НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
«Неугасшие имена»: специалисты расшифровали солдатские медальоны и нашли родных через сайт Полка
Одиннадцать медальонов всего за три дня расшифровали сотрудники лаборатории «Солдатский медальон» (г. Москва). Через сайт Бессмертного полка удалось найти родственников трех бойцов.
– Наша лаборатория – единственная в России, которая специализируется на прочтении «угасших записей», в том числе солдатских медальонов, красноармейских книжек и т.д. – рассказывает руководитель Андрей Фетисов. – Есть у нас специалисты в области химии. Используя различные вещества, они производят обработку солдатских медальонов, что позволяет аккуратно извлечь вкладыш из пенала и разделить слипшиеся фрагменты бумаги.
Пенал солдатского медальона и бумажный вкладыш, извлеченный из него.
Есть специалисты в области видеоспектрального анализа. Они исследуют вкладыши на просвет в различных спектрах излучения. Подбирая нужную длину световой волны, мы пытаемся расшифровать записи, которые кажутся безвозвратно утерянными: размытыми, стертыми временем, «угасшими». Так, надписи, сделанные карандашом, лучше всего читаются под инфракрасным излучением, чернилами – под ультрафиолетовым.
Так выглядит вкладыш из солдатского медальона в разных спектрах излучения.
– За тридцать лет мы наработали уникальные технологии, которые позволяют нам расшифровывать до четырехсот медальонов в год, – продолжает Андрей Фетисов. – Но такой плодотворной работы, как в эту первую апрельскую неделю 2020 года, у нас еще никогда не было. А все благодаря коронавирусу. Наша лаборатория была создана при благотворительном военно-патриотическом фонде «Застава Святого Ильи Муромца». Зарплату здесь никто не получает, специалисты работают на энтузиазме, в свободное от работы время. А тут в Москве объявили режим самоизоляции: люди сидят по домам, есть возможность плотнее заняться расшифровкой.
Один из расшифрованных медальонов принадлежал красноармейцу Александру Лысцову.
– До сих пор живы его дочери. Старшей, Лидии Александровне, моей тете, 91 год. Младшей, Марии Александровне, моей маме, 83 года. Все мы живем в городе Асбест, Свердловской области, – рассказывает внучка красноармейца, Галина Седункова. – Мама помнит, как провожали его на фронт. Ей тогда было пять лет. Всю дорогу, пока они шли по нашему поселку Папанинцев (прим. ред.: пригород Асбеста), он нес ее на руках. Потом приезжал его однополчанин, рассказывал, что последний раз видел Александра на поле боя, без обеих ног. Вот и все, что знали мы о деде. Все эти годы мы искали хоть какую-то информацию о нем. Бабушка сразу после войны ходила по различным инстанциям, обращалась в военкомат. Позже мама и тетя продолжили поиск. Потом уже и я подключилась. Отправляли запросы. Получила более десятка отписок. И все-таки надеялась хоть за что-то зацепиться: за номер полевой почты, за город Кинешма, откуда пришло последнее письмо... Но все мимо, мимо, мимо. Вообще никакой информации. Руки опускались. Но каждый год 8 февраля (прим. ред.: считается, что в этот день Александр Лысцов пропал без вести) меня словно что-то толкало, побуждало продолжить поиск. Как будто я что-то не сделала, что-то проглядела, о чем-то не догадалась.
Дочери: Мария Александровна и Лидия Александровна, внучка Галина Анатольевна.
– Это был «архивный медальон», пожалуй, один из самых сложных в нашей практике, – рассказывает Андрей Фетисов. – Нашел его еще в 80-е годы прошлого века Олег Лишин. Лишины – легендарная семья, они занимаются поиском уже в четвертом поколении. Вот больше 30 лет этот медальон и ждал своего часа.
Фрагмент вкладыша из медальона красноармейца Александра Лысцова.
– Вкладыш состоял из трех фрагментов. На каждом прочитывались лишь обрывки слов. Но был в пенале еще и чистый обрывок листа. Сегодня мы не знаем, зачем красноармеец положил его туда. Может, на самокрутку, может, что-то еще хотел написать. Вот на этом кусочке бумаги и отпечатался в зеркальном отображении текст с медальона. Расшифровав этот отпечаток, мы смогли восстановить в единое целое обрывки слов.
Фрагмент чистого листа, на котором отпечатался текст вкладыша.
– Изучая архивы, я узнала, что из нашего поселка и соседнего города Асбест практически в одно время на фронт ушли более тысячи человек, – рассказывает внучка красноармейца, Галина Седункова. – Многие из них попали в 365 стрелковую дивизию. Я была уверена, что и моего деда призвали туда же. Но это были мои догадки, а нужны были доказательства. Я поехала в Екатеринбург, в архив Министерства обороны. Меня в архив не допустили, говорят: «Да вы что, ничего уже нет, все пропало». Я спрашиваю: «Как же так, ведь ни бомбежек, ни пожаров не было, хоть какие-то бумаги должны сохраниться?». Мне посоветовали: «Если жив кто-то из прямых родственников, берите от них доверенность и приходите с доверенностью». Вместе с мамой и тетей мы заполнили анкету, собрали все необходимые документы и отправили. Пришел ответ, что он действительно был направлен в 365 дивизию 1211 полк. Тогда я создала страничку деда на сайте Бессмертного полка и разместила там всю собранную информацию. Через сайт Полка меня нашел наш краевед и пригласил на презентацию своей книги. В ней собраны воспоминания бойцов 365 стрелковой дивизии. Моему деду там посвящены полстранички. Шел бой возле деревни Быково (от редакции: ныне не существующий поселок в Ржевском районе). Все избы были забиты ранеными и обмороженными. Каждый дом в этой деревне был приспособлен под лазарет. В одном из этих домов находился и мой дед. Он был в тяжелом состоянии: получил ранения в обе ноги. А тут началась бомбежка. Все, кто смог, укрылись в лесу. Дед не смог, он погиб вместе с другими ранеными. Краевед в своей книге написал, что после той бомбежки даже хоронить было нечего, кругом только куски мяса. Нам очень хотелось найти место захоронения деда. Я спрашивала краеведа, может, мне к поисковикам обратиться, но он сказал, что это бесполезно. А тут звонок. Спрашивают: «Вы размещали на сайте Бессмертного полка историю Александра Лысцова?» «Да, – говорю, – я». «Расшифровали медальон вашего деда, известно место его захоронения». Все произошло так быстро, что я до сих пор в это поверить не могу. За несколько лет до этого я написала стихотворение. Там есть такие строчки:
Где же ты, мой дед родной,
Ни разу мы не виделись с тобой.
Ищу тебя я много лет, солдат.
Ты с фронта не вернулся к нам назад…
Я запишу тебя, мой дед, в Бессмертный Полк,
Чтоб хоть чуть-чуть вернуть тебе свой долг.
И представляете, Бессмертный полк мне помог. Это какое-то чудо. От всего сердца хочу поблагодарить поисковиков: и тех, кто нашел медальон, и тех, кто смог его расшифровать.
Родные Александра Лысцова с портретом своего ветерана.
– Мы созвонились с внучкой красноармейца Александра Лысцова, – рассказывает Андрей Фетисов. – Для нас, поисковиков, это самая главная награда – живое общение с потомками солдат. Это высшая степень благодарности за твои труды.
Сейчас в лаборатории исследуют еще 150 медальонов. Каждую неделю поступают новые. Какие-то из них поисковики поднимают во время Вахт памяти, какие-то в свое время не смогли прочитать, и они десятилетиями хранились в отрядах. Расшифрованные имена из солдатских медальонов можно найти здесь.
Автор:Денис Бевз