НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Не дайте потеряться подвигу врача! Из истории мариупольского подполья
Врач Ирина Павловна Меньшикова не оставила больных военнопленных из мариупольских концлагерей и погибла вместе с ними.
В Штаб Полка пришло письмо из Мариуполя Донецкой области от Евгения Визинкова. "Врач Ирина Павловна Меньшикова погибла в феврале 1943г. вместе с больными военнопленными из мариупольских концлагерей - замёрзла с ними в вагонах. Надо обязательно разыскать информацию об этом Враче, её родственников. Может быть данные об этой женщине есть в базе Минздрава за тот период или в списках выпускников медицинских иниститутов в период Великой Отечественной войны и до нее. Не дайте подвигу потеряться! Прочитайте, это подвиг!"
К письму была приложена статья из газеты "Приазовский рабочий". В ней рассказывается о врачах-подпольщиках, работавших в госпитале №2 города Мариуполь. Группы врача Бориса Гнилицкого наладила механизм спасения военнопленных, которых переводили из концлагеря в городской госпиталь, якобы на лечение, а потом переправляли через линию фронта. В материале рассказывается о подвиге огромного количества людей, задействованных в этой работе. Среди них - имя Ирины Павловны Меньшиковой, врача-военнопленной, чьих родных так и не удалось розыскать. Возможно, семье Ирины Меньшиковой также ничего не известно о ее судьбе. Надеемся, исправить это поможет эта публикация.
Отрывок из статьи "Подвиг врача"
"...Подпольщицы-медсестры, оставшиеся в живых, вспоминали о настоящем подвиге военнопленного врача-подпольщицы, работавшей в госпитале № 2, Ирины Павловны Меньшиковой. Откуда она была родом, осталось неизвестным. Известно только, что она сама была военнопленной. Где и при каких обстоятельствах попала в плен, в концлагерь Мариуполя, – неизвестно. Ее спасли подпольщики группы врача Бориса Гнилицкого, и она вступила с врагом в борьбу, только не на фронте, а в его тылу, в условиях подполья.
В феврале 1943 года, когда фронт приближался к Мариуполю в результате зимнего наступления наших войск в Донбассе, оккупанты, готовясь к отступлению из города (они уже не только складывали чемоданы, но и вывозили их), пытались скрыть следы своих злодеяний в мариупольских концлагерях, решили уничтожить военнопленных, остававшихся в живых. Времени на расстрелы и сжигание трупов у них не было. Копать мерзлую землю было невозможно. И они принимают решение, которое было характерным для захватчиков-фашистов - они решили заморозить военнопленных. Погрузили в 14 товарных вагонов не только здоровых заключенных концлагерей, но и больных военнопленных из двух госпиталей, вывезли в Сартанский тупик и заморозили там.
Так как акция проводилась внезапно, в строжайшей тайне, врачи-подпольщики ничего не смогли предпринять для спасения больных. Врач-подпольщица Ирина Меньшикова, дежурившая в госпитале № 2 в тот день, не бросила больных, осталась с ними, оказывала им помощь до конца, вместе с ними попала в товарный вагон и погибла. То, что совершила врач Ирина Меньшикова – пожертвовала своей жизнью ради жизней других людей, в народе всегда чтится как мужественный и достойный поступок, который называется подвигом".
Валентина ЗИНОВЬЕВА, газета "Приазовский рабочий"