Аристов Борис Романович
Аристов
Борис
Романович
Подполковник. / Командир 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта.
24.05.1905 - 29.07.1941

История солдата

Звание.

Подполковник.

Должность.

               Командир 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта. (07.1941).

               Подполковник АРИСТОВ БОРИС РОМАНОВИЧ, 28.01.1910 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Борецкая волость, деревня Антипинская (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Архангельская область, Шенкурский район, Шеговарский сельский совет, деревня Антипинская; 2. РОССИИ: Архангельская область, Шенкурский муниципальный район, Шеговарское сельское поселение, деревня Антипинская), русский. В РККА призван 10.1927 года. Образование: 1. Гражданское (общее): 6 классов школы (в 1920г.); 2. Военное: Военно - теоретическая школа ВВС РККА (1928г.; г. Ленинград); 2-я Военная школа лётчиков имени ОСОАВИАХИМа (в1931г.; г. Борисоглебск); Высшая лётно - тактическая школа (Высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА; в 1937г.; г. Липецк). В Великой Отечественной войне с 24.07.1941 года в должности (последняя): Командира 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта. С Великой Отечественной войны не вернулся: 29.07.1941, не вернулся с боевого задания, сбит в воздушном бою, погиб. Захоронен: РСФСР, Новогородская область, г. Новгород. Родственники: РСФСР, Иркутская область, Заларинский район, село Залари, ул. Советская, дом №56, жена - Аристова Мария Андреевна (дети: сын Юрий, 1932 г. р.; дочь Вера, 1934 г.р.; дочь Ульяна, 1941 г. р.). 

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 

- провел воздушных боёв:

- сбил самолётов: 

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”).

Дата рождения 1905; 24.05.1905

Место рождения Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская|Архангельская обл., Шенкурский р-н, Шеговарский с/с, д.Антипинская

Дата призыва 12.10.1927

Воинское звание подполковник

Дата выбытия 1941

Место выбытия д. Юдина; Московская обл., Одинцовский р-н, д. Юдино

Место захоронения д. Юдина

Командование воинскими частями 6 истребительный авиационный полк

                                                                     командир
                                                                     подполковник
                                                                     Нет данных о начале периода командования - 26.07.1941

 

Учётно - послужная картотека.

Аристов Борис Романович

Дата рождения: 24.05.1905

Место рождения: Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская

Дата поступления на службу: 12.10.1927

Воинское звание: подполковник

Наименование воинской части: 6 иап

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 29.07.1941

 

Записи из ГУК.

Аристов Борис Романович

Дата рождения: 24.05.1905

Место рождения: Архангельская область Шенкурский район деревня Антипинская

Наименование военкомата: Шенкурский РВК Архангельская область

Дата призыва: 12.10.1927

Воинское звание: подполковник

Дата выбытия: 29.07.1941

 

Приказ об исключении из списков.

Аристов Борис Романович

Дата рождения: __.__.1905

Воинское звание: подполковник

Последнее место службы: 6 иап

Дата выбытия: 29.07.1941

Причина выбытия: убит

 

Донесение о безвозвратных потерях.

Аристов Борис Романович

Дата рождения: __.__.1905

Место рождения: Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская

Дата призыва: Шенкурский РВК, Архангельская обл., Шенкурский р-н

Воинское звание: подполковник

Последнее место службы: 6 иап

Дата выбытия: 29.07.1941

Причина выбытия: убит

Первичное место захоронения: д. Юдина

 

Приложение:

1. 6 истребительный авиационный полк (6 истребительный авиационный полк (преобразован 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap6_1.php; “Полки и самолёты”: http://ava.org.ru/iap/18g.htm );Все истребительные авиаполки Сталина; Первая полная энциклопедия: (6 истребительный авиационный полк (преобразован в 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк: https://clck.ru/s2YW6 ); 57 смешанная авиационная дивизия (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/s3d6F ):

- 6 истребительный авиационный полк.

                  "19.06.38 г. издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6 иап в городе Хабаровске.

                    По июнь 1941 г. полк в составе 4-х авиаэскадрилий базировался в деревне Гаровка близ               Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис.

                    08.07.41 г. полк убыл на Северо-Западный фронт.

                    19-20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях.

                     В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером.

                Один 6 иап начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова и впоследствии был преобразован в 149 гиап.

                 Другой 6 иап убыл под Новгород и 24.07.41 г. вступил в бой с вражеской авиацией в районах Новгорода и Старой Руссы. Сражался на дальних подступах к Ленинграду в составе 57 сад, а в декабре в составе 6 сад, потом на левом фланге Калининского фронта, в битве под Москвой в составе 7 сад. За 7 месяцев полк совершил 4420 боевых самолето-вылетов. Летчики провели 217 боев, сбили 61 вражеский самолет в воздухе и 6 уничтожили на земле. За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в сражениях под Москвой приказом Народного комиссара обороны СССР No. 70 от 07.03.42 г. был преобразован в 18 гиап.

                С марта по июнь 1942 г. в боевых действиях не участвовал. Личный состав находился в тылу, в 5 забр Сибирского ВО, осваивал истребители Як-1.

                23.06.42 г. вошел в состав 234 иад, участвовал в боях сначала под Козельском, потом под Ржевом. За два месяца полк выполнил 1735 самолето-вылетов, провел 251 воздушный бой. Летчики уничтожили 63 и подбили 14 вражеских самолетов.

                 В августе 1942 г. после тяжелых потерь полк выведен в тыл на переформирование. В феврале 1943 г. получил на вооружение истребители Як-7б. 10 из них были построены на средства трудящихся Латвии и несли на фюзеляже надпись "Латышский стрелок".

                 В феврале 1943 г. вошел в состав 303 иад.

В апреле и мае 1943 г. выполнял задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация.

                 В июле-августе 1943 г. участвовал в Орловской наступательной операции. В течение июля выполнял задачи по прикрытию наступающих войск, сопровождал штурмовики и бомбардировщики. В конце июля полк пополнился летным составом и самолетами Як-9д. На этих самолетах в начале августа успел поучаствовать в боях в районе Орла.

               С 07.08.43 г. действовал на Спас-Деменском направлении.

               С 29.08 по 06.09.43 г. действовал в районе Ельни. За этот период летчики полка сбили 32 самолета противника. С 14.09.43 г. участвовал в боях за освобождение Смоленска. Всего в ходе Смоленской операции летчики полка сбили 62 самолета противника.

                В конце сентября 1943 г. перебазировался на аэродром Шаталово и начал готовиться к боям за освобождение Белоруссии.

                В октябре 1943 г. действовал на оршанском направлении с аэродрома Доброселье. За четыре дня - с 12 по 15 октября - летчики полка участвовали в 14 воздушных боях и сбили 22 самолета.

                Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.43 г.за образцовое выполнение боевых заданий командования в летних операциях на орловском, брянском, спас-деменском, ельнинском и смоленском направлениях Западного фронта авиаполк награжден орденом Красного Знамени.

               С начала ноября 1943 г. действовал с полевого аэродрома у станции Литивля на витебском и оршанском направлениях. 07.02.44 г. после обстрела аэродрома Литивля дальнобойной артиллерией полк перебазировался на аэродром Цикуновка. В период весенней распутицы действовал с аэродрома Шаталово. Активность боевой работы зимой и весной 1944 г. была низкой.

               Летом 1944 г. участвовал в боях за освобождение Белоруссии. В июле 1944 г. за отличия в боях за освобождение Витебска полку присвоено почетное наименование Витебский. За успешное выполнение заданий командования в боях, за овладение городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Суворова 2-й степени.

              В конце июля и начале августа 1944 г. получил на вооружение самолеты Як-3.

              С конца августа 1944 г. на Гумбинненском и Гольдапском направлениях выполнял задачи по ведению свободной охоты и воздушной разведке.

С 05.10.44 г. активно действовал на Тильзитском направлении.

С середины октября 1944 г. вновь приступил к действиям на Гумбинненском направлении. За три дня наступательной операции 16-18.10.44 г. летчики полка уничтожили 40 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. В ноябре и декабре 1944 г. летчики полка вели борьбу с воздушными разведчиками, летали на "свободную охоту", нарушали перевозки на дорогах.

С 13.01.45 г. участвовал в Восточно-Прусской операции. В ходе прорыва долговременной обороны противника и преследования его войск с 13 по 31 января летчики авиаполка произвели более 680 боевых самолето-вылетов главным образом на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также на прикрытие войск. При этом в воздушных боях они сбили 26 и подбили 10 самолетов. Своих потерь не было.

В феврале и марте 1945 г. участвовал в разгроме Хейльсбергской группировки врага. В ходе операции по разгрому этой группировки летчики авиаполка произвели 1737 самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 24, подбили 10 и уничтожили на земле 12 самолетов противника. Кроме того, при штурмовке войск противника на ледовых дорогах залива Фришес-Хафф сожгли 18 машин.

05.04.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Восточно-Прусской операции и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден вторым орденом Красного Знамени.

06-09.04.45 г. участвовал в операции по разгрому Кенигсбергской группировки противника.

13-17.04.45 г. участвовал в операции по разгрому Земландской группировки противника.

Во второй половине апреля прикрывал войска, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков в ходе штурма Пиллау.

Всего в ходе Восточно-Прусской наступательной операции летчики полка произвели более 3800 боевых самолето-вылетов и сбили в воздушных боях 74 самолета. При штурмовке объектов на земле уничтожили большое число живой силы и техники врага, потеряв при этом двух своих летчиков.

В конце апреля полк перебазировался на аэродром Эльбинг. Летчики вели наблюдение за блокированными в южной части косы Фрише-Нерунг и в устье Вислы остатками разбитых войск противника, которые отказывались сдаться в плен. Встреч с воздушным противником не было, но несколько самолетов полка были повреждены огнем с земли.

Всего за годы войны летчики полка совершили 12638 боевых самолето-вылетов, провели 940 воздушных боев, сбили 427 самолетов в небе и свыше 30 уничтожили на земле. В результате штурмовых ударов летчики полка истребили много танков, машин, артбатарей. Свои потери - 49 летчиков. При бомбардировках и артобстрелах аэродромов погибли 5 и были ранены 15 офицеров штаба, техников и младших авиаспециалистов.";

В действующей армии:

23.07.41 - 08.02.42 (6 иап СЗФ)

23.06.42 - 09.05.45 (18 гиап);

- 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк.

              "История полка. В период с 28 февраля по 15 мая 1942 года 6-й истребительный авиационный полк находился в 5-й запасной авиабригаде Сибирского военного округа (г. Новосибирск), где освоил истребители Як-7б и Як-1.

              За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 6-й истребительный авиационный полк приказом НКО СССР № 70 от 07.03.1942 года преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк.

               1 июня 1942 года полк прибыл в Московский военный округ на аэродром Раменское и поступил в распоряжение 2-й резервной авиационной бригады СВГК. 23 июня полк приступил к боевой работе в составе 234-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта на самолётах Як-7б и Як-1. 18 августа полк принял 7 Як-1 от 91-го иап. С 24 августа 1942 года по 22 февраля 1943 года полк боевой работы не вёл, находясь в резерве 1-й ВА и продолжая оставаться в составе 234-й истребительной авиадивизии. Переформирован по штату 015/284.

              22 февраля 1943 года полк передан в состав вновь сформированной 303-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта и возобновил боевую работу на самолётах Як-7б.

              С апреля 1943 года в состав полка вошла сформированная на аэродроме в Иваново эскадрилья из французских лётчиков. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. История создания эскадрильи: в марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По предложениям личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации.

             Личный состав 4-й эскадрильи «Нормандия», на базе которой впоследствии создан полк «Нормандия-Неман»

             В июле 1943 года на базе 4-й эскадрильи создан 1-й отдельный истребительный авиационный полк сражающейся Франции «Нормандия». 28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман».

              В сентябре 1943 года полк полностью перевооружён на истребители Як-9. 23 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён орденом Красного Знамени.

              С 29 июня по 27 августа 1944 года летный состав полка находился в Саратове на авиазаводе № 292, где получил и освоил истребители Як-3. 6 июля 1944 года за проявленную храбрость, мужество и отвагу в боях по прорыву Витебского укреплённого района немцев южнее Витебска и на оршанском направлении севернее реки Днепр, а также за овладение городом Витебск приказом ВГК № 0175 полку присвоено почётное наименование «Витебский».

              В июле 1944 года полк переформирован по штату 015/364. 23 июля 1944 года за успешное выполнение заданий командования в боях за овладение столицей Белоруссии городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гвардейский полк награждён орденом Суворова III степени.

             С 27 августа 1944 года полк вернулся к боевой работе в составе 303-й иад 1-й ВА 3-го Белорусского фронта на самолётах Як-3. 5 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ландсберг, Бартенштайн и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён вторым орденом Красного Знамени.".

2. Фотографии:

- личные подполковника АРИСТОВА Б. Р. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/s2RYx);

- 6 истребительный авиационный полк (18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк (“Полки и самолёты”: http://ava.org.ru/iap/18g.htm):

авторское описание:

“6 иап (18 гиап). Осень 1941 года. Истребитель И-16 с номером 269 и полосой на вертикальном оперении.”;

"6 иап (18 гиап). Февраль 1943 года. Полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии, находившимися в эвакуации, а также воинами Латышской стрелковой дивизии.";

"6 иап (18 гиап). Зима 1943 год. Вручение истребителей Як-7Б “Латышский Стрелок”. 
В 1-й эскадрилье на именных машинах летали С. Сибирин, В. Запаскин, Д. Лобашев, В. Баландин и Н. Пинчук."; 

“6 иап (18 гиап). Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.”;

“6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир звена 1-й эскадрильи лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка".; 

“6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Хатенки. Командир полка Голубов А.Е. на крыле своего Як-7Б. ”;

“6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Летчики 18-го гв.иап играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22.”;

“6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го гв. иап на полевом аэродроме.”;

“6 иап (18 гиап). 1945 год. Летчик полка Нормандия-Неман Робер Марши возле Як-3 № 40 из состава 18 гиап.";

3. Биография подполковника АРИСТОВА БОРИСА РОМАНОВИЧА (Борисоглебское ВАУ, автор Иванов Александр Полянскович: http://www.bvvaul.ru/profiles/5447.php ).
 

 

 

Регион Архангельская область
Воинское звание Подполковник.
Населенный пункт: Архангельск
Воинская специальность Командир 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта.
Место рождения Российская Империя, Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Борецкая волость, деревня Антипинская.
Годы службы 1927 1941
Дата рождения 24.05.1905
Дата смерти 29.07.1941

Документы

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Фотографии

Подполковник АРИСТОВ Б. Р.

Подполковник АРИСТОВ Б. Р.

Подполковник АРИСТОВ Б. Р.

Подполковник АРИСТОВ Б. Р.

6 иап (18 гиап). Осень 1941 года. Истребитель И-16 с номером 269 и полосой на вертикальном оперении.

6 иап (18 гиап). Осень 1941 года. Истребитель И-16 с номером 269 и полосой на вертикальном оперении.

6 иап (18 гиап). Февраль 1943 года. Полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии.

6 иап (18 гиап). Февраль 1943 года. Полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии.

6 иап (18 гиап). Зима 1943 год. Вручение истребителей Як-7Б “Латышский Стрелок".

6 иап (18 гиап). Зима 1943 год. Вручение истребителей Як-7Б “Латышский Стрелок".

6 иап (18 гиап). Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.

6 иап (18 гиап). Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.

6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир звена 1-й эскадрильи лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка.

6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир звена 1-й эскадрильи лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка.

6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир полка Голубов А.Е. на крыле своего Як-7Б.

6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир полка Голубов А.Е. на крыле своего Як-7Б.

6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Летчики 18-го гв. иап играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22.

6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Летчики 18-го гв. иап играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22.

6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го гв. иап на полевом аэродроме.

6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го гв. иап на полевом аэродроме.

6 иап (18 гиап). 1945 год. Летчик полка Нормандия-Неман Робер Марши возле Як-3 № 40 из состава 18 гиап."

6 иап (18 гиап). 1945 год. Летчик полка Нормандия-Неман Робер Марши возле Як-3 № 40 из состава 18 гиап."

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: