Александр
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронте с декабря 1941г.
В 1943г. штурман экипажа 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка- подполковник Артемьев Борис Павлович).
К марту 1943г. в составе 1-й авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- капитан Плитка Григорий Саввич. Оперативная группа полка а составе 1 авиаэскадрильи базировалась на аэродроме Курск-Центральный. Командовал группой гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.
11 марта 1943г. экипаж самолета Пе-2 №7: летчик лейтенант Стукалов Виктор Петрович, штурман лейтенант Артемов Александр Михайлович, воздушный стрелок-радист младший сержант Москалев Иван Васильевич- выполнил разведку района Рыльск- Глухов. Из Глухова был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом был подбит правый мотор. Летчик привел самолет на свой аэродром на одном моторе и совершил посадку на фюзеляж.
14 марта 1943г. экипаж: Стукалов, Артемов, воздушный стрелок-радист сержант Галкин Дмитрий Евсеевич- выполнил разведку района Глухов- Кролевец- Конотоп- Ворожба.
15 марта 1943г. экипаж: Стукалов, Артемов, Галкин выполнил разведку района Коренево- Ворожба- Путивль- Конотоп- Глухов- Рыльск.
17 марта- района Ворожба- Глухов- Крупец.
20 марта экипаж: Стукалов, Артемов, воздушный стрелок-радист старший сержант Макаров Леонид Петрович- выполнил разведку в районах Рыльск- Крупец- Кролевец- Глухов- Конотоп- Ворожба.
27 марта 1943г. экипаж самолета Пе-2 №5: Стукалов, Артемов, воздушный стрелок-радист сержант Громков Николай Степанович- вылетел на разведку в район Ворожба- Конотоп- Бахмач- Рыльск. Из Ворожбы обстрелян зенитной артиллерией. Из-за ухудшения погодных условий, экипаж вернулся через 1ч. 10мин. полета.
07 апреля экипаж: Стукалов, Артемов, Галкин выполнял разведку погоды в районах Рыльск- Глухов- Бахмач- Конотоп- Ворожба.
11 апреля- разведку районов Рыльск- Ворожба- Речки- Хотин.
14 апреля- площадное фотографирование района Севск- Брянцево.
21 апреля- разведка районов Рыльск- Крупец- Глухов- Кролевец- Конотоп- Ворожба.
22 апреля- Рыльск- Эсмань- Шестка- Новгород-Северский- Середина Буда- Севск.
23 апреля Стукалов и Артемов на самолете Пе-3 выполнили разведку районов Глухов- Шостка- Новгород Северский- Путивль- Ворожба.
24 апреля экипаж: Стукалов, Артемов, Галкин выполнял разведку районов Крупец- Кролевец- Глухов- Конотоп- Ворожба.
28 апреля экипаж: Стукалов, Артемов, Галкин, вылетев на разведку в район Глухов- Кролевец, возвратился через 55мин. из-за ухудшения метеоусловий.
В период с марта по апрель 1943г. на Центральном фронте совершил 10 боевых вылетов на разведку.
К 20 апреля 1943г. лейтенант Артемов совершил 11 боевых вылетов, 1 из которых- ночной. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 26 мая 1943г.
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
16 и 17 июля 1943г. экипаж самолета Пе-2 №21: летчик гвардии младший лейтенант Лузгин Алексей Андреевич, летнаб (летчик-наблюдатель) гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович, сержант Тищенко- произвели разведку передвижения войск противника на участке Рыльск- Кролевец- Конотоп- Ворожба.
23 июля экипаж выполнил разведку по маршруту Рыльск- Глухов- Путивль.
24 июля- установил движение эшелонов на участке Севск- Хутор Михайловский- Ворожба- Сумы.
01 августа на самолете №33 экипаж вылетел на разведку войск противника и фотографирование заданных объектов на участках Сумы- Ромны- Бахмач- Конотоп- Ворожба. При подходе к Ромны из-за недостатка кислорода. Экипаж почувствовал недомогание. Стал терять ориентировку. Со снижением пошли в сторону линии фронта. Совершили аварийную посадку на аэродроме южнее Валуйки.
03 августа на самолете №46 экипаж выполнил площадную аэрофотосъемку на участках Дмитриев-Льговский- Алтухово- Новая Соколовка- Дмитриев-Орловский.
04 августа выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Навля от пос.Навля до пос.Шаблыкино.
05 августа на самолете №14 выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Ревна от с.Рёвны до с.Сомово.
07 августа на самолете №46 выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Десна от с.Витемля (Брянская обл.) до Новгород-Северский.
09 августа- произвели разведку передвижения войск противника на участке Рыльск- Глухов- Шостка- Суземка- Севск.
11 августа 1943г. экипаж самолета Пе-2: летчик младший лейтенант Деменев Александр Ефимович, летнаб гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Жириков Федор Прокопьевич, с аэродрома Курск выполнили разведку района Новгород-Северский- Оболонье (Черниговская обл.).
12 августа 1943г. экипаж совершил успешный разведывательный вылет.
15 августа на самолете №46 экипаж Лузгин- Артемов- Тищенко установил движение эшелонов по железной дороге Ворожба- Конотоп- Бахмач- Прилуки- Городище- Рамадан- Полтава.
16 августа на самолете №44 установил базирование авиации противника на аэродромах в районах Сумы, Лебедянь, Гадяч, Миргород, Полтава.
17 августа 1943г. экипаж: летчик младший лейтенант Мыльников Александр Иванович, летнаб гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович, Колмаков выполнил задание по разведке района Полтава- Миргород- Гадяч- Сумы.
19 августа на самолете №46 экипаж: Мыльников- Артемов- Тищенко- установил движение эшелонов по железной дороге Ворожба- Конотоп- Бахмач- Прилуцк- Городище- Миргород- Полтава.
22 и 23 августа 1943г. экипаж: Мыльников, Артемов на самолете Пе-3 выполнили задания по разведке районов Батурин, Глинки, Нежин, Киев, Борисполь.
24 августа на самолете №20 экипаж Лузгин- Артемов- Тищенко установил места скопления войск и передвижение по железным дорогам на участках хутор Михайловский- Жихов- Стародуб- Клинцы- Новгород-Северский.
25 августа на самолете Пе-3 №34 экипаж: летчик гвардии капитан Кожинов Степан Иванович, летнаб Артемов с аэродрома Курск вылетел на разведку района Жихов- Хутор Михайловский. Задание было выполнено частично- экипаж был атакован истребителями противника, прикрываясь огнем пулеметов, вернулся на свою территорию.
К 25 августа 1943г. гвардии старший лейтенант Артемов совершил еще 16 боевых вылетов на дальнюю разведку. Был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Приказом от 15 октября 1943г. награжден вторым орденом Красного Знамени.
26 августа экипаж Кожинов- Артемов на самолете Пе-3 №26 выполнил разведку района Жихов- Стародуб- Климово- Новгород Северский- Шостка.
27 августа экипаж Кожинов- Артемов на самолете Пе-3 №31 выполнил разведку района Хутор Михайловский- Глухов- Рыльск.
Вторым вылетом Александр Михайлович и летчик гвардии старший лейтенант Шурыгин Иван Иванович на самолете Пе-3 №31 следовали в район Хутор Михайловский- Стародуб- Новгород Северский. Из-за плохих метеоусловий вернулись на свой аэродром.
31 августа экипаж Кожинов- Артемов на самолете Пе-3 №31 выполнил поставленную задачу.
02 сентября 1943г. первым вылетом экипаж Кожинов- Артемов выполнил разведку района Гомель.
Следующим вылетом экипаж летчик гвардии лейтенант Самуйленко Георгий Захарович, летнаб старший гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович, стрелок-радист гвардии старший сержант Мельниченко Леонид Варфоломеевич- на самолете Пе-2 №21 выполнил площадную фотосъемку берега р.Сейм на участке Путивль- Глушково.
03 сентября экипаж Кожинов- Артемов вернулся с маршрута из-за плохих метеоусловий.
04 сентября экипаж Шурыгин- Артемов выполнил поставленную задачу.
Вторым вылетом экипаж Кожинов- Артемов выполнил разведку района Киев, площадную съемку участка рек Десна и Сейм.
06 сентября экипаж Кожинов- Артемов выполнил разведку района Нежин- Киев.
Следующие боевые вылет экипаж Кожинов- Артемов совершил 07, 09, 10, 19 сентября.
14 сентября, вылетев в район Льгов- Киев, был атакован истребителями противника. Вернулся на свой аэродром.
24 сентября экипаж самолета Пе-2 №32: летчик Кожинов, летнаб Артемов, стрелок-радист гвардии старший сержант Абакумов Иван Архипович- взлетев с аэродрома Конотоп, выполнили разведку погоды.
Следующие боевые вылет экипаж совершил 25 и 26 сентября.
19 октября экипаж Кожинов- Артемов выполнил разведку района Знаменка- Белая Церковь- Фастов- Киев.
21 октября- разведку аэродромов противника по маршруту Каменка- Смела- Ротмистровка- Белая Церковь.
К концу 1943г. Александр Михайлович совершил 58 успешных боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 08 апреля 1944г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
24 января 1944г. экипаж: летчик гвардии старший лейтенант Кириленко Василий Иванович, летнаб Артемов, стрелок-радист гвардии старшина Рассказов Алексей Яковлевич, вылетев с аэродрома Жуляны, возвратился через 50мин. после вылета, из-за неисправности материальной части.
25 января экипаж Кириленко, Артемов, стрелок-радист гвардии старший сержант Разиньков Семен Петрович- выполнил разведку в районах Староконстантинов- Проскуров.
28 января экипаж Кириленко, Артемов, Иванов частично выполнил задание по разведку районов Староконстантинов- Любар- Деражичи.
30 января выполнил разведку районов Городище- Новомиргород- Гайворон- Умань. Из Умани был обстрелян зенитной артиллерий, затем, атакован парой истребителей. Ушел от истребителей на свою территорию.
31 января выполнил разведку в районах Проскуров- Жмеринка- Винница.
01 февраля на бреющем полете выполнил разведку войск противника в лесу в районе Дашев.
04 и 09 февраля экипаж не смог выполнить задание из-за плохих метеоусловий.
10 февраля выполнил разведку погоды в районах Винница- Умань.
07 марта выполнил разведку в районах Умань- Немиров- Винница.
08 марта- разведка погоды- Староконстантинов- Проскуров- Винница.
21 марта, вылетев с аэродрома Тирановка, вернулся через 1ч. из-за падения давления бензина.
24 марта экипаж Кириленко, Артемов, стрелок-радист гвардии старший сержант Сергеев Петр Андреевич, возвратился через 47мин. после вылета, из-за плохих метеоусловий на маршруте.
07 апреля 1944г. с аэродрома Скоморохи (Житомирская обл.) экипаж самолета Пе-2 (№15): летчик младший лейтенант Кузнецов Юрий Яковлевич, летнаб (летчик-наблюдатель) гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович и воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Сергеев Петр Андреевич- вылетел на разведку района Ходоров- Стрый- Долина- Галич. Экипаж с задания не вернулся.
Известно, что летчик и стрелок-радист попали в плен.
По воспоминаниям жителя с.Кальне (Тернопольская обл.) в 1944г. на Благовещенье (07 апреля) над их селом немецким самолетом был сбит советский двухмоторный самолет. Объятый пламенем он спланировал и упал рядом с селом. Местные жители, находившиеся в церкви на праздничной службе, прибежали и тушили самолет снегом и вытащили троих летчиков, один из которых вскоре скончался и был похоронен на сельском кладбище. Перед смертью успел сказать: «Прощай, Оля…». Двоих обгоревших летчиков немецкие солдаты, приехавшие к месту падения самолета, хотели расстрелять, но староста села уговорил их не делать этого. Немцы увезли их с собой. Сергеев Петр Андреевич умер в лагере, Кузнецов Юрий Яковлевич был освобожден и вернулся на Родину.