты привязывались веревками. Несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки войск и грузов на полуостров Крым.
Фото: Подвесной канатный мост через Керченский пролив (1944 год)
На этой фотографии один из четырех строителей канатной дороги на заднем плане стоит мой дедушка Артищев Михаил Александрович. Я им очень горжусь!
Все это он подробно описывает в своей книге – «Терэк – Эльба», которую не возможно читать без слез.
Боевой путь
С июня 1942 года по июль 1942 года Командир взвода 152 отдельного Мосто-строительного батальона на Южном фронте.
С июля 1942 года по октябрь 1943 года Командир взвода 152 отдельного Мосто-строительного батальона Северо-Кавказского фронта.
С октября 1943 года по май 1944 года Командир взвода 152 отдельного Мосто-строительного батальона 4-го Украинского фронта.
С мая 1944 года по май 1945 года Командир взвода 152 отдельного Мосто-строительного батальона 1-го Украинского фронта.
Свой боевой путь Артищев М.А описал в своей книге "Терек- Эльба"
Воспоминания
Уволен в запас 10 января 1946 года. В моей памяти сохранился образ скромного и порядочного человека. Является примером отношения к труду. Он работал до 72 лет и в трудовой книжке у него имеется запись только одной организации -"Башкиравтодор". Про войну почему то он ни когда не рассказывал, а если мы что то и спрашивали - он не отвечал, уходил на балкон и курил, а бабушка отводила нас от него, приговаривая "не мешайте Дедуле". Только сейчас я понимаю, что ему было больно вспоминать.
После войны
Позже выйдя на пенсию Артищев Михаил Александрович пытался описать в стихах воспоминания о войне.
Вот один из отрывков из его поэмы "Терэк-Эльба" про смерть капитана Гайдовского - автора проекта канатной дороги через Керченский полив.
Капитан Гайдовский
Мы сидим в штабной землянке с аппаратом на столе
Наш радист в шапке-ушанке вел разговор с Еникале.
Его запрашивал Амбалов (инженер майор нач. стр-ва канатной дороги)
-Где начальство, где спецы? Сколько было у нас «баллов» Далеко ли огорцы?
По условленному коду, надо было понимать,
Сколько их взрывают воду и стреляют ли опять?
Бьет снарядами – какими? Долетают ли до нас?
Но разве могут быть такими разговоры в этот час.
Речь конечно о снарядах, что разрывались вокруг нас.
Сколько их, каких калибров он запрашивал сейчас.
Разговор весьма простецкий, если код расшифровать.
Огорец –снаряд немецкий, что тут было не понять
Что касается до «баллов» - их падений – частота
Так запрашивал Амбалов и конечно не спроста.
Он беспокоился о главной нашей точке на «Чушке»,
Что конструкцией огромной возвышалась на песке.
Тишина в нашей землянке, солдат в ушанке недвижим
Руку отнял от морзянки, мы настойчиво ворчим.
- Считаем немца за дурного, что он дурак, глупей овцы,
А ведь повернет прицел немного и будут нам тут огорцы.
Радист не смело улыбнулся, дело ведь сказали мне
К капитану повернулся, что дремал на топчане.
Как ответить? – капитана по тихоньку он спросил
Приподнялся тот с топчана, ноги к низу опустил.
Один из авторов проекта был Гайдовский капитан
Смотрит прямо на радиста, смотрит будто сквозь туман
Был он очень уж спокоен, был печален его взгляд
Будто чем то не доволен и самой жизни он не рад.
В полусумраке землянки, его белела борода.
Что ответил он радисту мы не услышали тогда.
Мы выходили из землянки. Вернулся с моря и как раз
Подходил с морской болтанки – низкий, серенький баркас.
В час назначенный и точно его встретить мы идем.
Тут старшина подъехал срочно с флягой, с кашей и борщом.
«Вот Вам обед ребята наши», как чайка издали кричит.
«Привез и борщ, привез и кашу и есть чем душу промочить»
Тут он щелкнул себя по шее –пальцем с правой стороны
Склонив голову левее, что бы всем были видны
Те места, куда нам тихо перед обедом что то слить,
Чтоб не могло какое лихо наш выход в море омрачить.
Пять минут - в борщовой фляге от борща – лишь только след
Минут пятнадцать и не больше полагалось на обед.
Закончив борщ - перловой кашей мы занялись на берегу
Как вдруг лишь угол от землянки нашей мы увидели в дыму.
Когда к землянке подбежали, взрывной рассеялся туман
Солдаты там еще дышали, был неподвижен - капитан.
Он будто спал и сон прекрасный видел он.
Сам весь в песке только капли крови красной запылились на виске.