НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Осташков

Вспомним их поимённо. Оккупация.

Вспомним их поимённо. Оккупация.

" Сегодня почти не осталось в живых свидетелей, которые пережили оккупацию части Осташковского района немецко-фашистскими захватчиками. Но в краеведческом музее хранится архив газеты «Путь Октября», которая вышла после освобождения района 24 января 1942 года (в прежних административных границах. – ред.), и в течение всего военного времени в 1942-45 годах на своих страницах сообщала о жизни района, и в том числе о зверствах, которые чинили фашисты на временно оккупированной территории. Вот об этом хотелось рассказать молодому поколению и назвать поименно убитых и замученных; если и не всех (их 84 человека), то хотя бы часть. Они достойны ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ. Вспомним их поименно!

14 сентября 1941 года немецко-фашистские захватчики вступили на селигерские земли и оккупировали 116 населенных пунктов на территории 13 сельских советов.

Были оккупированы полностью сельсоветы:

— Урицкий

— Бельковский

— Дубковский

— Заозерный

— Жегаловский

— Жуковский

— Машугиногорский

— Коммуно-аврорский

— Заборский

— Сосницкий

— Первомайский (частично оккупирован)

— Ботовский

— Сиговский.

В период с сентября по декабрь 1941 года во время оккупации части района немецко-фашистские захватчики учинили зверства и истязания над мирными гражданами Селигерского края. Вот только несколько фактов.

В Дубковском сельсовете убиты председатель сельсовета Смирнов И.Я., медицинский фельдшер Белов А.С., колхозники: из деревни Белка Честнов А.И., из деревни Мосеевцы Рыжков С.Г., из деревни Залесье – Александров Н.В. Никита Александров повторил подвиг Ивана Сусанина: завел немцев в болото, а когда они это обнаружили, то схватили его и зарубили.

В Бельковском сельсовете убиты: секретарь сельсовета Дятлова Ф.С. и колхозница из деревни Коковкино Николаева П.И. В Коммуно-аврорском сельсовете повешены в деревне Ивановщина граждане Корнев В, Белов В.П., Перфеев А.П. Сожжена в деревне Гуща Цикина Лида. В Заборском сельсовете убиты: колхозник из деревни Заборье Евстигнеев Н.Я. и его 17-летний сын Сергей. В Заозерном сельсовете в деревне Межники от заложенной в доме немецкой мины погибли две женщины и шестеро детей.

Были грабежи, порка и издевательства, от которых пострадали: Иванов А. и Петров К. из деревни Коковкино, Цветкова из деревни Ивановщина, Семёнова из деревни Ровень Мосты, Матвеев из деревни Пихтень, Дмитриев из деревни Заозёрье, Голубева и Михайлова из деревни Радухово и другие.

В этот же период 1941 года на территории Осташковского района при выполнении специальных заданий погибли партизаны:

Акимов Александр – разведчик 2-й Особой партизанской бригады. При выполнении разведывательной операции был схвачен немцами и после пыток повешен в деревне Старые Сёла Коммуно-аврорского сельсовета.

Морозова Любовь – разведчица Осташковского партизанского отряда. При выполнении задания была предана и убита немцами на острове озера Сабро.

Васильев Л.В. – боец Осташковского партизанского отряда. Выполняя поручение, по доносу предателя был схвачен немцами и повешен в деревне Машугина Гора.

Рагузин В. – боец Осташковского партизанского отряда. При выполнении задания был задержан немцами в Урицком сельсовете и зверски убит немцами в с. Молвотицы.

В ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1965 года за мужество и отвагу, проявленную в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, посмертно наградить медалью «За отвагу»:

Акимова Александра Михайловича (похоронен в д. Старые Сёла)

Морозову Любовь Андреевну (похоронена в д. Ронское)

Рагузина Владимира Васильевича

Васильева Луку Васильевича.

 

Зверства немцев в нашем районе

20 февраля 1942 года газета «Путь Октября» писала: «Как известно, немецким захватчикам удалось временно оккупировать полностью или частично 13 сельских советов нашего района. Со звериной злобой фашисты подвергли опустошению западную территорию района. Они сожгли десятки деревень, годами строенных трудолюбивыми русскими людьми.

Они уничтожили 1561 дом, 2000 семей остались без крова.

Сожгли 31 школу.

Сожгли 342 колхозных амбара, 1653 сарая, 596 риг, 122 скотных двора, 86 конюшен, 31 свинарник, 39 телятников, 27 птичников, 49 овощехранилищ, 47 кузниц.

Оккупанты грабили население. Они отняли свыше 1000 голов крупного рогатого скота, отобрали всех овец и домашнюю птицу, 812 лошадей, 190 телят, 655 саней, 682 комплекта конной упряжи. Общий объем ущерба составил 164, 4 млн, руб. в твердых ценах 1926 года.

Жертвы фашизма

В деревню Ивановщина Коммуно-аврорского сельсовета ворвались немцы. В доме Белова был организован штаб. Много мук пришлось пережить семье Белова.

Наши разведчики-красноармейцы незаметно подползли к дому и забросали дом гранатами. В результате были убиты три штабных офицера и два солдата. Заподозрив Белова, они схватили его и повесили на дереве. Затем схватили временно проживающего в деревне работника кожзавода Корнева В.Ф. и члена колхоза Петухова Александра и отвели их за деревню и тоже повесили. Причем, трупы казненных палачи не разрешили снимать и хоронить в течение 10 дней.

В присутствии свекра и двоих детей немцы изнасиловали гражданку К. Они собрали всех граждан и нанесли 20 ударов веревкой по обнаженном телу Цветковой Н.П.

В деревне Жуково в школе немцы организовали штаб и склад боеприпасов. При отступлении немцы зажгли школу.

(«Путь Октября» от 8 марта 1942 г. Писала медсестра-партизанка Моисеева Анна Арсентьевна. В трудной боевой обстановке вынесла 16 бойцов. Принимала участие в боях под деревней Коптево).

Комсомолка-партизанка

На одном из островов озера Сабро был найден труп женщины, зверски избитой и затем расстрелянной. Труп опознали. Это оказалась Люба Морозова, одна из славных комсомолок — партизанка нашего края.

В декабре 1941 года Люба Морозова была послана со специальным заданием в тыл врага. И исчезла. Люба была избита, ей выкололи левый глаз и затем ее убили выстрелом в спину.

Любу похоронили на том острове, где ее нашли.

(«Путь Октября» 1 апреля 1942 г.)

20 сентября 1965 года Л. Морозова была награждена медалью «За отвагу». Перезахоронена в д. Ронское (прим. авт.).

Не забудем, не простим

Черная, лихая беда постигла нас 15 сентября 1941 года. В этот день фашисты зашли в д. Коковкино. Накануне все наши колхозники ушли в лес, в окопы, где были бойцы Красной Армии.

Так прошло два долгих томительных месяца. Наши воинские части отошли дальше. Немцы поселились в других сельсоветах, ближе к большаку. Наступили холода. Жить в окопах с малыми детьми стало невозможно. И мы решили пробираться в родные дома.

Собрав остатки жалкого скарба, пошли в дома Коковкино. Деревня была сожжена. Уцелело несколько домов. Жили в тревоге. И верно: не прошло и недели, как приехал отряд гитлеровцев. Отбирали все, оставляли голодными детей. Все теплые вещи стаскивали с людей на ходу. Так раздели Иванова Александра Петровича, стянули валенки, оставили на морозе.

Немцы заставляли работать на них, за отказ избивали. Колхозник Петров Константин опоздал на пять минут – избили, посадили в холодную баню. Не перечесть всех издевательств.

Писала зав. избой-читальней З. Синицына. Бельковский сельсовет

(«Путь Октября», 20 января 1944 г.)

Возмездие приближается

Два года тому назад наш район был освобожден от немецко-фашистских оккупантов. Фашистские разбойники, вторгнувшись на территорию района в сентябре месяце 1941 года, принесли неисчислимые страдания колхозникам и трудящимся нашего района. Гитлеровские людоеды замучили и убили целый ряд лучших наших людей.

Так, была зверски замучена и убита комсомолка Люба Морозова, убиты колхозники из колхоза «Красноармеец» Заборского сельсовета Евстигнеев Нил Яковлевич и его 17-летний сын Сергей. Фашисты повесили в деревне Ивановщина Коммуно-аврорского сельсовета товарищей Белова, Корнева, Перфеева. Они издевались и глумились над населением, учиняли публичные порки розгами.

17 декабря 1941 года на глазах у родителей в бане была сожжена 17-летняя Лида Цикина вместе с красноармейцем, которого она скрывала и оказывала раненому помощь.

При отступлении немцы полностью сожгли д. Барутино, частично 28 домов д. Старые Сёла, сожжен и разорен колхоз «Новая Гуща».

За четыре месяца хозяйничанья фашистские разбойники разрушали и жгли. Ущерб и убытки по неполным данным исчисляются в 164,4 миллиона рублей, из них по колхозному сектору – 53 миллиона 925 тысяч 563 рубля.

(«Путь Октября», 23 января 1944 года)

Так погиб советский гражданин

(Из рассказа Беловой Анастасии Алексеевны, проживающей в деревне Ровень Мосты)

Это было в сентябре 1941 года, когда наша армия отступала из наших мест. Однажды утром зашли к нам советские солдаты. Мы их пригласили позавтракать. Они попросили моего мужа выйти на улицу и посмотреть, не пришла ли в деревню немецкая разведка. Он ушел и долго не возвращался. Я послала сына Николая посмотреть, где отец. Его нашли убитым за гумном.

Оказывается, когда он вышел на улицу, то увидел, что в деревню вошла немецкая разведка. А наши бойцы ничего не знали о этом. Еще он увидел, что группа наших солдат на поле. Они копали картошку, ничего не подозревая об опасности. Муж решил предупредить их. Он поднялся на изгородь и дал знак нашим солдатам, чтобы те уходили. Немцы заметили это, задержали его, отвели за гумно и убили. Так погиб простой советский человек, мой муж Белов Василий Ефимович, 55 лет от роду. Ценой своей жизни он спас жизнь нашим советским воинам.

***

Более ста дней наша северо-западная часть района находилась под оккупацией немецко-фашистских захватчиков, которые нанесли материальных ущерб и проявили зверства в отношении ни в чем не повинных людей.

Вспоминая их поименно, жителям сельских поселений, где трагически погибли их земляки, следует собрать об этих людях более подробные сведения и передать подрастающему поколению. Хотелось бы знать, в каком состоянии находятся захоронения погибших мирных жителей, которые стали жертвами фашизма, — Никиты Александрова, Любы Морозовой, Саши Акимова и других?

В дни  празднования Победы, в дни освобождения Осташковского района, вспомним о них и обнажим головы. В нашем торжестве есть их доля, внесенная кровью. Они не были героями войны, сражавшимися на поле брани, они не были военнопленными, но их лишили жизни, потому что они были достойными гражданами Советской Страны.

Тамара Ивановна Захарова, почетный гражданин города Осташкова".

(Газета "Селигер" от 16.01.2015 г)

Памятная дата