НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

«Таптым!» («Нашел!»): братья Ишмухаметовы с нуля восстановили боевой путь своих дедов

«Таптым!» («Нашел!»): братья Ишмухаметовы с нуля восстановили боевой путь своих дедов

Существует татарская поговорка о невозможности осуществления чего-либо: «Как иглой колодец копать» (аналог русской «Как искать иголку в стоге сена»)… Братьям Исмаилу и Наилю удалось ее опровергнуть…

На почту «Бессмертного полка» пришло письмо: «Миллионы людей во время Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести. Во многих семьях есть те, о чьей судьбе неизвестно до сих пор. Нам удалось найти в документах войны следы деда и его братьев, места их захоронений. Надеюсь, что наш опыт будет кому-то полезен в поисках родных...».

Мы публикуем историю поисков Наиля и Исмаила Ишмухаметовых с небольшими сокращениями.

«С самого детства мы со старшим братом Исмаилом слушали рассказы мамы о своем отце, рядовом солдате, который погиб, защищая Родину. К сожалению, воспоминаний было немного, потому что маме в 1942 году было всего 11 лет. 

Желая найти информацию о нашем деде, Бедртдине Сиразетдинове мой старший брат Исмаил в 2006 году посетил мемориал на Поклонной горе в Москве. В залах музея брат попросил разрешения посмотреть в Книгах Памяти записи о погибших на войне из маминой деревни Альбусь-Сюрбеево. Оказалось, что имена жителей этой маленькой татарской деревни отмечены в томе 3 Книги Памяти Чувашии. Про деда в Книге Памяти было записано: погиб под Сталинградом, захоронен в 3-х км. сев.-зап. д. Орловка, Городищенского района Волгоградской области. В сведениях о его братьях значилось: Садртдин – судьба не известна, Багаутдин – пропал без вести.

Чтобы уточнить, где похоронен наш дед, Исмаил в том же году направил запрос в военный комиссариат Волгоградской области. Ему ответили, что имя Сиразетдинова Бедртдина внесено в списки братской могилы села Орловка. Получив ответ, Исмаил поехал в Орловку. Позже мы с ним вместе съездили на братскую могилу. Именно тогда в нас вселилась глубокая потребность узнать о том, как воевал и погиб наш дед.

435e6168a0d2ed2324de89f2f75578ea.jpg

Изучать документы войны на сайте «Память народа» мне пришлось лишь с 2017 года. Главную сложность в поиске документов по деду представляло мусульманское вероисповедание татар. Метрические записи до революции по ним делал мулла, нарекал новорожденных трудновыговариваемыми арабскими именами, записывал в арабской графике, где не все гласные звуки прописывались. В результате появлялась вольная их трактовка при написании кириллицей. Поиск на архивных сайтах по исходной фамилии и имени деда не давал результата. Пришлось самому придумывать бесконечно возможные варианты и проверять по ним. Вместо Сыразетдинов Бедртдин дед оказался записанным в погибших как Серазедчинов Бедердин и Сиразичинов Бедордин. 

Бетрдин, Бетретдин, Бедретдин, Бедердин, Бедордин – так в документах войны звучало имя нашего дед Бедртдина…

Конечно же, я сразу после находки поделился радостью с Исмаилом. Но горечь о неизвестной судьбе братьев деда не давала нам покоя, и я все свободное время стал посвящать их поиску. Меня не покидала уверенность в том, что мы их найдем. Сразу при этом слышу подходящую татарскую поговорку нашей мамы: «Эна беля кый казырга» («Как иглой колодец копать»).

И вот однажды, увидев в строках боевых потерь имя Сараздынов Садердин, я понял, что нашел среднего брата деда! Оказалось, что он погиб в тех же местах, только в рядах другой дивизии. Теперь я не отходил от компьютера. В этот знаковый момент, я, можно сказать, почувствовал их незримое присутствие. Они как будто призывали меня: «Найди нас, Наиль!» Младший брат деда был найден нами через два дня. Записан он был как Серафимов Багаутин! Оказалось, что и он погиб там же, но в другом полку! 

Дальнейшие события приобрели лавинообразный характер. Мы с братом поехали на родину дедов. Помимо встречи с родственниками, в нашем марш-броске было запланировано ознакомление с документами военкомата, откуда призывались дед и его братья. 

Хотел бы отметить, что именно с РВК призыва следует начинать поиски тем, у кого нет информации по боевому пути своего героя. 

Мы не поверили своим глазам, когда в одной из пыльных книг архива, перевернув очередную пожелтевшую от времени страницу, увидели оригинал «похоронки» деда, которая пришла на него из 548 стрелкового полка. Судя по отметкам на извещении, его дубликат был переслан бабушке Сабире 11-го февраля 1943 года. К тому времени с окруженными в Сталинграде немцами было покончено: дед не дожил до их капитуляции всего лишь месяц.

Далее мы с братом рванули в Волгоград. Побывали на местах боев и на братских могилах, привезли символические пригоршни родной земли из Альбусь-Сюрбеево. 

Теперь надо было вписать имена братьев Сыразетдиновых на братские могилы. Ответ из Волгограда поражал страшной несправедливостью: «Такие не значатся, не погибали…». 

Необходимо было сначала доказать в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО), что перековерканные до неузнаваемости фамилии принадлежат именно им. Нам было рекомендовано самим поработать в Подольске, самостоятельно исследовать подтверждающие документы в читальном зале. Брат поддержал меня, и я отправился в дорогу – штурмовать архивы ЦАМО РФ. 

Я работал в архиве 10 дней, просматривая иногда до двух тысяч листов в день. Вскрывал даже подшивки документов, которые никто не смотрел до меня с 1943 года, окунался в эпизоды, которые никто еще не описал. 

В Подольский архив съезжаются искатели со всех уголков страны, и в этот раз читальный зал был заполнен. В воздухе витало ощущение, что все мы находимся на одной, объединяющей нас волне Памяти. В тишине зала изредка слышались счастливые возгласы: «Нашел!». Нашел своих и я. Тоже сдержано вскрикнул: «Таптым!». Ко мне подошел седой мужчина, пожал руку, как давнему знакомому…

Сегодня имена братьев Сыразетдиновых выправлены и внесены в списки братских могил.

fcc311004842856eeda4da9fda7a92c4.jpg

Нам удалось восстановить боевой путь 548 стрелкового полка под Сталинградом буквально за каждый день участия деда. Эти подлинные документы дают нам возможность самим читать в первоисточниках про события, в которых участвовали и погибли наши деды, и узнавать, что же происходило там на самом деле.

На этом этапе стало понятно, что и по всем бойцам из их маленькой родной деревни записи в таком же состоянии. Стало глубоко обидно за этих людей, о них, возможно, не знают даже их потомки. Я составил список имен уроженцев Альбусь-Сюрбеево, встреченных мною в архивных документах. Данные из этого списка мною многократно перепроверялись и уточнялись. Список доведен до сведения райвоенкома, а также главы сельсовета и директора школы.

61ad1eef22096c230e89e7dc85457bdc.jpg

В память о деде мы с братом написали книгу. Писали, прежде всего, для родственников. Но один из знакомых, прочитав ее, заметил, что она могла бы быть очень полезной для всех, кто занимается поиском своих героев». 

От себя добавим, что в истории братьев Ишмухаметовых ценны не только практические шаги в поиске, но и настрой на результат, последовательность, понимание ценности исторической и личной памяти… Электронная версия книги – в приложении. 

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Файлы