НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Ошибки канцелярии. История поиска

Ошибки канцелярии. История поиска

Автор Елена Метелина, центр поисковой работы МИПОД «Бессмертный полк».

В апреле 2017 года на почту полка пришло вот такое письмо:

«Здравствуйте! Может, Вы мне поможете найти какие-нибудь сведения о моем деде. У меня есть такая информация - Долотов Александр Николаевич, 1912 года рождения, село Минское Костромской обл. Призван Костромским военкоматом в июне 1941 года. Воевал на Ленинградском фронте в звании сержанта, по специальности - связист. Пропал без вести в сентябре 1941 года где-то под городом Лугой. К сожалению, больше ничего не известно».

Сведения о бойце были скудными, однако, немного дополнительной информации удалось найти на страничке солдата в летописи полка: «ДОЛОТОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, младший сержант, Связист 1 разряда (1912-09.1941 гг). Александр Николаевич был призван в июне 1941 года в г. Кострома. Дома остались жена и трое детей. Боевое подразделение, в котором служил мой дед, воевало в Ленинградской обл., под Лугой. В сентябре 1941 года попали в окружение. Там же мой дедушка и был убит. Домой сначала пришло известие, что пропал без вести, а позднее и пришла похоронка».

http://moypolk.ru/kostroma/soldiers/dolotov-aleksandr-nikolaevich

На основании вышеуказанных исходных данных и был начат поиск.

На сайте Память народа удалось обнаружить анкету на розыск пропавшего без вести бойца, в которой содержались новые и очень важные сведения: номер полевой почты – ппс 535, домашний адрес бойца - г.Кострома, ул. Никитская, 46/2 и дата его выбытия – 11 августа 1942 г.

По номеру полевой почты удалось установить подразделение, в котором служил Александр Николаевич - 533 обс (отдельный батальон связи) 41 СК (стрелкового корпуса) 1 формирования.

41-ый стрелковый корпус был сформирован в марте 1941 года в Московском военном округе и находился в составе действующей армии с 22 июня 1941 года по 17 сентября 1941 года.

С началом войны 41-ый СК перебрасывался эшелонами из Костромы, Ярославля и Иванова через Великие Луки с задачей к 1 июля 1941 года занять для обороны Псокв, Остров и Выставку.

Александр Николаевич Долотов был призван как раз из Костромы.

С 8 июля 1941 года части корпуса вели ожесточенные бои в 15 км от Пскова, но под давлением превосходящих сил противника, были вынуждены начать отступление за реку Великая.  9 июля 1941 года Псков был оставлен, началось отступление на Гдов. Части 41-го СК попытались развернуться на шоссе Псков-Луга, однако были смяты.  

Потерявшие управление и связь с вышестоящими штабами, разрозненные части корпуса были обнаружены только 13 июля 1941 года под Стругами Красными, Щирской и Лугой.

Дезорганизованные части корпуса отходили к Луге, отдельные части 14-15 июля 1941 года держали оборону на первом промежуточном рубеже обороны по реке Плюсса, но к 24-25 июля 1941 года отошли на второй промежуточный рубеж обороны в районе Городец-Серебрянка. К тому времени части корпуса были пополнены прибывавшими эшелонами, приведены в порядок и организованы.

Собственно, 41-й стрелковый корпус и стал соединением, составившим основу Лужской оперативной группы и ведущим оборону на Лужском рубеже.

С 10 августа 1941 года началось немецкое наступление, в том числе и на Лугу, корпус вступает в тяжёлые бои, постепенно отходя к Луге, однако оборона корпуса нигде прорвана не была. Тем не менее, немецкое наступление развивалось на флангах корпуса, и 20 августа 1941 года корпус был окружён в Луге.

В ночь на 22 августа 1941 года 41-ый СК начал отход на северный берег Луги. С 23 на 24 августа 1941 года корпус оставил Лугу. К этому времени части корпуса занимали оборону по переднему краю: на северном берегу реки Луга, Старицы – Кемка - Санаторий Зачеренье - Горючково -Торковичи. Штаб корпуса с 21 августа 1941 года находился в населённом пункте Пехенец.

К утру части корпуса по распоряжению командира сосредоточилась в районе Долговки и леса восточнее, штаб корпуса к 27.08.1941 переместился в деревню Луги.

С этого времени и вплоть до середины сентября 1941 года 41-й стрелковый корпус пытался с боями выйти из окружения под Лугой, следуя по болотам.

Прорывались из окружения в районе деревень Вырица, Мина, Введенское. 15 сентября 1941 года 41 СК осуществляет попытку прорыва через шоссе Мина-Каушта. Прорваться смогли не все подразделения корпуса, в том числе не смог прорваться штаб и его командир (они выходили из окружения уже в конце сентября 1941 года в район Любани). Сколько всего человек из состава корпуса смогло пробиться к своим, установить не удалось.

17 сентября 1941 года корпус был расформирован.  41-ый СК первого формирования прекратил свое существование в сентябре 1941 года на Лужском рубеже, эти данные совпадали с информацией, полученной от родственников, и свидетельствовали об ошибочности даты прекращения связи с бойцом, указанной в анкете (11 августа 1942г.).

Теперь необходимо было отыскать сведения о бойце Долотове в списках братских могил, расположенных в населенных пунктах Лужского района по пути следования 41 СК в период с августа по сентябрь 1941 года.

Однако таких сведений в электронных базах выявлено не было.

В сложившейся ситуации единственным вариантом стала отработка всех солдат по фамилии «Долотов», погибших на территории Ленинградской области, выбывших не позднее начала 1942 года.

Таковых в объединенной базе данных "Мемориал" оказалось около сотни, работа предстояла обширная, но тут помогла счастливая случайность, словно сам боец хотел, чтобы его поскорее нашли. Работая с базой данных, я случайно открыла запись по солдату-однофамильцу - Долотову Алексею Николаевичу, захороненному в  д. Домовка Ленинградской обл.

Одного беглого взгляда на эту запись хватило, чтобы понять - это и есть искомый боец, записанный под чужим именем:

«ФИО: Долотов АЛЕКСЕЙ Николаевич, 1912 г.р., призван Костромским РВК, Костромская обл., Костромской р-н, последнее место службы - СевФ 533 обс, звание – сержант, командир отделения, причина выбытия – убит, дата выбытия - между 27.06.1941 и 19.09.1941, первичное место захоронения - Ленинградская обл., д. Домовка».

В архивном документе был указан и домашний адрес солдата: г.Кострома, ул. НикиТИНСКАЯ, д. 46/2.

 

Таким образом, совпали следующие данные: фамилия, отчество, год рождения, место призыва, звание, место службы, воинская специальность (связист), период выбытия и домашний адрес, хотя последний и был записан с ошибкой в названии улицы.

Оставалось уточнить сведения о месте захоронения бойца – деревне Домовка. Однако деревни с таким названием не существует.

 Указанный населенный пункт упоминался в качестве первичного места захоронения еще в нескольких донесениях по другим бойцам.

Извещение о гибели одного из них – Кашапова Б.А. и помогло разрешить эту загадку: «ДоМовка» - именно так прочитали написанное от руки название населенного пункта «ДоЛГовка», который многократно упоминается в описаниях боевых действий на Лужском рубеже.

Именно в Долговке и принял свой последний бой Долотов Александр Николаевич.

Теперь родственники бойца самостоятельно смогут составить запрос об увековечении бойца.

А нам на полковую почту пришло письмо от родных бойца:   

«Здравствуйте! Большое спасибо Вам за проделанную работу! Теперь я и все мои родственники знаем, как погиб наш дедушка и где захоронен. Может, даже найдем его могилу. Вам желаю успехов в вашей благородной работе, здоровья и радостей в жизни!».

Так благодаря номеру полевой почты и изучению боевого пути подразделения удалось установить судьбу еще одного без вести пропавшего солдата.

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ