НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Солдаты ждут родных
Библиотекарь из поселка Красноармейский Ростовской области Оксана Силаева установила имена более 250 бойцов, похороненных в братской могиле и разыскивает их родных. Список воинов прилагается к материалу (смотрите ниже).
Оксана Силаева работает в библиотеке и вот уже четыре года занимается поисковой работой.
«В нашем районе шли ожесточенные бои. Так хутор Русский несколько раз переходил из рук в руки. Погибших от обстрелов находили в поле, и траншеях, и на берегу замёрзшей реки Большая Куберле. Бойцы сражались в открытом поле – лесопосадок не было. Погибших захоронили в траншее между Русским и не существующим ныне хутором Стародубским, - рассказывает Оксана. - В 1959 году было принято решение перенести всех солдат с близлежащих хуторов Русский, Раздорский, Старолодин и станции Куберле в одно братское захоронение в нашем поселке Красноармейский. В списке захороненных было 746 человек. Но фамилии были известны только у 32 воинов. Остальные я пытаюсь восстановить».
С помощью открытых баз данных, преимущественно сайта Министерства обороны ОБД Мемориал, Оксана Силаева вернула имена 270 погибшим солдатам. 230 из них уже внесены на памятник братской могилы. Одновременно она ищет и родственников воинов.
«Я каждый год в апреле отправляла письма-просьбы в СМИ - АиФ и «Комсомольскую правду» городов, откуда числились солдаты. Особенно быстро откликались журналисты «Комсомолки», - рассказывает Оксана.
Три года назад нашлись и приехали из Сибири родственники Каргапольцева Ивана Алексеевича – дочь и правнуки, он похоронен в другом хуторе. Еще через год нашлись близкие Николая Горожанина. Родные увидели знакомую фамилию в материале «Комсомолки».
Внук Юрий на могиле деда Николая Горожанина
Внук солдата Юрий приехал на могилу деда из Москвы. «Я ему внучатый племянник – он погиб совсем молодым, у него никого не было, только любимая девушка Тоня. Её уже нет в живых, - цитировала рассказ внука газета. - Фронтовые письма бережно хранятся. Последнее письмо его мама, а моя прабабушка Матрёша часто перечитывала и всегда плакала – Николай был младшим сыном в многодетной семье». В этом году известия о своих солдатах получили еще семьи Сарсена Жасупова из Казахстана, Татьяны Павловой, Семена Фомича Корниенко иЛеонида Петровича Дырдина.
Леонид Петрович Дырдин, 1938 г. Фото из семейного архива
«Спасибо за фото, которые Вы прислали. Спасибо Вам и всем жителям п. Красноармейский за Память обо всех Павших. Мы тоже у себя в Твери прошли с Бессмертным полком и пронесли портреты наших ветеранов. Так что наш дядя Леонид Петрович Дырдин прошел с нами в строю Бессмертного полка до Обелиска Победы и Вечного огня», - написала Оксане Силаевой его племянница.
О месте гибели Леонида Дырдина, как и еще четырёх солдат, чьи семьи удалось найти Оксане, родные не знали, они числились пропавшими без вести.
«Выяснилось, что кто-то не знает о существование сайта ОБД Мемориал, молодое поколение не задумывалось об этом, а пожилые писали в военкоматы и получали ответы без вести пропал, - говорит она. - Наверное, статьи с именами, все же заставляют задуматься об своих, да и люди вокруг сообщают, что ищут воина, кому-то это надо и важно. Особенно много у нас из Казахстана и Киргизии, там пожилые люди не пользуются соцсетями, да и газета сейчас дорогое удовольствие. Пыталась обращаться в администрации поселений, но, чаще всего получала или отрицательный ответ, или что-то вроде: кто хочет, тот сам найдет, они на сайте есть и ладно. А мне кажется, людям иногда важно, знать, что их солдата помнят и чтят его память. Иногда у меня опускаются руки, много информации просто неправильно записано, приходится копаться, выискивать. Время военное, наш поселок умудрялись записать, как угодно Куберли, Коберле, и т.п., и отнести к любому близлежащему району. Но когда родные прислали фотографии погибших, я плакала – такие юные лица! Поэтому сколько смогу, столько буду пытаться искать имена воинов и их родных».
Именно поэтому Оксана обратилась в Центр поисковой работы «Бессмертного полка». Сотрудники Центра отправили подготовленные ей списки коллегам-поисковикам в разные регионы страны. Мы надеемся, что наши публикации и общие усилия позволят и другим семьям отыскать своих погибших солдат. Они ждут.