НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

"Партизанки не умирали": воспоминания "русской ведьмы"

"Партизанки не умирали": воспоминания "русской ведьмы"

Боевой путь Натальи Никитичны Сидоровой это три невероятно тяжелых года в партизанском отряде "Вперед". Сандружинница Наташа была одной из первых девушек-партизанок Карельского фронта, награжденных орденом Красной Звезды. Немцы называли ее русской ведьмой. Воспоминания своей бабушки опубликовала в народной летописи Бессмертного полка ее внучка.

Из воспоминаний Натальи Никитичны Сидоровой (Пастушенко):

«Я была в партизанах с 7 сентября 1941 по сентябрь 1944 года. Отряд ходил по тылам противника:  взрывал телефонную связь, нападал на  обозы противника,  уничтожал военную технику и солдат, проводил разведку. Вмести со мной,   в отряде воевало ещё 4 девушки и работы хватало всем. Нам, наравне с мужчинами,  приходилось переносить все тяготы партизанских походов: многочасовые переходы по тылам противника, голод, холод. Отряд находился в походах от 22 дней до 3 месяцев. Боезапас, продукты на все это время несли на себе: вещмешки от земли не оторвешь, а их надо было нести на себе не один десяток километров по лесу, болотам, переправляться через реки. Спать приходилось прямо на земле, летом тепло, но не дают покоя комары, зимой – спали на снегу. Порой белофинны преследовали отряд не одни сутки, тогда о сне не могло быть и речи. Шли, валясь от усталости, да еще постоянно приходилось вступать с ними в бой.    В 1942 году много карельских партизан умерли от голода, ни ягод в лесу не было,  ни грибов. Партизанки не умирали – наверное, женщины более жизнестойкие. Но по три месяца без бани! И рваные и грязные. Кожа коростой от грязи покрывалась. Я помню, вернулись как-то с задания, пошли в баню. Идем обратно, а навстречу командир: «У вас, девчата, за ушами-то грязь осталась!» Отшутились – до ушей, мол, дело не дошло, после войны отмоем. Шутили и любую передышку использовали, чтобы попеть и потанцевать».

Наталью Сидорову вспоминает в своей книге «Партизанские отряды» Георгий Герасимов, воевавший в эти годы в карельских лесах. С декабря 1943 года он был командиром отряда «Красный онежец».

«Партизаны  на базе отряда и на отдыхе любили смотреть, как танцуют Вася Моккоев и Наташа Сидорова. Пара кружится и кружится. Оба красивые…  Никогда ни при каких обстоятельствах никто не видел на их лицах уныния… Оба они были людьми смелыми, враги знали их обоих. Васю как лучшего пулеметчика отряда, а Наташу Сидорову враги называли «русской ведьмой» за ее роскошные длинные волосы. Однажды во время боя ее волосы освободились от всех хитроумных приколок, распушились и санитарка в таком виде «колдуньи» ползала и бегала под свистящими пулями от одного раненого к другому. «Смотри, мы тебя убьем, длинноволосая русская ведьма» - кричали ей солдаты противника".

Из воспоминаний Натальи Никитичны:

«Война – это плохо. Ранения настоящие, тяжелые. Помнится Вася Моккоев. В походе получил тяжелое ранение в живот. «Спасите меня, девочки!» - просил. А как? Тылы далеко, на хуторе – финны. Когда могли, отправляли раненых в Беломорск самолетом У-2. Но это получалось редко.  А сколько наших подо мхом осталось - безымянных, без креста и надгробья над могилой!

Зимой 1942 года, прямо под Новый год, в Москве в ЦК комсомола проходило совещание партизанок всех фронтов – помощниц командиров отрядов по комсомольской работе (у меня к тому времени была такая должность в отряде). От Карелии в Москву поехали всего четыре человека: Наташа из отряда Канторова, Клава – минер из спецшколы, Шура из отряда «Красный онежец» и я. Лучшие партизанки всех фронтов новый, 1943 год встречали в Колонном зале Дома Союзов. Сталин прислал приветственную телеграмму, но прийти не смог. Принимал нас руководитель партизанского движения Пономарев. В Москве удивлялись, как мы в Карелии воюем - без землянок, на снегу зимой и в болотах летом. Вот так и воевал! Потому у бывших партизан ноги в основном и болят – застудили, натрудили. Десятки километров в день на лыжах проходили.

В 1944 году перед расформированием отрядов в Петрозаводске прошел парад партизанских отрядов. Прошли партизаны в парадном строю, расформировали отряды и  - в Германию! Почти все там погибли, из нашего отряда  никто не вернулся… 22 человека были оставлены на партийно-комсомольской работе,  в том числе и я. Девять месяцев училась на курсах, и каждый вечер работала на восстановлении Петрозаводска.  Из 120 человек нашего отряда до 60-летия Победы дожили пятеро…»

Помимо ордена Красного знамени, Наталья Никитична была награждена медалью «За боевые заслуги». После войны она вышла замуж за врача, родила троих детей:  двух сыновей и дочь. И всю свою жизнь посвятила спасению людей – стала медицинским работником.

«Мы все были внимательны к нашим девушкам-санитаркам, - пишет Георгий Герасимов. - Я не знаю,  как назвать это чувство к ним! Дружба? – сказать мало. Мы восхищались ими, были признательны им за помощь, за лечение. Почти всем нам они перевязывали раны! И все мы чувствовали их заботу. Хочется еще раз сказать большое партизанское спасибо всем им, замечательным нашим боевым сестрам – за то, что они были рядом с нами в походах и сражениях, и им подчас приходилось тяжелее, чем нам».

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ