Рахмонберди
Мухаммадазимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Рахмонберди Мадазимов узб. Мадазимов Раҳмонберди Муҳаммадаъзим аълам ўғли (1875-1933) - основатель и организатор театрального движения в Кыргызстане, основатель и первый художественный руководитель Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бобура, писатель, революционер, активный участник установления Советской власти в Киргизии и Узбекистане и борьбы с басмачеством.
Биография
Мирзо Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) родился в 1875 году в городе Ош. Он, как и его отец Мухаммадазим, был авторитетным муллой, совершившим паломничество Мекку; он молитвами лечил даже безнадёжных тяжелобольных. Рахмонберди хаджи Мадазимов был писателем, в 1914-1915 годахв типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» («Характеристика Оша»), «Исмлар имлоси» («Словарь имён»).
В 1914 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с учителем русско-туземной школы городаОш Балтыходжой Султановым был основан театральный кружок.
В 1918 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с другими просвещёнными деятелями и учителями Ошского уезда Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, Назирханом Камоловым, Абдурашидом Эшонхоновым, А.Саидовым впервые в Кыргызстане был основан самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Художественный руководитель театральной труппы Рахмонберди Мадазимов был первым основателем и организатором театрального движения в Кыргызстане. В 1919 годукружок сформировался в драматическую труппу. В дальнейшем к труппе присоединились артисты Абдукодир Исхоков, Исроилжон Исмоилов, Жалил Собитов. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Киргизии. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бабура. Узбекский академический музыкально-драматический театр в городе Ош является вторым старейшим профессиональным театром в Центральной Азии, после Узбекского национального академического драматического театра имени Хамзы в городе Ташкент (основанного в 1913-27 февраля 1914 годах).
Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.
Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.
В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929-1931 годы в театре были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся Оша, Аравана, Узгена, Кара-Суу, Нооката, Ходжаабада. Реакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Розияхон Муминовой, Тожихон Хасановой, Уринбою Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники.
Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театруоказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения.
Заслуги Рахмонберди Мадазимова как организатора и основателя театрального движения в Кыргызстане и первого основателя и организаторатеатральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В 5 томе Национальной Энциклопедии «Кыргызстан» изданного Центром Государственного языка и энциклопедии, Бишкек 2014 году и в книге Абдугани Абдугафурова «Ошский академический театр» изданная в феврале 2010 года посвящённая 90-летнему юбилею Ошского узбекского драматического театра имени Бабура отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности Ошского театра.
Основатель Ошского узбекского драматического театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене.
Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и культуры много лет работали на сцене театра имени Бабура города Ош. Уринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей музыкально-драматического театра имени Бобура города Ош и внесли большой вклад в развитие искусства и культуры Киргизии, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены руководством Киргизской ССР и они были награждены орденами, многочисленными медалями, почётными грамотами.
Работа в театре
- 1919 год — М.Бехбудий «Падаркуш», (Отцеубийца) Маннон Уйгур «Лекарь из Туркестана».
- 1920 год — Хамза «Отравленная жизнь».
- 1921 год — Гулом Зафарий «Сирота».
- 1922 год — Хамза «Наказание клеветников».
- 1923 год — Комил Яшин «Лолахон».
- 1924 год — Махмуд Рахмон «Рапорт с юга».
- 1925 год — К.Яшин и М.Музаффаров «Гулсара».
- 1926 год — К.Яшин «Два коммуниста».
- 1927 год — К.Яшин «Друзья».
- 1928 год — К.Яшин «Внутри».
- 1929 год — Гулом Зафарий «Халима», К.Яшин «Ажи-ажи».
- 1930 год — Умаржон Исмоилов «Истории на хлопковом поле».
- 1931 год — Н. В. Гоголь «Женитьба».
- 1932 год — Маннон Уйгур «Переводчик».
Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.
Семья
Отец — Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году), религиозный деятель. Мать - Биби Солиха (1850-1922), уроженка города Уратепа. Супруга - Бибихон (1884-1922), уроженка города Уратепа. Дети - Назокатхон (1902-1934), Хожинисо (1907-1932), Уринбой (1910-1980), Назирхон (1912-1917),Журахон (1917-1977).
Написанные книги
- «Ўшнинг тавсифи» (Характеристика Оша), 1914 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент
- «Исмлар имлоси» (Словарь имён), 1915 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.
Литература
- Энциклопедия Ошской области, Академия Наук Киргизской ССР. Раздел Театральная жизнь, стр.110, 1987 год, город Фрунзе.
- Национальная энциклопедия Узбекистана, Академия Наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, 2000-2006 годы (буква Ў, стр.219), Государственное научное издательство "«Узбекская национальная энциклопедия», Ташкент.
- Национальная энциклопедия «Кыргызстан», 5 том, стр.763. Центр Государственного языка и энциклопедии, Бишкек 2014 год. («Кыргызстан» улуттук энциклопедиясы, 5-том. Башкы редактору Асанов Ү.А. К 97. Б. Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору, 2014 жыл).
- А. Абдугафуров "Ошский узбекский музыкальный театр", Фрунзе, 1980 год. 58 с.; 21 см. Кирг 23/463
- А. Абдугафуров «Ошский академический театр», город Ош, 2010 год.
- Под рук. Жураева Б.Ж. «Во имя процветания Кыргызстана» Энциклопедическое издание о выдающихся узбеках Кыргызстана, 336 стр., «Ризван» город Ош, 2017 год
См. также
- Ошский Государственный академический узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура
- Султанов, Балтыходжа Султанович
- Касымбеков, Санжар Фозилбекович
Ссылки
- Они стояли у истоков
- Актёрская династия
- Центразия Персоны
- Гримасы и капризы Обезьяны
- Рахмонберди Мадазимов
- "Жайдари келин" чегара оша томоша кўрсатди
- Центразия История
- В Оше поставили «Душевные смятения Бабура» с помощью Узбекистана
- Рахмонберди Мадазимов
- Биографии знаменитостей
- Отрывок из книги «Исмлар имлоси» (на узбекском языке)
- Книга Р. Мадазимов а "Ўшнинг тавсифи" (Характеристика Оша)
- [1]
- Реферат
- История театра
- Ўзбек адабиёти Раҳмонберди Мадазимов
Боевой путь
Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.
Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.
После войны
Работа в театре
- 1919 год — М.Бехбудий «Падаркуш», (Отцеубийца) Маннон Уйгур «Лекарь из Туркестана».
- 1920 год — Хамза «Отравленная жизнь».
- 1921 год — Гулом Зафарий «Сирота».
- 1922 год — Хамза «Наказание клеветников».
- 1923 год — Комил Яшин «Лолахон».
- 1924 год — Махмуд Рахмон «Рапорт с юга».
- 1925 год — К.Яшин и М.Музаффаров «Гулсара».
- 1926 год — К.Яшин «Два коммуниста».
- 1927 год — К.Яшин «Друзья».
- 1928 год — К.Яшин «Внутри».
- 1929 год — Гулом Зафарий «Халима», К.Яшин «Ажи-ажи».
- 1930 год — Умаржон Исмоилов «Истории на хлопковом поле».
- 1931 год — Н. В. Гоголь «Женитьба».
- 1932 год — Маннон Уйгур «Переводчик».
Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.
Написанные книги
- «Ўшнинг тавсифи» (Характеристика Оша), 1914 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент
- «Исмлар имлоси» (Словарь имён), 1915 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.