НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
И еще миллионы таких, как она... Однополчане помогают друг другу
"Хочу написать несколько строк о моей бабушке, Косач Христине Аксёновне. До войны она жила в маленькой деревне Дроздово, Витебской обл. Рядом км.в 7, в Толочине, находился стратегический железнодорожный узел. Так как наша деревушка была со всех сторон окружена лесом, с первых же дней войны в лесах обосновались партизаны. После одного боя на краю деревни остался раненый солдатик, а поскольку бабушкина хата находилась прямо рядом с кладбищем, а за ней сразу лес, она дождавшись темноты спрятала его в сеновале а ночью дождавшись ребят из леса (они приходили за продуктами и узнать много ли в деревне палицаев) передала раненого в лес. Бабушка надеялась, что было темно и никто не видел, но видела соседка и донесла на нее. Утром бабушку забрали. Трех своих детишек: самому младшему было 6 месяцев, а моей маме 6 лет: бабушка успела спрятать под печкой. Там у нее была небольшая ниша для курей. Односельчане помогли детишкам уйти к бабушкиной сестре в соседнюю деревню.
Я помню моя бабушка была очень тихой и скромной, даже лагерный номер, который выкололи у нее на руке, она старалась прятать. Лишь однажды на мой вопрос: «Сколько же вас там было?» - она показала номер. Сейчас помню только, что он был длинный 772.......и дальше четырёхзначное число. Она не любила рассказывать о тех ужасах, что пришлось пережить. Знаю, что пять раз она мысленно прощаться с жизнью и с детьми, стоя перед печью крематория. Заживо сгорели ее свекровь, старшая сестра и многие, многие другие. Просто жуть, как это можно все это пережить, даже не представляю. За малейшую провинность кого-либо из барака, их всех, голодных, после тяжёлого трудового дня, заставляли прыгать на четвереньках через прорытые канавы, кто не перепрыгнет - расстреливали на месте. Конечно, подвиг наших солдат не соизмерим ни с чем, но хочется, чтоб и такой, очень скромный вклад, и такие, тихие и скромные люди, которые ни в коем случае не считали себя героями, остались в памяти потомков. Лично для мня это важно, если я смогу хоть чуть продлить память о ней. Ведь никто, когда она была жива не думал, что будет такое движение. Пока она была жива, я могла бы больше узнать о ней и ее судьбе, но не узнала, и сейчас я чувствую вину за это перед ней. Когда от Германии пришла денежная компенсация, она сказала ,после того, что они со мной творили и что пришлось пережить моим детям, мне их подачки перед смертью не нужны, мы её еле-еле уговорили. Страх войны жил в ней до самых последних ее дней."
Несколько дней назад автор этих строк, внучка, Валяева Ларисса Петровна, обратилась к однополчанам с просьбой: "Дорогие, однополчане, к сожалению сама я сейчас живу не в России, и приехать не могу, у меня муж инвалид, поэтому не могу пронести портрет моей бабушки в колоне Полка. Может быть найдётся добрый волонтёр, который пройдёт с фотографией моей бабушки. Если потребуются финансы, я перечислю. В каком городе пронесут портрет моей бабушки не так важно, главное - это память. Память о том, что испытала она в концлагере, память о том, какую жизнь потом она прожила: восстанавливая колхоз,сутками не спали, одна подняла троих детей. Она и еще миллионы таких, как она. Просто, чтобы помнили".
Прошло менее часа с момента публикации, как на полковую почту пришло письмо: "Здравствуйте уважаемые администраторы сайта. Мы готовы откликнуться на просьбу Лариссы Петровны. Фотографию закажем сами, платить ничего не надо. С уважением, Татьяна Болтаевская".
И вот еще одно письмо, которое пришло на сайт от Лариссы Петровны: "Огромное спасибо Татьяне, очень быстро отреагировала и уже выслала мне образец оформленного фото. Огромное спасибо всем. Валяева Ларисса Петровна".