НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Мои родные незнакомцы...
Анна Савостина, 17 лет, г. Севастополь
Я раньше никогда не интересовалась, кем были мои далёкие предки… Просто не было нужды в этом, а может быть это недостаток воспитании со стороны родителей. Не знаю…Сегодня я хочу рассказать о трёх моих далеких предках, жизнь которых была обожжена огнём Великой Отечественной войны.
Он вчера не вернулся из боя
Смирнов Константин Иванович
Мой прапрадедушка Смирнов Константин Иванович когда началась Великая Отечественная война, имел право на отсрочку от призыва, но в сентябре 1941 года пошёл воевать добровольно и в декабре был направлен на фронт, в действующую армию.Служил в 349-й стрелковой дивизии, получил звание «сержант», став командиром отделения разведчиков отдельной разведывательной роты.
С первых дней прибытия на фронт 349-я стрелковая дивизия вела кровопролитные бои, защищая города Украины. Боевое крещение приняла в районе Краматорска. Прорвала линию обороны противника, заняла ряд населенных пунктов вблизи Краматорска. Слева находился Славянск, справа — Изюм. Здесь дивизия удерживала оборону до середины мая 1942 года. В эти дни прапрадедушка писал своей жене: «Муся, у всех одна забота – скорей разбить врага и вернуться в свою семью и начать снова свою домашнюю жизнь».
Когда немецко-фашистские войска перешли в контрнаступление, 349-я стрелковая дивизия была брошена для прикрытия фронтовой бреши, образовавшейся южнее Изюма, и была окружена.В тяжелых боях мой прапрадедушка получил первое ранение. У него были черные, как смоль волосы… Когда он вернулся один, из всей разведывательной группы, выполнявшей задание в тылу врага, тяжело раненым, то был совершенно седым…
После излечения в госпитале, прапрадедушка вернулся в свою дивизию. В письме жене он писал: «Муся, мы почти каждый день находимся в бою. Вероятно, скоро пойдём на отдых».
Письмо с фронта
17 июля дивизия была переброшена для обороны южных рубежей Сталинграда. Здесь, в июле - сентябре 1942 года, участвуя со своими разведчиками в очередном рейде в тыл врага, мой прапрадедушка пропал без вести.
Обо всем этом я знаю из рассказов моего дедушки, Игоря. Долгие годы он ищет возможное место гибели и захоронения моего прапрадедушки. К сожалению, пока эти поиски не дали желаемого результата. Но дедушка не теряет надежды и продолжает поиск.
Каждый год 9 мая вместе с моим дедушкой Игорем я иду в колонне ветеранов на параде Победы в Севастополе. Иду, и вспоминаю о моем прапрадедушке Константине Ивановиче Смирнове.
Я с моим дедушкой Игорем на параде 9 мая в г. Севастополе
Пережившая смерть и блокаду
Антюхова (Соколова) Людмила Васильевна
Моя прабабушка Антюхова (Соколова) Людмила Васильевна родилась в 1929 году в Ленинграде на Васильевском острове. К началу Великой Отечественной войны окончила 4 класса школы. Отец ушел на фронт добровольцем, несмотря на имевшуюся бронь, а она и 7-летний братишка, остались с мамой в Ленинграде. От эвакуации они отказались по совету отца, который их заверил, что война скоро окончится, поэтому не стоит уезжать. Он не мог тогда предположить, что от начала войны до её окончания пройдёт 1418 страшных, жестоких дней и ночей, отмеченных слезами и кровью, поражениями и смертью.
В пятый класс Людмила не пошла, так как школа не работала. Братик посещал детский сад, а мама трудилась на заводе. Приходилось нелегко, её работа продолжалась до восьми вечера, а затем они убирали трупы работников, которые умерли на рабочем месте. Перед возвращением домой, мать заходила в столовую, где ей разрешали скрести котлы, на которых налипали остатки варева, представлявшего собой некую бурду, мутную жижу, содержавшую муку. Принеся домой добытое, она разводила его кипяточком и кормила детей. Еды не хватало, они голодали и мерзли. В конце октября - начале ноября 1941 года Людмила стала угасать, не хватало сил встать. Мать на рынке выменяла на вещи косточку и приготовила бульон, в который бросила сухарик. Это, по мнению Людмилы Васильевны, спасло ей жизнь.
Мать запретила ей ложиться днем, заставляла наводить дома порядок, вытирать пыль, ходить за водой на Финский залив, которую она привозила на саночках. Стояли сильные морозы, не было света, водопровод и канализация не работали, от мороза спасали буржуйки и одежда, в которую кутались, чтобы сохранить хоть какое-то тепло слабеющего тела. Особенно тяжело переносили голод мальчики и мужчины, они умирали первыми.
23 марта 1942 года Люду с семьей эвакуировали. Они сложили пожитки на саночки, посадили брата и поехали на Финляндский вокзал, где поездом их везли до Ладожского озера, там сажали в машины и вывозили по «Дороге жизни». Вспоминая этот страшный путь, Людмила Васильевна, рассказывает, как в темноте ночи утонула впереди идущая машина, и какой это вызвало у них ужас. Затем их посадили в теплушки и повезли на Урал, куда эвакуировался завод, на котором работала её мать. В пути мать заболела и их сняли с поезда на станции Бабаево, благо, что в 300 м от вокзала жила тетя, у которой они и остановились.
Моя пробабушка, блокадница Людмила Васильевна Антюхова среди школьников
Летающий танкист
Летчик-штурмовик, Бойцов Василий Иванович
Мой прадедушка Бойцов Василий Иванович, работал бухгалтером в правлении колхоза в своей родной деревне. Недалеко от места, где он жил находился учебный аэродром ОСОАВИАХИМ. Там в свободное от работы время он осваивал летное дело.
В 1939 году прадедушка был призван в армию. Служил помощником командира взвода 247-го стрелкового полка 41-й стрелковой дивизии. В этой должности он встретил Великую Отечественную войну. Были тяжелые бои под Киевом. Командование части, в которой служил прадедушка, узнало о том, что он окончил летные курсы. Так прадедушка стал сначал авиашколы первичного начального обучения, в потом Ульяновской военной авиашколы пилотов. Летал на штурмовике Ил-2.В одном из воздушных боёв прадедушка был ранен. Осколок на всю жизнь остался у него в затылке. Но ему удалось довести свой самолёт до аэродрома и приземлиться.Он четырежды бомбил Берлин, участвовал в героических штурмах и взятии Берлина и Праги. За свои подвиги был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом «Отечественной войны» II степени.
Я рассказала о трёх своих далеких предках. Судьба их была связана с войной. Война была страшной не только на фронте, но и в тылу. Три этих человека прошли разными дорогами. Жизнь одного прапрадедушки оборвалась в 39 лет, другой прожил долгую жизнь, прабабушка жива и сейчас. И я хочу сказать, что нельзя забывать свои корни. Нужно стараться узнавать историю своего рода, пока живы наши прабабушки, дедушки и бабушки, и передавать её следующим поколениям. И если нужно, вести поиски как мой дедушка Игорь. Искать и не сдаваться!