Петр
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Пётр Фили́ппович Альбе́рти (25 ноября 1913, Астрахань, Российская империя — 7 октября 1994, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[3].
В 1941 году Альберти добровольцем уходит на фронт. С 30 октября 1941 года по 9 мая 1945 года в качестве рядового бойца 267 запасного стрелкового полка Ленинградского фронта участвовал в боях под Ленинградом, в освобождении Прибалтики. В бою 20 сентября 1944 года был тяжело ранен, находился на излечении в Ленинграде в военном эвакогоспитале № 991 по 8 декабря 1944 года[8]. Награждён медалями «За отвагу» (№ 2764176), «За оборону Ленинграда» (№ З 34331), «За победу над Германией»[9]. В 1945 году после демобилизации вернулся к работе в Ленизо.
Боевой путь
После войны
1945 году после демобилизации вернулся к работе в Ленизо.
Творчество
С 1951 года П. Альберти участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда[10]. Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Среди произведений 1950-х — начала 1960-х годов картины «Шахматисты»[11](1951), «Цветы»[12](1956), «Ленинград. Аничков мост»[4], «Асфальтировщики»[13], «Девушка в лодке»[14](все 1959), «Натюрморт с палитрой»[15], «Мужской портрет», «Портрет жены»[16](все 1960).
В 1957 году Альберти был принят в члены Ленинградского Союза художников. В 1958 женится на А. М. Шаранович (умерла в 1966 году). В 1960—1970-е годы неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в Домах творчества СХ РСФСР в Горячем Ключе, на озеро Сенеж. В 1970—1980-х годах участвовал в выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо. В 1989—1992-х годах работы П. Ф. Альберти были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции[17].
Живописную манеру художника отличает широкое письмо, яркий насыщенный колорит, энергичный раздельный мазок. Альберти часто использует корпусную кладку краски и сложную фактуру холста, что особенно характерно для поздних натюрмортов художника. Первостепенное значение придавал изучению натуры и натурному письму. В процессе работы над жанровыми композициями писал многочисленные натурные этюды, многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.
Если в 1950-е — начале 1960-х годов ведущим жанром для Альберти являлся портрет, то в дальнейшем художник чаще обращается к пейзажу и тематической картине. Среди картин, созданных им в этот период, «Пионеры»[18], «Подруги», «Веранда»[19](все 1961), «Труд»[18], «Дети»[20](1964), «Осинки»[21](1968), «Осень. Натюрморт»[22](1972), «Озеро»[23](1974), «Столярная мастерская»(1976).
С конца 1970-х Альберти особенно увлечённо работал в жанре натюрморта. Художник варьировал постановки, но чаще всего в них присутствуют любимые им пионы, сочная мякоть арбуза, мольберт с кистями и красками. Среди произведений этого периода «Натюрморт»[24](1977), «Натюрморт с дыней»[14], «Пионы и вишня на подносе» (обе 1980), «Пионы»[24](1991), «Натюрморт с арбузом»[14](1992).
Скончался 7 октября 1994 года в Санкт-Петербурге на 81-м году жизни от острого инфаркта миокарда. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
Произведения П. Ф. Альберти находятся в музеях и частных собраниях в России[25], Бельгии, Японии, Великобритании, США, Франции[26]и других стран.