
Леонид
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Светлой памяти военного летчика Леонида Агеева
и его боевых коллег - летчиков авиации дальнего действия
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса,
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.
Константин Симонов в одном из эпизодов своего романа «Живые и мертвые» подробно описывает воздушный бой, в котором Мессершмитты Bf.109расправилисьссамолетами 3-го тяжелобомбардировочного авиаполка (ТБАП). Благодаря популярности романа в представлении последующих поколений гибель тихоходных бомбардировщиков ТБ-3, действовавших днем без прикрытия, стала типичной картиной войны. На самом деле эти устаревшие самолеты практически всегда применялись ночью. За историю 3-го ТБАП боевых вылетов днём было выполнено всего 9, включая 6 собственно 30 июня 1941 г. В отличие от многих авиасоединений бомбардировочные полки на ТБ-3 не теряли боеспособности и, несмотря на потери, продолжали вести свои сражения в самые трагические дни 1941 года. О том, что представляли собой эти самолеты и как воевали на них наши деды, в частности – николаевец Леонид Николаевич Агеев посвящен этот рассказ.Он основан не только на архивных материалах, но и на моих личных воспоминаниях от общения с Леонидом Николаевичем.
***
Герой Советского Союза, гвардии полковник Агеев Леонид Николаевич родился 24 февраля 1921 г. в Баштанке, его юность прошла в небольшом городке на Буге в Новой Одессе Николаевской области на Украине. В школьные годы Леонид увлекся авиамоделизмом, занимался в планерном кружке и как многие сверстники мечтал стать летчиком. В 1939 году он был призван в Красную Армию и зачислен в Краснодарскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров.
После окончания летной школы направлен для прохождения службы в 7-й авиаполк 53 авиационной дивизии дальнего действия (АДДД). Служить ему пришлось вначале стрелком, а затем штурманом на тяжелых дальних бомбардировщиках ТБ-3.
***
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3
В середине 30-х годов тяжелый четырехмоторный цельнометаллический дальний бомбардировщик ТБ-3 считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобного. Эти гиганты по праву называли «воздушными линкорами». ТБ-3 стал таким же символом 30-х годов, как «тридцатьчетверка» символом Великой Отечественной.
К 1939 году «линкор» начал устаревать. У потенциальных противников советских ВВС появились скоростные истребители с мощным вооружением, которые могли легко расправиться с тихоходными и неповоротливыми гигантами. Первые признаки того, что эпоха ТБ-3 уходит в прошлое проявились во время «зимней войны» с Финляндией 1939- 1940 годов. 10 марта 1940 года финский истребитель Gladiator атаковал группу ТБ-3 и сбил один самолет. Тогда командование запретило посылать ТБ-3 во вражеский тыл в дневное время.
С 1939 года выпуск морально устаревшего ТБ-3 был прекращен. Однако в войсках этих самолетов оставалось много (в ВВС 516 ед., в ВМФ 25 ед.), они были хорошо освоены экипажами и их использовали в боевых действиях.
В первые дни войны с Германией вынужденные попытки применения ТБ-3 днем закончились провалом, низкая скорость и слабое оборонительное вооружение делали его практически беззащитным перед немецкими истребителями и превращали в легкую мишень для зенитной артиллерии. Однако ТБ-3 подходил для использования ночью, когда самолет было сложнее обнаружить и вести прицельный огонь.
Гитлеровцы поначалу были исполнены пренебрежением к устаревшему ветерану. На четвертый день войны начальник генерального штаба вермахта Ф.Гальдер отметил: «русские перешли к применению старых тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков - совсем плохи дела у «красных» ... Но пройдет совсем немного времени, и немцы на перехват ТБ-3 уже будут вынуждены бросать своих лучших ночных летчиков, а важные объекты усиленно прикрывать зенитной артиллерией. После каждого боя они отчитывались об очередных сбитых ТБ-3, но опять наступала ночь и из темноты снова, и снова прилетали уже не раз «сбитые» гиганты. Самолеты шли так медленно, будто зависали в ночном небе над целью, чтобы точно накрыть ее бомбами. Казалось, что они не обращают внимания на огонь зениток, равнодушно пропуская сквозь свои массивные гофрированные тела снаряды и осколки.
В боевой эксплуатации туполевский гигант показывал истинные чудеса. Мог взлетать с перепаханных полей, совершать посадки в снег. Возил на внешней подвеске истребители, танки, тяжелые негабаритные грузы, сбрасывал парашютные десанты, доставлял снаряды и продовольствие партизанам, вывозил раненых, словом, несмотря на почтенный возраст, неустанно выполнял свою смертельно опасную, изнурительную, но крайне необходимую фронту работу...
Самолеты ТБ-3 участвовали в самых важных битвах войны: в Смоленском сражении, в битве за Москву, в обороне Сталинграда, в боях на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда. Они использовались во время проведения большинства крупных десантных операций. Летчики дальней авиации на своих устаревших ТБ-3 внесли важную лепту в победу над гитлеровцами и особенно велика их роль на начальном, самом трудном этапе войны.
Бомбы размещались в кассетных бомбоотсеках, в подкрыльевых бомбодержателях, а также подвешивались к подфюзеляжным балкам. Экипаж включал 8 человек: два лётчика, штурман-бомбардир, радист, два стрелка, борттехник и два младших техника (они же стрелки выдвижных башен).
Ночные полеты на захваченную врагом территорию стремились выполнять максимально скрытно. Самолет выводил на цель штурман-бомбардир, используя карту, компас, ориентиры на местности, а нередко, для уточнения местоположения корабля и секстант со звездным небом. Он же и производил бомбометание с помощью механического сбрасывателя: по одиночно, сериями или залпом. Стрелки с пулеметами находились в уязвимых для огня противника открытых турелях: на открытой передней, на 2-х бортовых, на выдвижных башенках под крыльями. Пилоты (2 чел.) также находились в открытой кабине и не имели защиты. ТБ-3 на борту мог перевезти до 35 чел., транспортировать на внешней подвеске негабаритные грузы, такие как легкие танки (Т-37, Т-27, Т-38), 2 истребителя И-16.
***
С 1940 года Леонид Агеев был зачислен в экипаж тяжелого бомбардировщика ТБ-3 ст. лейтенанта Николая Алексеевича Бобина, который в свои 26 лет уже по праву считался мастером пилотажа и к тому времени приобрел немалый боевой опыт. Командир корабля не жалел времени обучая экипаж умению действовать в сложной обстановке, добивался взаимозаменяемости, а особенно натаскивал своего штурмана: и доскональному владению закрепленной за ним техникой, и управлению самолетом - нередко в спокойной обстановке Агеев занимал кресло пилота ТБ-3, подменяя летчиков. В дальнейшем Бобин и Агеев не расставались и на задания летали вместе до самой гибели командира.
***
Николай был весёлым и общительным парнем, надежным товарищем. Шутник и острослов, он везде становился душой кампании. Молодёжь всегда окружала его, а он без остатка отдавал ей свой опыт и знания бывалого лётчика, увлечённого авиацией. Николай был волевым и решительным человеком, опытным командиром. Ни прожекторы противника, светившие в упор, ни разрывы зенитных снарядов не в состоянии были заставить свернуть с боевого курса самолёт, за штурвалом которого находился капитан Бобин. Высокая лётная квалификация, военная смекалка, быстрота реакции, которыми отличался наш командир, не раз помогали экипажу выходить из самых критических положений и успешно выполнять боевые задания
— Из воспоминаний штурмана Л.Агеева.
***
Николай Бобин начал воевать в Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 гг. За образцовое выполнение заданий и проявленное мужество был награждён медалью «За отвагу». Тогда ТБ-3 отличился, сбрасывая тяжелые бомбы (до 1 тыс. кг) на укрепления линии Маннергейма.
Весной 1941 г Бобин получил звание капитана и был назначен командиром авиаотряда. В составе 7-го дальне-бомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии экипаж Николая Бобина с первых дней Великой Отечественной войны выполнял задания по бомбометанию и десантированию, доставке грузов и продовольствия. С 30 августа по 10 сентября на участке Северо-Западного фронта сбрасывал боеприпасы и продовольствие выходившей из окружения Лужской группировке. С 3 октября 1941 г в составе 40 самолетов ТБ-3 доставлял под Мценск танки Т-38, противотанковую артиллерию, грузовики, оружие, боеприпасы для высадившейся в этом районе 5-й воздушно-десантной бригады. Ей была поставлена задача срочно закрыть пробитую немцами брешь в обороне.
Большой вклад внесли ТБ-3 в организацию «воздушного моста» в Ленинград. В ноябре-декабре 1941 г. и начале января 1942 г. 7-й ТБАП восемнадцатью самолетами и 14-й ТБАП пятью самолетами доставляли продовольствие в осажденный город. Чтобы увеличить полезную нагрузку с бомбардировщиков сняли бомбодержатели, стремянки, часть оборудования.
***
- Ленинградские вылеты мне запомнились на всю жизнь… Город с осени 1941 года был блокирован. И летчики не только бомбили фашистов, но и кормили город – доставляли провизию осажденным.
Во время одного из полетов в Ленинград зимой, наш самолёт попал под обстрел финских зениток. Подбили нам мотор... До Ленинграда мы дотянули, но чтобы лететь обратно надо было хоть как-то подремонтироваться... Борттехник с помощниками остались чинить двигатель, а мы: командир экипажа Н.Бобин, штурман Л.Агеев и лётчик Л.Васильев, пошли проситься на постой. С ног валились, поспать нужно было хоть пару часов: усталый летчик может безо всякого врага свой самолет «завалить»...
Наконец сквозь мрак показался силуэт дома. Мы проходим в подъезд, стучимся в первую попавшуюся дверь. Простуженный женский голос из темноты: «Заходите, там открыто...
- Ох, батюшки, соколики милые, вы как раз к ужину подоспели!», – обрадовалась гостеприимная старушка. В глубине комнаты дедушка топориком разделывал деревянный стул. Обломки мебели тут же жадно проглатывала буржуйка.
— Садитесь, соколики, чем богаты, тем и рады, – промолвила хозяйка. На крохотной тарелочке лежал только маленький кусочек хлеба в половину спичечного коробка … Это была вся пища, которой располагали наши хозяева, страшно вспоминать! Люди, умирая от голода, отдавали последнее фронту!
Зная, куда летим, мы прихватили с собой летный паек. Немного хлеба, котлеты, консервы. Достав свой тормозок, мы передали его старушке. А она и брать не хочет: «Что вы, соколики, вам воевать - силы нужны, а мы уж как-нибудь обойдёмся. Вот когда вы немцев прогоните с нашей земли, тогда и мы поедим».
Командиру стоило больших трудов упросить стариков покушать ...
- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева
***
В двадцатых числах января 1942 г. началась подготовка авиаполков 53 АДДД к Вяземской воздушно-десантной операции. Из-за активных действий истребителей противника и вызванных ими потерь пришлось сдвигать сроки операции и отказаться от использования прифронтовых аэродромов. К выброске десантников под Вязьму приступили во второй половине февраля 1942 г. На этот раз самолеты взлетали с аэродромов Внуково и Люберцы. К месту выброски ТБ-3 подходили на максимально возможной высоте. Достигнув места выброски самолеты снижались, парашютисты покидали ТБ-3 через бомболюк и верхние турели стрелков. Доставлялось под Вязьму и тяжелое вооружение.
В апреле 1942 г. потребовалось оказать экстренную помощь войскам Северо-Западного фронта, удерживавшим в районе Демянска (Новгородская область) немецкую 16-ю армию. На полки ТБ-3 легла задача бесперебойного снабжения войск всем необходимым. Доставка грузов осуществлялась с 19 апреля 1942 г. челночными рейсами. Загруженные ТБ-3 взлетали с аэродрома Монино. На участке маршрута до места выброски пролетали на высоте 1000-1200 м по узкому коридору шириной 10-15 км; не раз подвергались обстрелу немецкими войсками, расположенными по обеим сторонам коридора. Прибыв к цели, самолеты снижались до высоты 150-200 м и выбрасывали груз в мешках с парашютной подвеской по выложенным сигналам из костров.
Без парашютов груз сбрасывался с 20-50 метров. Острая потребность вынуждала выполнять ночные полеты на малых высотах даже в условиях ограниченной видимости. Посадку самолеты совершали на аэродроме подскока Ям-Хотилово. Заправлялись, загружались и опять вылетали той же ночью к линии боестолкновения. Произведя выброску на площадки у деревень Ляховичи и Щелгуново, возвращались на аэродром Монино уже с рассветом следующего дня. И так ночь за ночью. Интенсивность полетов была очень высокой: отдельные экипажи (например, Н.Бобина из 7 АПДД) совершали по три рейса за ночь, с двумя посадками на аэродром подскока.
Зная о регулярных полетах ТБ-3 в данном районе, немецкая авиация вела с ними ожесточенную борьбу. Ночью в районе выброски грузов ТБ-3 подкарауливали немецкие ночные истребители Bf-110 на высотах 1000-1500 м и при снижении бомбардировщиков до высоты выброски 100-300 м внезапно атаковали сверху. Едва только на площадках разводили сигнальные костры, барражирующие истребители противника сбрасывали осветительные бомбы, и подходящие ТБ-3 становились видимыми для врага. В полках 53 АДДД появились потери, правда, не столь многочисленные, как могло быть - сказывалась хорошая подготовка воздушных стрелков.
Помимо транспортных рейсов экипажи ТБ-3 бомбили аэродром у с.Глебовщина, на котором базировались вражеские военно-транспортные самолёты Ju-52. В один из таких налётов экипаж Н.Бобина несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии уничтожил до 10 юнкерсов и склад с топливом.
Летом 1942 года во время одного из боевых вылетов в районе Орла ТБ-3 Н.Бобина в условиях низкой облачности с высоты 600 метров нанес бомбовые удары по крупному скоплению немецких войск, нанеся им серьёзный урон.
В августе 1942 г. полки ТБ-3 доставляли горючее для танкистов в район Ржева.
Участие в обороне Сталинграда ТБ-3 53-й и 62-й АДДД начали с бомбежек переправ через Дон. Битва за Сталинград потребовала большого напряжения всех сил, и осенью 1942 года авиаполки ТБ-3 прекратили участвовать в десантных операциях, сосредоточившись на бомбардировке немецких войск. Бомбовые удары наносились по скоплениям резервов, танков, мехчастей, железнодорожным станциям, складам, уничтожались самолеты на аэродромах. Потом авиадивизии дальней авиации поддерживали наземные войска в ходе контрнаступления и разгрома окружённой группировки противника под Сталинградом.
Во время Сталинградской битвы ТБ-3 под командованием Н.Бобина смог уничтожить крупный немецкий склад горюче-смазочных материалов. Возникший пожар продолжался 8 суток. Немецкая группировка получила серьезный удар, лишившись на время возможности применять механизированные части из-за отсутствия топлива.
К сентябрю 1942 года экипаж ТБ-3 под командованием капитана Бобина совершил 127 ночных боевых вылетов, в том числе 80 на бомбардировку инфраструктуры противника в тылу, 15 - аэродромов, 30 вылетов на выброску парашютного десанта и боеприпасов. По сути каждый из этих полетов на вражескую территорию был подвигом. Ночной полет требовал от командира корабля и всего экипажа высокого летного мастерства при взлете-посадке и выходе на цель, был сопряжен со смертельным риском не только во время бомбардировки и отражения атак вражеских истребителей, но и на протяжении всего полета. За образцовое выполнение заданий командования 31.12.1942 года капитану Бобину Николаю Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
***
- Туполевские ТБ-3, самолеты уникальные. Размах крыльев почти 40 метров, фюзеляж – около 20. Удивительно крепкие и живучие были машины. Как-то раз мы попали под очень плотный обстрел зенитной артиллерии. Казалось живого места в самолете не найти. Невероятно, но все мы остались живы и смогли долететь домой. После посадки в обшивке насчитали до 600 разных пробоин. А машину после этого еще и починили! Лишь весной 1943 года наш ТБ-3 потерпел аварию при посадке и после этого уже не восстанавливался. Но и тогда экипаж опять выжил — вот какая это была надежная машина.
- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева
***
В боевых достижениях экипажа немалая заслуга штурмана-бомбардира Л.Агеева, который успешно выводил воздушное судно на цели и поражал их точными бомбовыми ударами. Еще в марте 1942 он был назначен штурманом отряда 7-го авиаполка. Хорошее знание штурманской работы он сочетал с охотничьим чутьем. После его бомбовых ударов в донесениях регулярно появлялись отметки о взрывах и пожарах на аэродромах и железнодорожных узлах противника.
К фотоконтролю результатов бомбометания 53 авиадивизия дальнего действия приступила в январе 1943 г., получив ночные фотоаппараты НАФА-19 (устанавливались в штурманской кабине). В 7-м полку дивизии для этих целей было выделено два опытных экипажа Н.Бобина и В.Калыгина. Снимки, выполнявшиеся ими, отличались высоким качеством. При выполнении фотографирования сбрасывались бомбы ФотАБ-35. Методика выполнения фотоконтроля была такой. Перед налетом к цели приходил самолет-контролер и производил фотосъемку, затем экипаж наблюдал за действиями бомбардировщиков; штурман фиксировал на карте точки падения бомб, отмечая время возникавших взрывов и пожаров. После завершения бомбометания, самолет-контролер проходил над целью и проводил повторную фотосъемку.
За отличие в Сталинградской битве 53-я дальнебомбардировочная дивизия получила почетное наименование Сталинградская, а 7-й дальнебомбардировочный авиационный полк стал гвардейским.
К началу 1943 года штурман Л.Агеев совершил 219 боевых вылетов, в ходе которых заслужил в дивизии репутацию мастера бомбометания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.03.1943 г «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Агееву Леониду Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 832).
***
Нужно отметить, что Герой Советского Союза — высшая степень отличия в СССР установлена 16.04.1934 г. Ею награждались за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР — орден Ленина; знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда»; грамота Президиума Верховного Совета СССР.
К началу 1941 г звание Героя Советского Союза были удостоены 626 человек. Сразу два Героя в одном летном экипаже - Николай Бобин и Леонид Агеев, явление редкое, тем более, что они получили свои высокие награды в числе первых 200 человек из всех 11 тысяч 657 награжденных за Великую Отечественную войну.
***
В ночь на 16 мая 1943 года после выполнения бомбометания по железнодорожной станции Снежетская (ныне в черте города Брянск) ТБ-3 под командованием Н.Бобина возвращался на свой аэродром в городе Мичуринск (Тамбовская область). В районе станции Телегино (Липецкой области) самолёт был атакован двумя вражескими истребителями Bf-110. В результате атаки один мотор бомбардировщика был выведен из строя, а командир Н.Бобин и бортовой техник И.Марков – тяжело ранены. Штурман Л.Агеев (занявший пилотское кресло командира) и второй пилот Ю.Волков сумели удержать поврежденный самолет в воздухе и посадить на свой аэродром, однако командир к этому времени от полученных ран уже скончался.
В 28 лет капитан Бобин Николай Алексеевич стал летчиком – ассом, Героем Советского Союза, а в 29, - 16 мая он навсегда остался в небе закрывать своей грудью страну от врага.
***
- Меня часто спрашивают: на каких фронтах воевали летчики дальней авиации? Я отвечаю - на всех! Дальняя авиация наносила бомбовые удары везде, где Ставка считала необходимым. Это были самые сложные участки обороны, там, где проходили тяжелые и напряженные бои.
Вылеты выполнялись в основном по ночам, ведь наш дальний бомбардировщик ТБ-3 самолет большой, днём его легко обнаружат. Поэтому взлетали, как правило, поздним вечером с таким расчетом, чтобы линию фронта пересечь с наступлением темноты. Старались выйти на цель и отбомбиться в ночи, а с рассветом возвратиться домой. Средняя продолжительность полёта составляла 6-8 часов. Из них половина времени — над территорией, занятой врагом. Бывало, летим в ночи, двигатели ревут, и даже подумать страшно, сколько фашистских зенитчиков ищет твой самолет через прицелы своих орудий!
- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева
***
После перевооружения 7-го авиаполка Л.Агеев летал на самолетах Ли-2. К ноябрю 1943 г. ст. лейтенант Агеев совершил 222 успешных боевых вылета (из них 185 — на ТБ-3). Как опытный штурман он был откомандирован на учебу в Военно-воздушную академию (в то время она находилась в эвакуации в Оренбурге).
С июля 1944 Л.Агеев – штурман-инструктор по навигации и бомбометанию Лётного центра по усовершенствованию штурманского состава Авиации дальнего действии (г.Иваново). Летал на B-25 «Митчелл». С апреля 1946 по ноябрь 1951 – штурман-инструктор по воздушной радионавигации и бомбометанию. Летал на B-24 «Либерейтор», B-25 «Митчелл» и Ту-4.
В марте – мае 1950 года Л.Агеев участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-5» в бассейне Арктики, где проходил арктическую обкатку новый стратегический бомбардировщик Ту-4. Совершив беспосадочный перелет в Тикси, два самолета включились в ледовую разведку и доставку горючего на ледовые базы. Первые полеты в Центральной Арктике и первые посадки на лед этих 60-ти тонных машин выполнили летчики-испытатели подполковник М.В.Симонов(штурман Л.Н.Агеев) и подполковник И.Ш.Вагапов (штурман К.И.Малхасян).
***
Ту-4 (по кодификации НАТО: «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР 1949-1960-х г. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29. При этом советские двигатели имели мощность 2400 л.с. вместо 2200 л.с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение (10 пушек 23 мм вместо 12 пулемётов калибра 12,7 мм у В-29). В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.
***
Экипажи изучали возможность использования ледовых аэродромов для базирования стратегической авиации в случае военных конфликтов. Очевидцы первой посадки вспоминали, что накануне прихода «тушек» в начале посадочной полосы из-за подвижки льда образовалась высокая гряда торосов, о чем успели предупредить пилотов. При заходе на посадку миновав эту гряду, летчик Симонов был вынужден резко отдать ручку вниз для сокращения пробега. Ту-4 просел и с такой силой ударился шасси об лед, что он треснул. Зато самолет не выкатился за пределы полосы, и обошлось без повреждений машины. А ВПП пришлось удлинять, вырубая торосы для обеспечения взлета. В ходе экспедиции в апреле 1950 года М.Симонов первым в мире посадил тяжелый бомбардировщик Ту-4 (штурман Л.Агеев) на Северный полюс, доставив туда членов арктической экспедиции «Северный полюс-2».
***
19 июня 1959 года экипажи В.В. Решетникова (штурман В.Т. Таранов) и Е.А. Мурнина (штурман Л.Н. Агеев) на двух самолётах Ту-95 выполнили сверхдальний перелёт. Они пролетели соответственно 17.150 км (за 21 ч 51 мин) и 16.950 км (за 21 ч 32 мин). Из-за отсутствия международных спортивных комиссаров достижения не были зафиксированы в качестве мирового авиационного рекорда дальности полёта по замкнутому маршруту, хотя и превышали его (на тот момент мировой рекорд составлял 14.250 км).
В июле 1960 – декабре 1962 – Л.Агеев старший штурман-инспектор отдела бомбардировочной и навигационной подготовки Управления боевой подготовки Дальней авиации. Летал на Ту-16 и Ту-95. С декабря 1962 года полковник Л.Н. Агеев – в отставке. В 1960-х годах работал мастером и старшим мастером ОТК приборного цеха на Остафьевском авиаремонтном заводе.
В 1969–1986 – помощник начальника лётно-испытательного комплекса ОКБ имени Н.И. Камова по штурманской службе. Обеспечивал и сопровождал испытания вертолётов Ка-27, Ка-29, Ка-126 и Ка-50 «Чёрная акула», консультировал специалистов в методических вопросах испытаний навигационных систем вертолётов, в организации испытательных полётов в Московской воздушной зоне.
Агеев Л.Н. проживал в городе Люберцы Московской области. Умер 15 ноября 2005 года. Похоронен в Люберцах.
Полковник (1960). Награждён орденами Ленина (25.03.1943), Красного Знамени (22.02.1955), Отечественной войны I степени (11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (20.06.1942; 16.05.1945; 29.04.1954; 05.11.1954), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и др. медалями.
Почетный гражданин: г. Люберцы Московской области, РФ, г. Новая Одесса, Николаевской области, Украина.
Можно отметить, что юношеское увлечение авиацией Герой Советского Союза Леонид Николаевич Агеев сохранил до конца и сделал самым главным делом в своей жизни. 15 ноября он вел свой последний урок, урок Мужества в Люберецкой гимназии №20. Эмоциональный рассказ и воспоминания о полетах, воздушных боях, погибших однополчанах растревожили сердце ветерана. Закончив отвечать на вопросы школьников, Леонид Николаевич вышел из класса и присел на скамейку в коридоре, тяжело вздохнул и попросил вызвать врача. Но «скорая» приехать не успела ...
Недаром говорят, что солдаты не умирают, они уходит в вечность… Ныне гимназия №20 носит имя героя-победителя, военного летчика Леонида Николаевича Агеева.
***