Антонов Василий Павлович
Антонов
Василий
Павлович
полковник / военный штурман
20.03.1917 - 20.10.2009

История солдата

Заслуженный военный штурман СССР Василий Павлович Антонов авиатором стал в Канской военно-авиационной школе штурманов. За три года фронтовой жизни совершил 401 боевой вылет на бомбежку вражеских позиций. Военную службу завершил старшим штурманом авиационной испытательной дивизии.

Родился 20 марта 1917 года в крестьянской семье в поселке Кочетовка Колывановского района Новосибирской области. Окончив местную семилетнюю школу, осенью 1939 года в числе комсомольцев-добровольцев легколыжного эскадрона он был направлен в Вологду и после дополнительных тренировок и окончательной экипировки переброшен на Карельский перешеек, где в составе лыжного батальона принимал участие в боях с финскими войсками. Весной 1940 года, после окончания военного конфликта с Финляндией, Антонов возвратился в родные края и осуществил свою заветную мечту: стал курсантом Канской военно-авиационной школы штурманов.

В начале Великой Отечественной войны после краткосрочных курсов обучения Антонова в числе наиболее подготовленных курсантов направили в Чебоксары обучаться бомбометанию в ночных условиях. При этом штурман должен был уметь управлять самолетом, определять высоту и маршрут полета, соблюдать скрытность. В феврале 1942 года младший лейтенант Антонов был зачислен штурманом 4-го гвардейского бомбардировочного полка, действовавшего на Брянском фронте.

- Фронтовая обстановка, - вспоминает Антонов, - никогда не давала покоя. Немецко-фашистское командование после разгрома своих хваленых войск под Сталинградом решило взять реванш на Курской дуге.Уже весной 1943 года в направлении Орла и Курска немцы стягивали со всей Европы свои лучшие соединения, новейшую боевую технику. Так что у нас, авиаторов, работы хватало. Боевые вылеты проводились каждую ночь. Наши крылатые труженики Ан-2, Ту-2, Ту-6 брали на подвесках шесть-восемь авиабомб. В радиусе до 150 километров бомбовые удары наносились по скоплениям живой силы, боевой техники врага на железнодорожных узлах, шоссейных дорогах, повсюду, где мы настигали непрошеных гостей. Особенно большую нагрузку приходилось выдерживать в дни Курского сражения, в июле - начале августа 1943 года. Мне довелось провести на Брянском фронте более 50 ночных боевых вылетов.

На полевые аэродромы наши самолеты нередко возвращались изрешеченными осколками снарядов. Бывали и критические ситуации - осколки снарядов пробивали бензобаки, приходилось останавливать течь бензина ветошью, делать все, чтобы самолет дотянул до аэродрома.

После завершения битвы на Курской дуге наш бомбардировочный полк был переброшен на 2-й Прибалтийский фронт. Летный состав в ходе боевых действий совершенствовал свои знания и навыки. Также продолжались ночные полеты, обработка переднего края противника, уничтожение артиллерийских установок, удары по коммуникациям и живой силе врага. При нанесении бомбовых ударов использовались авиабомбы различной массы, приспособленные для бомбометания артиллерийские снаряды.

В полетах случались и неполадки. В одном из вылетов на Ан-2 на подвеске находились четыре снаряда. При подлете три удачно упали на цель, четвертый заклинило. На полной скорости над территорией противника, чтобы сбить груз, мне пришлось буквально выползать на плоскость самолета, но безрезультатно. Посадку на аэродроме производили со снарядом, но все обошлось благополучно.

День Великой Победы застал Антонова в Прибалтике. Отличная боевая подготовка, упорная работа над собой способствовали его росту от рядового штурмана до штурмана испытательной авиационной дивизии.

В 1968 году за длительную без-аварийную работу и большой вклад в подготовку личного состава указом Президиума Верховного Совета СССР Антонов был удостоен звания «Заслуженный военный штурман СССР». В 1972 году он в звании полковника был уволен в запас. После переезда на постоянное место жительства в Калугу Василий Павлович 15 лет проработал в Калужском авиаотряде дежурным штурманом. На его груди семь боевых орденов: два - Красного Знамени, два - Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени.

Василий Павлович - участник парада на Красной площади в Москве, посвященного 55-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Регион Калужская область
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Калуга
Воинская специальность военный штурман
Место рождения с. Кочетовка Новосибирской области
Годы службы 1939 1945
Дата рождения 20.03.1917
Дата смерти 20.10.2009

Боевой путь

Место призыва Дзержинский РВК, Новосибирская область
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 4 НБАП 284 НБАД, 4 нбап 15 ВА
Завершение боевого пути Даугавпилс, Латвия
Принимал участие Курская битва, Воронежско-Касторненская наступательная операция, Орловская, Брянская наступательные операции, преследование невельской группировки немцев

Осенью 1939 года, после призыва, в числе комсомольцев-добровольцев легколыжного эскадрона был направлен в Вологду и после дополнительных тренировок и окончательной экипировки переброшен на Карельский перешеек, где в составе лыжного батальона принимал участие в боях с финскими войсками.

Во время Великой Отечественной войны в составе 4 НБАП 284 НБАД, 4 НБАП 15 ВА принимал участие в Воронежско-Касторненской наступательной операции, Орловской, Брянской наступательных операции, преследование невельской группировки немцев. После завершения битвы на Курской дуге его бомбардировочный полк был переброшен на 2-й Прибалтийский фронт. Ден Великой Победы встретил в Прибалтике.

Воспоминания

- Фронтовая обстановка, - вспоминает Антонов, - никогда не давала покоя. Немецко-фашистское командование после разгрома своих хваленых войск под Сталинградом решило взять реванш на Курской дуге.Уже весной 1943 года в направлении Орла и Курска немцы стягивали со всей Европы свои лучшие соединения, новейшую боевую технику. Так что у нас, авиаторов, работы хватало. Боевые вылеты проводились каждую ночь. Наши крылатые труженики Ан-2, Ту-2, Ту-6 брали на подвесках шесть-восемь авиабомб. В радиусе до 150 километров бомбовые удары наносились по скоплениям живой силы, боевой техники врага на железнодорожных узлах, шоссейных дорогах, повсюду, где мы настигали непрошеных гостей. Особенно большую нагрузку приходилось выдерживать в дни Курского сражения, в июле - начале августа 1943 года. Мне довелось провести на Брянском фронте более 50 ночных боевых вылетов.
На полевые аэродромы наши самолеты нередко возвращались изрешеченными осколками снарядов. Бывали и критические ситуации - осколки снарядов пробивали бензобаки, приходилось останавливать течь бензина ветошью, делать все, чтобы самолет дотянул до аэродрома.

Награды

Семь боевых орденов: два - Красного Знамени, два - Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени, медаль «За бо...

Семь боевых орденов: два - Красного Знамени, два - Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени, медаль «За бо...

После войны

В 1968 году за длительную безаварийную работу и большой вклад в подготовку личного состава указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания «Заслуженный военный штурман СССР». В 1972 году в звании полковника был уволен в запас. После переезда на постоянное место жительства в г. Калугу 15 лет проработал в Калужском авиаотряде дежурным штурманом. Имеет семь боевых орденов: два - Красного Знамени, два - Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: