НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
"У родных должна быть возможность самим узнать судьбу своих героев"
Евгения Медникова, руководитель Центра поисковой работы "Бессмертного полка" - о том, какие сложности возникают при установлении судеб пропавших без вести солдат.
Актуальные вопросы поисковой работы обсуждали на прошедшей в декабре международной конференции «Судьба Солдата: теория и практика архивных исследований». На нее собрались специалисты по военной истории, архивоведению, источниковедению, представители Министерства обороны России, Центрального архива Минобороны, активисты поисковых отрядов из разных уголков России, а также Молдовы, Украины, прибалтийских республик, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Белоруссии и Польши. Представители Бессмертного полка рассказали коллегам, как помогает поисковой работе Народная летопись, созданная на сайте общественного движения moypolk.ru.
Сейчас на сайте создано более 400 тысяч семейных историй о погибших и пропавших без вести на фронте, ветеранах войны, тружениках тыла, граждан, оставшихся на оккупированной территории, бойцах Сопротивления. В том числе нашу базу недавно пополнили имена участников итальянского движения Сопротивления.
"Что отличает базу данных Народной летописи Бессмертного Полка от других баз данных? Открывая свою семейную страницу, потомки солдат оставляют свои контакты, что позволяет установить с ними обратную связь, - пояснил Сергей Лапенков, сопредседатель Совета "Бессмертного полка". - Обнаружив сведения о солдате на ОБД «Мемориал» очень сложно бывает найти его родных и близких. В Народной летописи истории персонифицированы, они содержат воспоминания о человеке, семейные фотографии, а иногда и дополнительную информацию для поисковиков. Сайт Бессмертного полка - коммуникатор и площадка, которая объединит тех, кто ищет информацию о предках, и тех, кто ищет потомков найденных солдат или отдельных эпизодов. Через наш сайт и группы в соцсетях «соединились» поисковики и родственники, потерявшие связь родственники солдат. На сайте мы также размещаем информацию о розыске родных от поисковиков, транслируя ее и в наши группы в соцсетях. Мы стараемся сделать сайт Бессмертного полка помощником и реальным инструментом для эффективных поисков. Но нам нужны помощь и подсказки тех, кто обращается к сайту и непосредственно занимается поисками".
В декабре исполнился год Центру поисковой работы МИПОД «Бессмертный полк». Руководит работой волонтеров Центра Евгения Медникова, поисковик томского отряда «Патриот». Только за первые десять месяцев работы на адрес Полка пришло более 900 запросов с просьбой помочь в установлении судеб погибших и пропавших без вести солдат. При этом подавляющее большинство авторов писем не могут сами не только работать в сети Интернет, но и вообще на компьютере, отметила Евгения: "Для многих составить запрос - уже проблема, а еще и знать, куда и как написать, где искать, какие сайты – это практически невыполнимая задача. Наша основная цель – дать людям направление для самостоятельного поиска их родных".
Но и для продвинутых пользователей самостоятельные поиски информации о своих солдатах - дело крайне непростое.
В наградных документах, которые публикует Центральный архив Минобороны (ЦАМО), поскольку закон запрещает выдавать информацию частного характера, вымарывается адрес проживания семьи солдата. Между тем, по этим данным можно установить номер войсковой части. Но поскольку информация закрыта (ее можно получить только лично прехав в архив родственнику), идентификация солдата по прочим документам невозможна.
"Да, можно ссылки на все найденные документы дать родственникам, пусть с подтверждением родства делают запрос или сами едут в ЦАМО, чтоб адрес посмотреть, - говорит Евгения. - А если это не тот человек? ЦАМО на письменные запросы справки не дает, отправляет на тот же сайт, где закрыт адрес. Круг замкнулся. Этот вопрос просила меня озвучить на встрече и наш томский поисковик-архивист с более 30 летним стажем работы с бумажными
архивами. С этим она столкнулась и в ЦАМО. К тому же, информация об адресе семьи в данный момент уже не актуальна, так как части населенных пунктов, улиц, домов уже не существует, семьи там давно не проживают, к сожалению, но ветераны в большинстве умерли или воинами погибли на поле боя. Так что, пользоваться этой информацией в «криминальных» целях не имеет смысла. Зато усложняет установление судьбы солдата родственникам. Я предложила оставлять в документах хотя бы регион проживания для идентификации родственниками".
Еще одна проблема, озвученная поисковиками, отсутствие единых электронных баз данных.
"Поисковики подняли воинов, удалось установить их имена, начинается поиск родных. А родные в это время пишут нам на сайт – помогите найти воина, - рассказывает Евгения. - Я, как практикующий поисковик, знаю, что есть в каждом боевом регионе поисковые центры, отряды, есть сайт Поискового Движения, сайты центров, сайт Отечество, куда поступают данные. Я сама могу найти тыловые отряды, которые работают в том или ином регионе. Но этого не знают обычные люди. Очень много информации оседает на сайтах непосредственно поисковых отрядов и передается на сайты "Отечества" и Поискового центра с большим опозданием. Постоянно держать на контроле все группы - нереально. Книги Памяти, архивы отрядов, списки военнопленных – остаются где-то вне доступа заинтересованных лиц. Я предложила коллегам все же определиться с площадкой, куда они могли бы отдавать свои работы для общего пользования. Считаю отличным предложение, которое прозвучало, по составлению списка установленных поисковиками имен поднятых солдат на площадке ОБД-мемориал. Места нахождения информации разрознены, и разобраться в их обилии, «потянуть за ниточки» простому пользователю очень сложно, а большинству родственников – невозможно. Как-то надо объединяться. Установление судьбы солдата стало делом для «посвященных», поисковиков, а хотелось бы, чтобы родные сами могли устанавливать судьбы своих героев".
К тому же, говорит Евгения, многие документы просто не существуют в электронном виде, только в бумажном. Даже Книги Памяти во многих регионах - только на бумаге.
"С начала этого проекта прошло много лет и появились другие технологии, обновилась информация, встает вопрос и об обновлении Книг. В регионах энтузиасты проводят колоссальную работу по установлению судеб земляков и защитников их края, но эта информация доступна только им. Поэтому, - считает руководитель Центра поисковой работы Бессмертного полка, - хорошей работой для военкомата, Совета ветеранов и энтузиастов может стать оцифровка Книг и внесение в них дополнительной информации. Так же эти данные можно передавать в ЦАМО".
Предложения поддержал технический руководитель проекта по созданию электронной базы данных - ОБД-мемориал, Память народа и Подвиг народа, обратившись к поисковикам с просьбой – передавать им базы регионов, Книг Памяти, архивов, протоколов эксгумаций и другие документы для оцифровки.
На конференции прозвучали данные: с 2013 года поисковыми отрядами поднято более 95 тысяч солдат Великой Отечественной. У 5 тысяч из них удалось трудами энтузиастов восстановить имена. Остальные пока числятся без вести пропавшими, констатирует Евгения Медникова.
"На выставке "Имена из солдатских медальонов", которая открылась в историческом парке "Россия - моя история" на ВДНХ, была представлена записка солдата, найденная поисковиками в Долине Смерти в районе деревни Мясной бор Новгородской области еще в 1989 году. В ней упоминается населенный пункт в Томской области – Парбиг. Вот текст этой записки: «Завет. Товарищи, дорогие друзья! Найдете труп мой и эту записку, то прошу написать по адресу Новосибирская обл. Парбигский р-он, Паргбигский с/сов, деревня Чудиновка Романовой Ане. Это моя любимая девушка. А на могиле напишите Могила неизвестного солдата», — говорилось во вкладыше медальона. Узнать, кем был этот человек, поисковикам так и не удалось. Письма и запросы по поводу Анны Романовой они рассылали с момента обнаружения медальона и вплоть до 2002 года, но так ничего и не нашли. Сам боец был похоронен недалеко от Мясного Бора в августе 1989-го. Очень хочется, чтобы имя этого человека стало все-таки известно, а родные, наконец, узнали, где его могила. Мы подключимся к поиску."
Добавим, по материалам конференции Поисковое движение России планирует выпустить сборник статей и докладов. Познакомиться с текстом выступления Евгении Медниковой и Сергея Лапенкова можно по ссылке уже сейчас - "Народная летопись Бессмертного полка как один из инструментов поиска".