Федор
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронте с 21 июля 1942г. В составе 130 бомбардировочного авиаполка.
04 августа 1942г. экипаж: старший сержант Анисомов Федор Федорович, стрелок-бомбардир старшина Смирнов Александр Алексеевич, стрелок-радист сержант Сапронов Зиновий Алексеевич, в составе 9 самолетов Пе-2, ведущий- командир полка майор Гаврилов Семен Никитович, взлетев с ажродрома Большие Вязёмы в 06-55, в 07-37 двумя заходами бомбардировали артиллерийские позиции в районе Погорелое-Городище, Копылево, Золотилово. Вторым велетом в составе 8 экипажей, взлетев в 12-35, вернулись по приказу командира 204 авиадивизии из-за отстутствия истребителей прикрытия.
06 августа 1942г в составе девятки Пе-2 бомбардировали скопление войск в г.Гжетск.
07 августа 1942г. в составе девятки взлетели в 11-25. В 12-00 возвратились из-за плохих метеоусловий. Вылетев в 16-35 бомбили Самуйлово.
09 августа 1942г. экипаж вылетел правым ведомым в составе девятки. На маршруте к цели в районе Вакулино загорелся правый мотор, экипаж выбросился на парашютах. Летчик и стрелок-бомбардир прибыли в часть, парашют стрелка-радиста раскрылся, но о его судьбе ничего не известно.
11 августа 1942г. экипаж: Анисимов, Смирнов, стрелок-радист сержант Дебихин Александр Иванович, в составе8 самолетов, ведущий капитан Дымченко Василий Иванович, бомбардировали огневые позиции на окраине г.Ржев. Вторым вылетом бомбили опорные пункты противника в Бояркино и Карпово.
12 августа 1942г. экипаж Анисимов- Смирнов- Сапронов в составе девятки бомбардировали окраину Опоки (г.Ржев). Вторым вылетом бомбили д.Тимофеево. Обстреляны зенитной артиллерией. Экипаж совершил вынужденную посадку на аэродром Старица, у самолета пробита водосистема.
22 августа 1942г. в составе девятки бомбили позиции противника на окраине Гаськово.
24 августа 1942г. в составе девятки бомбардировали окраину Лурнево, Сорокино. Со второго вылета девятка возвратилась из-за ухудшения метеоусловий.
25 августа 1942г. в составе девятки бомбардировали войска противника в Дерби.
28 августа 1942г. экипаж Анисимов, Смирнов, стрелок-радист Глебкин Михаил Васильевич, в составе девятки бомбардировали войска противника в Ивановке.
02 сентября 1942г. в составе девятки бомбардировали д.Колокольня. Вторым вылетом- восточную окраину г.Сычевка.
06 сентября 1942г. экипаж Анисимов- Смирнов- Сапронов в составе девятки бомбардировали три эшелона на железнодорожной станции Сычевка.
09 сентября 1942г. экипаж при следовании к цели произвел вынужденную посадку на аэродроме Алферово из-за возникших неисправностей.
10 сентября 1942г. в составе шести экипажей бомбардировали район Строенки.
11 сентября 1942г. в составе девятки бомбардировали артиллерийские позиции в районе Строенки.
14 сентября 1942г. в составе шестерки бомбили узел сопотивления у церкви в парке г.Ржев.
15 сентября 1942г. в составе шестурки бомбили позиции противника в районе Таблино. Над целью атакованы истребителями противника. У самолета Анисимова после атаки повреждены оба мотора, совершил вынужденную посадку на аэродроме Старица. Экипаж самостоятельно исправил водо-бензосистемы и 19 сентября перегнал самолет на аэродром Б.Вязёмы.
21 сентябяр 1942г. в составе четверки бомбардировали окопы противника на северной окраине г.Ржев.
Сержант Анисимов совершил 20 боевых вылетов, представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 05 ноября 1942г.
27 сентябяр 1942г. в составе семерки бомбардировали позиции противника на окраине Опоки (г.Ржев).
10 ноября 1942г. экипаж Анисомов, штурман сержант Савельев Сергей Петрович, Сапронов, в составе девятки бомбили железнодорожный мост на р.Снопать.
12 ноября 1942г. в составе семерки бомбардировали железнодорожный мост на р.Днепр в районе Издешково.
27 ноября 1942г. экипаж Анисимов- Смирнов- Сапронов в составе (3 самолета) капитана Дымченко бомбили автомашины и пехоту в районе Богданово. Обстреляны зенитными пулеметами. У самолета Анисимова 2 пулевые пробоины.
30 ноября 1942г. в звене Дымченко бомбили железнодорожную станцию Осуга.
01 декабря 1942г. звено Дымченко бомбардировало позиции противника на окраине Котеленка.
22 февраля 1943г. экипаж Анисимов- штурман Минаков- Сапронов в сосаве девятки бомбардировали узел связи и штаб в Людиново.
08 марта 1943г. взлетев с аэродрома Медынь, экипаж Анисомов, Савельев, Сапронов произвели разведку района Тебейкино- Угра- Ельня- Рославль.
09 марта 1943г. экипаж в 07-10 вылетел на разведку в район станции Нов.Дугино- Вязьма- Холм Жирковский. Сбросили 6 авиабомб ФАБ-100 на эшелоны на станции Смоленкск. Экипаж возвратился в 09-15. В 12-55 вылетели на разведку в район Успенское- Холм Жирковский- Яровое- Дорогобуж- Вязьма. В 13-45 передали по радио сигнал: «Все в порядке, полет продолжаю». С задания экипаж не вернулся. В районе Ярцево самолет был атакован парой истребителей ФВ-190. Были пробиты и загорелись оба мотора. Сержант Сапронов был убит. Летчик посадил горящую машину в районе Городище на территории, занятой противником. Вместе со штурманом пробрались через динию фронта, на четвертый день вышли в расположение наших войск. 20 марта младший лейтенант Анисимов и младший лейтенант Савельев вернулись в полк.
06 апреля 1943г. в паре, ведущий экипаж Анисимов, штурман мл.лейтенант Деев Николай Андреевич, стрелок-радист сержант Смирнов Иван Николаевич, бомбардировали железнодорожный мост на р.Десна у разъезда Никитинский. Бомбы легли с перелетом.
17 апреля 1943г. экипаж Анисимов, штурман ст.лейтенант Коваль Иван Моисеевич, стрелок-радист ст.сержант Евенко Григорий Васильевич, в составе девятки, ведущий капитан Лоханов Алексей Александрович, бомбардировали аэродром Сеща.
22 апреля 1943г. экипаж Анисомов, штурман капитан Иголкин Михаил Павлович, лейтенант Казарцев Иван Федорович бомбардировал железнодорожный мост на р.Днепр у станции Приднепровская. Сброшено 3 авиабомбы ФАБ-250. Наблюдали два попадания по мосту. Со второго вылета экипаж вернулся из-за перегрева правого мотора.
23 апреля 1943г. экипаж Анисимов, штурман мл.лейтенант Бакулин Леонид Александрович, Смирнов вылетали на фотографирование железнодорожного моста на р.Днепр у станции Приднепровская.
02 мая 1943г. экипаж Анисимов, Иголкин, Смирнов бомбардировал железнодорожный мост на р.Днепр у станции Приднепровская. Сброшено 4 авиабомбы ФАБ-250. В районе цели обстреляны зенитным огнем. У самолета разбит левый элерон, пробита кабина, имеются пулевые пробоины в моторе, мотогандоле, фюзеляже.
К 26 мая 1943г. младший лейтенант Анисимов совершил 44 вылета, представлен к ордену Отечественной войны i степени, приказом от 29 июня 1943г. награжден орденом Отечественной войны Ii степени.
05 июня 1943г. экипаж Анисимов, Бакулин, Смирнов вели разведку аэродрома Балбасово и дорог на Витебск и Смоленск.
06 июня 1943г. экипаж возвратился по причине перегрева правого мотора.
10 июня 1943г. экипаж произвел разведку аэродромов противника Сеща, Долгая, Дубровка. Вторым вылетом- разведку погоды в районе Киров- Рославль- Сеща.
11 июня 1943г. с высоты 6300м. фотографировали Дубровку, провели разведку аэродрома Сеща.
12 июня 1943г. экипаж Анисимов- штурман лейтенант Беляев Николай Васильевич- Смрнов, фотографировал аэродром Карачев.
13 июня 1943г. экипаж с высоты 6000м фотографировал посадочные площадки Малое и Большое Полпино, Нижние Бородовичи, железнодорожную станцию Брянск.
16 июня 1943г. фотографировали аэродром Чанцево. В районе г.Ельня обстреляны зенитной артиллерией. У самолета одна осколочная пробоина в правой плоскости.
20 июня 1943г. экипаж Анисимов, Деев, стрелок-радист ст.сержант Винокуров Михаил Петрович, фотографировал аэродром Карачев.
12 июля 1943г. экипаж Анисомв, Деев, стрелок-радист мл.лейтенант Казарцев Иван Федорович, в составе девятки, ведомой комполка Гавриловым, двумя заходами бомбили позиции противника в районе Речица.
17 июля 1943г. экипаж выполнял разведывательный полет в район Брянска. В районе Озерская был атакован пятеркой истребителей противника. Всего произведено 3 атаки с преследованием до Сухиничи. Летчик маневрировал, уклоняясь от атак, с набором высоты ушел в облака. Вынужден был вернуться на свой аэродром. Самолет имеет 2 пробоины в центроплане.
24 июля 1943г. Экипаж Анисимов, Деев, стрелок-радист сержант Савчук Николай Алексеевич в паре с экипажем Калинина Дмитрия Михайловича выполняли разведывательный полет, но были вынуждены вернуться из-за ухудшения погодных условий.
08 августа 1943г.экипаж Анисимов, Деев, Савчук в составе девятки, бомбардировали позиции противника в районе Гнездилово. Вторым вылетом в экипаже Анисимова штурманом шел полковник Дубровин Леонид Алексеевич, начальник политотдела бомбардировочной дивизии. Вновь бомбили противника в районе Гнездилово.
09 августа 1943г. в составе девятки, ведущий левого звена Анисимов, бомбардировали артиллерию в районе Гнездилово.
10 августа 1943г. экипаж 1-й эскажрильи Анисимов, штурман лейтенант Гайдюков Николай Стефанович, Савчук, провели разведку погодыв районе Знаменка, Волая, Мосальск. Вторым вылетом провели повторную разведку погоды в том же районе.
11 августа 1943г. вели разведку погоды в районе Архамоны- Всходы.
К 12 августа 1943г. Федор Федорович совершил 68 боевых вылетов. Представлен к ордену Ленина, приказом от 14 августа 1943г. награжден орденом Красного Знамени.
13 августа 1943г. в составе девятки, ведущий правого звена- Анисимов, бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.
19 августа 1943г. экипаж Анисимов, Деев, стрелок-радист ст.сержант Коллин Геннадий Алексеевич, произвели разведку погоды в районе Спас-Деменск.
28 августа 1943г. экипаж Анисимов, Деев, Савчук в течение дня совершили три боевых вылета на бомбардировку войск противника.
31 августа 1943г.- 2 боевых вылета.
01 сентября 1943г. в составе девятки ведущим левого звена бомбардировали станцию Приднестровская.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
04 сентября 1943г. в составе девятки ведущим левого звена бомбардировали войска противника в районе Березкино. Вторым вылетом- повторная бомбардировка Березкино. Экипаж Анисимова вернулся с двумя бомбами ФАБ-100, которые заклинило в люках.
05 сентября 1943г. две группы 9 и 7 самолетов. Ведущий семерки- Анисимов, бомбардировали позиции противника в районе д.Быки.
14 сентября 1943г. 14 экипажей, ведущий правого звена Анисимов, бомбардировали аэродром противника в д.Боровское.Обстреляны зенитной артиллерией. У самолета Анисимова осколочная пробоина гондолы.
15 сентября 1943г. 15 экипажей, ведущий левого звена Анисимов, бомбардировали позиции противника в районе д.Быки и Новые Быки. Вторым вылетом ведущим левого звена восьмерки бомбардировали войска противника в Ханино.
16 сентября 1943г. 14 экипажей, ведущий левого звена Анисимов, бомбардировали узел сопротивления Быки и Берники.
17 сентября 1943г. 14 экипажей полка, ведущий- комполка Гаврилов, ведущий левого звена экипаж Анисимов, Деев, Савчук, бомбардировали позиции противника в районе Хатеево- Ханино. Над целью обстреляны зенитной артиллерией и зенитными пулеметами. Экипаж Анисимова произвел вынужденную посадку в районе Леонидово. Летчик ранен осколком зенитного снаряда в плечо, левая рука полностью парализована. Самолет посадил одной рукой. Остальной экипаж и самолет невредимы.
Федор Федорович выполнил 86 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2.
После излечения переучился на летчика-истребителя. Выполнил 7 полетов с инструктором и 5 самостоятельно на самолете Ла-5 с оценкой «отлично», после чего подал рапорт о переводе в истребительный полк.
Направлен в 523 истребительный авиационный полк. Зачислен в 1-ю эскадрилью капитана Толкачева Петра Дмитриевича. С июня 1944г. полк был переключен на ведение воздушной разведки. Базировался на аэродроме Шубки под Витебском.
03 июня 1944г. капитану Толкачеву поставлена задача- на 2-х местном самолете Ла-5 провести, проконтрлировать и при положительном результате допустить к самостоятельным полетам гв.ст.лейтенанта Анисимова.
07 июля 1944г. пара Ла-5, ведущий капитан Толкачев, ведомый- Анисимов, в районе Гродно на высоте 600м. встретила 4 истребителя ФВ-190. Два из них пытались зайти в хвост к ведущему. Ведомый с левого разверота произвел на них атаку. Оба самолета со снижением ушли в сторону. В это время вторая пара немецких истребителей стала заходить в хвост к Анисимову. Совершив правый вираж, Федор Федорович вышел в хвост к ведомому и с расстояния 150-100м.открыл огонь. Самолет противника перешел в штопор и упал восточнее Гродно.
16 июля полк перелетел на аэродром Миткунтаны, в августе- на аэродром в районе Алитуса.
К августу 1944г. совершил 12 боевых вылетоа. Гвардии старший лейтенант Анисимов заместитель командира эскадрильи приказом от 27 августа 1944г. награжден орденом Красного Знамени.
25 августа 1944г. ведущий гв.ст.лейтенант Анисимов Федор Федорович, ведомый мл.лейтенант Фролов Иосиф Борисович, вели разведку войск противника в районе Шакяй. В районе цели обстреляны зенитной артиллерией. Фролов по радио запросил разрешение «идти домой», но из района не уходил. Анисимов подлетел к нему и парой ушли к линии фронта. В районе Мариамполь Фролов сообщил, что сзади него самолет противника. Анисимов произвел разворот, но увидев вместо самолета наш аэростат, развернулся и стал догонять Фролова. Догнать не смог. Самолет Фролова упал, не дойдя до аэродрома 15км. Летчик шел со снижением на высоте 10-15м, с выпущенными шасси, но врезался в лес. Самолет разбит, летчик погиб.
14 сентября 1944г. в 17-20 пара самолетов Ла-5, ведущий- гв.ст.лейтенант Анисимов Федор Федорович, ведомый- младший лейтенант Кислов Владимир Семенович, вылетела на визуальную разведку железнодорожных эшелонов противника в районе станций Зидкупен- Гумбинен- Шталлупенен. В районе станций обстреляны зенитной артиллерией. Самолет Кислова был подбит- При заходе на посадку на запасной аэродром, на первом развороте мотор отказал. Летчик с сиденьем был выброшен из самолета на высоте 30м. Получил тяжелые ранения и умер.
16 сентября 1944г. ведущий гв.ст.лейтенант Анисимов в паре со старшиной Вайцеховским Леонидом Семеновичем вели разведку войск противника.
19 сентября 1944г. в паре со старшиной Вайцеховским вели разведку переправ на р.Неман.
21 сентября 1944г. в 12-45 пара самолетов Ла-5, ведущий- гв.ст.лейтенант Анисимов (самолет №3921, зав.номер 1529), ведомый- старшина Вайцеховский, в 12-45 вылетела на фотографирование железнодорожной станции Тильзит. Над г.Рагнит на высоте 3500м обстреляны зенитной артиллерией противника. На обратном маршруте на высоте 4200м вновь полпали под зенитный огонь. Самолет Анисимова задымил и свалился в штопор. Летчик самолет не покидал.