Борис
Романович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Звание.
Подполковник.
Должность.
Командир 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта. (07.1941).
Подполковник АРИСТОВ БОРИС РОМАНОВИЧ, 28.01.1910 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Борецкая волость, деревня Антипинская (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Архангельская область, Шенкурский район, Шеговарский сельский совет, деревня Антипинская; 2. РОССИИ: Архангельская область, Шенкурский муниципальный район, Шеговарское сельское поселение, деревня Антипинская), русский. В РККА призван 10.1927 года. Образование: 1. Гражданское (общее): 6 классов школы (в 1920г.); 2. Военное: Военно - теоретическая школа ВВС РККА (1928г.; г. Ленинград); 2-я Военная школа лётчиков имени ОСОАВИАХИМа (в1931г.; г. Борисоглебск); Высшая лётно - тактическая школа (Высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА; в 1937г.; г. Липецк). В Великой Отечественной войне с 24.07.1941 года в должности (последняя): Командира 6 истребительного авиационного полка, 57 смешанной авиационной дивизии, ВВС Северо - Западного фронта. С Великой Отечественной войны не вернулся: 29.07.1941, не вернулся с боевого задания, сбит в воздушном бою, погиб. Захоронен: РСФСР, Новогородская область, г. Новгород. Родственники: РСФСР, Иркутская область, Заларинский район, село Залари, ул. Советская, дом №56, жена - Аристова Мария Андреевна (дети: сын Юрий, 1932 г. р.; дочь Вера, 1934 г.р.; дочь Ульяна, 1941 г. р.).
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
- провел успешных боевых самолёто - вылетов:
- провел воздушных боёв:
- сбил самолётов:
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”).
Дата рождения 1905; 24.05.1905
Место рождения Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская|Архангельская обл., Шенкурский р-н, Шеговарский с/с, д.Антипинская
Дата призыва 12.10.1927
Воинское звание подполковник
Дата выбытия 1941
Место выбытия д. Юдина; Московская обл., Одинцовский р-н, д. Юдино
Место захоронения д. Юдина
Командование воинскими частями 6 истребительный авиационный полк
командир
подполковник
Нет данных о начале периода командования - 26.07.1941
Учётно - послужная картотека.
Аристов Борис Романович
Дата рождения: 24.05.1905
Место рождения: Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская
Дата поступления на службу: 12.10.1927
Воинское звание: подполковник
Наименование воинской части: 6 иап
Судьба: Погиб
Дата окончания службы: 29.07.1941
Записи из ГУК.
Аристов Борис Романович
Дата рождения: 24.05.1905
Место рождения: Архангельская область Шенкурский район деревня Антипинская
Наименование военкомата: Шенкурский РВК Архангельская область
Дата призыва: 12.10.1927
Воинское звание: подполковник
Дата выбытия: 29.07.1941
Приказ об исключении из списков.
Аристов Борис Романович
Дата рождения: __.__.1905
Воинское звание: подполковник
Последнее место службы: 6 иап
Дата выбытия: 29.07.1941
Причина выбытия: убит
Донесение о безвозвратных потерях.
Аристов Борис Романович
Дата рождения: __.__.1905
Место рождения: Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Антипинская
Дата призыва: Шенкурский РВК, Архангельская обл., Шенкурский р-н
Воинское звание: подполковник
Последнее место службы: 6 иап
Дата выбытия: 29.07.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: д. Юдина
Приложение:
1. 6 истребительный авиационный полк (6 истребительный авиационный полк (преобразован 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap6_1.php; “Полки и самолёты”: http://ava.org.ru/iap/18g.htm ); “Все истребительные авиаполки Сталина; Первая полная энциклопедия: (6 истребительный авиационный полк (преобразован в 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк: https://clck.ru/s2YW6 ); 57 смешанная авиационная дивизия (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/s3d6F ):
- 6 истребительный авиационный полк.
"19.06.38 г. издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6 иап в городе Хабаровске.
По июнь 1941 г. полк в составе 4-х авиаэскадрилий базировался в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис.
08.07.41 г. полк убыл на Северо-Западный фронт.
19-20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях.
В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером.
Один 6 иап начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова и впоследствии был преобразован в 149 гиап.
Другой 6 иап убыл под Новгород и 24.07.41 г. вступил в бой с вражеской авиацией в районах Новгорода и Старой Руссы. Сражался на дальних подступах к Ленинграду в составе 57 сад, а в декабре в составе 6 сад, потом на левом фланге Калининского фронта, в битве под Москвой в составе 7 сад. За 7 месяцев полк совершил 4420 боевых самолето-вылетов. Летчики провели 217 боев, сбили 61 вражеский самолет в воздухе и 6 уничтожили на земле. За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в сражениях под Москвой приказом Народного комиссара обороны СССР No. 70 от 07.03.42 г. был преобразован в 18 гиап.
С марта по июнь 1942 г. в боевых действиях не участвовал. Личный состав находился в тылу, в 5 забр Сибирского ВО, осваивал истребители Як-1.
23.06.42 г. вошел в состав 234 иад, участвовал в боях сначала под Козельском, потом под Ржевом. За два месяца полк выполнил 1735 самолето-вылетов, провел 251 воздушный бой. Летчики уничтожили 63 и подбили 14 вражеских самолетов.
В августе 1942 г. после тяжелых потерь полк выведен в тыл на переформирование. В феврале 1943 г. получил на вооружение истребители Як-7б. 10 из них были построены на средства трудящихся Латвии и несли на фюзеляже надпись "Латышский стрелок".
В феврале 1943 г. вошел в состав 303 иад.
В апреле и мае 1943 г. выполнял задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация.
В июле-августе 1943 г. участвовал в Орловской наступательной операции. В течение июля выполнял задачи по прикрытию наступающих войск, сопровождал штурмовики и бомбардировщики. В конце июля полк пополнился летным составом и самолетами Як-9д. На этих самолетах в начале августа успел поучаствовать в боях в районе Орла.
С 07.08.43 г. действовал на Спас-Деменском направлении.
С 29.08 по 06.09.43 г. действовал в районе Ельни. За этот период летчики полка сбили 32 самолета противника. С 14.09.43 г. участвовал в боях за освобождение Смоленска. Всего в ходе Смоленской операции летчики полка сбили 62 самолета противника.
В конце сентября 1943 г. перебазировался на аэродром Шаталово и начал готовиться к боям за освобождение Белоруссии.
В октябре 1943 г. действовал на оршанском направлении с аэродрома Доброселье. За четыре дня - с 12 по 15 октября - летчики полка участвовали в 14 воздушных боях и сбили 22 самолета.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.43 г.за образцовое выполнение боевых заданий командования в летних операциях на орловском, брянском, спас-деменском, ельнинском и смоленском направлениях Западного фронта авиаполк награжден орденом Красного Знамени.
С начала ноября 1943 г. действовал с полевого аэродрома у станции Литивля на витебском и оршанском направлениях. 07.02.44 г. после обстрела аэродрома Литивля дальнобойной артиллерией полк перебазировался на аэродром Цикуновка. В период весенней распутицы действовал с аэродрома Шаталово. Активность боевой работы зимой и весной 1944 г. была низкой.
Летом 1944 г. участвовал в боях за освобождение Белоруссии. В июле 1944 г. за отличия в боях за освобождение Витебска полку присвоено почетное наименование Витебский. За успешное выполнение заданий командования в боях, за овладение городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Суворова 2-й степени.
В конце июля и начале августа 1944 г. получил на вооружение самолеты Як-3.
С конца августа 1944 г. на Гумбинненском и Гольдапском направлениях выполнял задачи по ведению свободной охоты и воздушной разведке.
С 05.10.44 г. активно действовал на Тильзитском направлении.
С середины октября 1944 г. вновь приступил к действиям на Гумбинненском направлении. За три дня наступательной операции 16-18.10.44 г. летчики полка уничтожили 40 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. В ноябре и декабре 1944 г. летчики полка вели борьбу с воздушными разведчиками, летали на "свободную охоту", нарушали перевозки на дорогах.
С 13.01.45 г. участвовал в Восточно-Прусской операции. В ходе прорыва долговременной обороны противника и преследования его войск с 13 по 31 января летчики авиаполка произвели более 680 боевых самолето-вылетов главным образом на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также на прикрытие войск. При этом в воздушных боях они сбили 26 и подбили 10 самолетов. Своих потерь не было.
В феврале и марте 1945 г. участвовал в разгроме Хейльсбергской группировки врага. В ходе операции по разгрому этой группировки летчики авиаполка произвели 1737 самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 24, подбили 10 и уничтожили на земле 12 самолетов противника. Кроме того, при штурмовке войск противника на ледовых дорогах залива Фришес-Хафф сожгли 18 машин.
05.04.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Восточно-Прусской операции и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден вторым орденом Красного Знамени.
06-09.04.45 г. участвовал в операции по разгрому Кенигсбергской группировки противника.
13-17.04.45 г. участвовал в операции по разгрому Земландской группировки противника.
Во второй половине апреля прикрывал войска, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков в ходе штурма Пиллау.
Всего в ходе Восточно-Прусской наступательной операции летчики полка произвели более 3800 боевых самолето-вылетов и сбили в воздушных боях 74 самолета. При штурмовке объектов на земле уничтожили большое число живой силы и техники врага, потеряв при этом двух своих летчиков.
В конце апреля полк перебазировался на аэродром Эльбинг. Летчики вели наблюдение за блокированными в южной части косы Фрише-Нерунг и в устье Вислы остатками разбитых войск противника, которые отказывались сдаться в плен. Встреч с воздушным противником не было, но несколько самолетов полка были повреждены огнем с земли.
Всего за годы войны летчики полка совершили 12638 боевых самолето-вылетов, провели 940 воздушных боев, сбили 427 самолетов в небе и свыше 30 уничтожили на земле. В результате штурмовых ударов летчики полка истребили много танков, машин, артбатарей. Свои потери - 49 летчиков. При бомбардировках и артобстрелах аэродромов погибли 5 и были ранены 15 офицеров штаба, техников и младших авиаспециалистов.";
В действующей армии:
23.07.41 - 08.02.42 (6 иап СЗФ)
23.06.42 - 09.05.45 (18 гиап);
- 18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк.
"История полка. В период с 28 февраля по 15 мая 1942 года 6-й истребительный авиационный полк находился в 5-й запасной авиабригаде Сибирского военного округа (г. Новосибирск), где освоил истребители Як-7б и Як-1.
За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 6-й истребительный авиационный полк приказом НКО СССР № 70 от 07.03.1942 года преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк.
1 июня 1942 года полк прибыл в Московский военный округ на аэродром Раменское и поступил в распоряжение 2-й резервной авиационной бригады СВГК. 23 июня полк приступил к боевой работе в составе 234-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта на самолётах Як-7б и Як-1. 18 августа полк принял 7 Як-1 от 91-го иап. С 24 августа 1942 года по 22 февраля 1943 года полк боевой работы не вёл, находясь в резерве 1-й ВА и продолжая оставаться в составе 234-й истребительной авиадивизии. Переформирован по штату 015/284.
22 февраля 1943 года полк передан в состав вновь сформированной 303-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта и возобновил боевую работу на самолётах Як-7б.
С апреля 1943 года в состав полка вошла сформированная на аэродроме в Иваново эскадрилья из французских лётчиков. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. История создания эскадрильи: в марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По предложениям личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации.
Личный состав 4-й эскадрильи «Нормандия», на базе которой впоследствии создан полк «Нормандия-Неман»
В июле 1943 года на базе 4-й эскадрильи создан 1-й отдельный истребительный авиационный полк сражающейся Франции «Нормандия». 28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман».
В сентябре 1943 года полк полностью перевооружён на истребители Як-9. 23 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён орденом Красного Знамени.
С 29 июня по 27 августа 1944 года летный состав полка находился в Саратове на авиазаводе № 292, где получил и освоил истребители Як-3. 6 июля 1944 года за проявленную храбрость, мужество и отвагу в боях по прорыву Витебского укреплённого района немцев южнее Витебска и на оршанском направлении севернее реки Днепр, а также за овладение городом Витебск приказом ВГК № 0175 полку присвоено почётное наименование «Витебский».
В июле 1944 года полк переформирован по штату 015/364. 23 июля 1944 года за успешное выполнение заданий командования в боях за овладение столицей Белоруссии городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гвардейский полк награждён орденом Суворова III степени.
С 27 августа 1944 года полк вернулся к боевой работе в составе 303-й иад 1-й ВА 3-го Белорусского фронта на самолётах Як-3. 5 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ландсберг, Бартенштайн и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён вторым орденом Красного Знамени.".
2. Фотографии:
- личные подполковника АРИСТОВА Б. Р. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/s2RYx);
- 6 истребительный авиационный полк (18 гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона “Нормандия - Неман” полк (“Полки и самолёты”: http://ava.org.ru/iap/18g.htm):
авторское описание:
“6 иап (18 гиап). Осень 1941 года. Истребитель И-16 с номером 269 и полосой на вертикальном оперении.”;
"6 иап (18 гиап). Февраль 1943 года. Полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии, находившимися в эвакуации, а также воинами Латышской стрелковой дивизии.";
"6 иап (18 гиап). Зима 1943 год. Вручение истребителей Як-7Б “Латышский Стрелок”.
В 1-й эскадрилье на именных машинах летали С. Сибирин, В. Запаскин, Д. Лобашев, В. Баландин и Н. Пинчук.";
“6 иап (18 гиап). Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.”;
“6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Командир звена 1-й эскадрильи лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка".;
“6 иап (18 гиап). Август 1943 года. Хатенки. Командир полка Голубов А.Е. на крыле своего Як-7Б. ”;
“6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Летчики 18-го гв.иап играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22.”;
“6 иап (18 гиап). Лето 1943 года. Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го гв. иап на полевом аэродроме.”;
“6 иап (18 гиап). 1945 год. Летчик полка Нормандия-Неман Робер Марши возле Як-3 № 40 из состава 18 гиап.";
3. Биография подполковника АРИСТОВА БОРИСА РОМАНОВИЧА (Борисоглебское ВАУ, автор Иванов Александр Полянскович: http://www.bvvaul.ru/profiles/5447.php ).