Анатолий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Артемов А.И. родился 17 октября 1926 г. в селе Алексеево Бельковского района Рязанской области. Окончил 6 классов сельской школы. На момент начала Великой Отечественной Войны ему было 14 лет.
По достижении призывного возраста, а именно 01 ноября 1943 года на основании Постановления Государственного комитета обороны № ГОКО-4322сс от 13.10.1943 г. "О призыве на военную службу призывников рождения 1926 г.", призывной комиссией при Бельковском военном комиссариате Рязанской области он был призван на действительную военную службу и направлен во 2-й отдельный запасной понтонно-мостовой батальон, там же принял военную присягу 19 декабря 1943 г., после этого был назначен на должность понтонера и прослужил в вышеуказанном батальоне до августа 1944 года.
Затем был переведен в 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский Краснознамённый орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды батальон, который входил в состав 7-ой моторизованной понтонно-мостовой Лодзинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады 65-й армии 1-го Белорусского фронта, где и продолжил свой боевой путь до конца войны, дойдя до Берлина.
Боевой путь
7-я моторизованная понтонно-мостовая бригада - соединение инженерных войск Красной армии во время Великой Отечественной войны. Номер полевой почты - 15833.
История
Бригада сформирована 26 октября 1943 года в соответствии с директивой Генерального штаба Красной армии № ОРГ/5/8564 от 13.10.1943 г. на Белорусском фронте в г. Новозыбков Брянской области в составе: управление бригады, рота управления и четыре моторизированных понтонно-мостовых батальона.
Боевой путь
Боевое крещение бригада получила в ходе Гомельско-Речицкой наступательной операции. В январе-феврале 1944 года участвовала в Калинковичско-Мозырской наступательной операции.
В середине апреля 1944 года Белорусский фронт был переименован в 1-й Белорусский фронт и бригада продолжила свой боевой путь в его составе.
В ходе Белорусской наступательной операции бригада обеспечивала переправу войск через реки Березина, Свислочь, Неман и Западный Буг.
02 июля 1944 года бригада была награждена орденом Суворова 2-й степени. В дальнейшем сражалась в Варшавско-Познанской наступательной операции и принимала участие в освобождении городов Лодзь, Кутно, Томашов.
19 февраля 1945 года за отличие в боях по освобождению города Лодзь Приказом ВГК бригаде присвоено наименование Лодзинской. В дальнейшем бригада участвовала в Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
19 мая 1945 года бригада была награждена орденом Красного знамени, а 11 июня 1945 года - орденом Кутузова 2-й степени.
За годы войны 9873 воина бригады были награждены орденами и медалями, а четверо стали Героями Советского Союза:
· Боченков Иван Андреевич — командир отделения 61-го моторизованного понтонно-мостового батальона.
· Красавин Михаил Васильевич — командир отделения 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона.
· Собянин Иван Васильевич — командир отделения 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона.
· Соломонов Александр Андреевич — командир взвода 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона.
На Белорусском и 1-м Белорусском фронтах (21.10.1943 г. - 09.05.1945 г.) бригада участвовала в Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырьской, Бобруйской, Минской, Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
Бригада обеспечивала переправу войск через реки: Сож, Припять, Днепр, Друть, Березина, Свислочь, Неман, Западный Буг, Нарев, Висла, Пилица, Варта, Одер, Шпрее, Даме.
Каналы: Фридландшторм, Тельтов, Шпандауэр, Ландвер.
Бригада участвовала в освобождении городов Гомель, Томашов Лодзь, Кутно, Кюстрин, Франкфурт-на-дере, Панков и Берлин.
Бригадой пройден боевой путь 2800 км. по маршруту: Новозыбков - Гомель - Речица - район Жлобина - Рогачёв - район Бобруйска - Минск - Столбцы - Барановичи - Слоним - Волковыск - Вельск - Вышкув - район Варшавы - Лодзь - район Познани - Кюстрин - Геритц - Берлин.
Бригадой построено деревянных мостов - 524, общей длиной 20260 пог. м.
Восстановлено 290 мостов общей длиной 4650 пог. м. Построено новых дорог - 117 км.
Отремонтировано дорог - 860 км.
Расчищено дорог от снега - 250 км.
Наведено переправ из подручных средств - 24, общей длиной 1400 пог. м.
Разминировано мин, фугасов и мин-сюрпризов - 580.
Отрыто траншей - 27 км.
Переправлено грузов
· танков - 10093 ед;
· орудий - 31640 ед;
· тягачей и тракторов - 4870 ед;
· самоходных пушек - 3870 ед;
· автомашин - 141800 ед;
· подвод - 212800 ед;
· лошадей и скота - 82000 голов;
· личного состава - 393000 чел;
· боеприпасов и других грузов - 12440 т.
Командиры
· подполковник И. Л. Котляров (октябрь — декабрь 1943 года)
· полковник, с 2 ноября 1944 года генерал-майор инженерных войск В. А. Яковлев (с декабря 1943 года до конца войны)
Полное почётное наименование
В конце войны полное наименование бригады звучало как: 7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада. Входившие в состав бригады батальоны имели следующие почётные наименования:
· 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский Краснознамённый орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды батальон (п.п. 14196);
· 63-й моторизованный понтонно-мостовой Томашовский ордена Александра Невского батальон (п.п. 11017);
· 136-й моторизованный понтонно-мостовой Краснознамённый ордена Александра Невского батальон (п.п. 33095);
· 50-й моторизированный понтонно-мостовой батальон (с 12.11.1943 г. - 138-й моторизованный понтонно-мостовой Краснознамённый орденов Суворова и Богдана Хмельницкого батальон (п.п. 47925).
После войны
По окончании военных действий 10 мая 1945 года бригада передислоцирована из Берлина в Бад-Заров, южнее Фюрстенвальде. С 10 по 15 декабря 1945 года бригада передислоцирована в г. Рослау, 5 км. севернее Дессау, далее в Магдебург.
В июне 1946 года 7-я понтонно-мостовая бригада была переформирована в 36-й понтонно-мостовой полк. Через 5 лет полк был переформирован в 53-ю понтонно-мостовую бригаду. В июне 1954 года бригада была вновь переформирована в 36-й понтонно-мостовой полк, который был расформирован в 1991 году.
Полк выводился из ЗГВ для расформирования в Приволжско-Уральский военный округ в полном составе. Начало вывода из ЗГВ было в июне - пошли первые эшелоны, окончание 18 августа 1991 года - последний самолет с управлением, Боевым знаменем, документами штаба и подразделениями обеспечения и обслуживания. Боевое знамя и документы сдавались в ЦАМО (Подольск) в октябре 1991 года.
После войны
После войны Артемов А.И. остался служить в вышеуказанном 36-м понтонно-мостовом полку в Германии. В июле 1950-го г. уволился в запас и вернулся на родину. 23.10.1951 г. женился на нашей бабушке Рогожкиной Анне Алексеевне и прожил с ней долгую счастливую жизнь. У них родились дочь Галина и сын Александр. С 1952 года работал в различных трестах Моссантехстроя Главмоспромстроя до выхода на пенсию в 1990 году. Неоднократно поощрался денежными премиями, благодарностями и почетными грамотами, нагрудными знаками ЦК ВЛКСМ, имел 6-й разряд слесаря-сантехника, который впоследствии был переименован в 5-й.
Умер Наш Дедушка 18.04.1995 г. и похоронен на Митинском кладбище г. Москвы.