НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Это есть наш, Бессмертный! Основные вопросы к истории «Бессмертного полка»

 

Это есть наш, Бессмертный!

Конспект гражданской инициативы.

За четыре года жизни Бессмертного полка сотни раз, наверное, спрашивали нас о том «как начиналось движение?», «кто автор идеи?». Есть опасение, что за частоколом вопросов и слов ускользает главное: Бессмертный полк вовсе не «движение» или «новая идея».

Бессмертный полк - это память людей. Свободная, бесцензурная, личная. Память, которая прежде всего не про эпоху и вождей, а про близкого человека. Без этого малого "историческая память народа" только фигура речи. Не верю я в тех, кто не ведает предков, персонально своих.

Мой Бессмертный полк - мой дед, гвардии капитан Лапенков Иван Адамович. Его фотография в моем доме 9 Мая всегда была на самом видном месте. Рядом со стопкой водки и ломтем черного хлеба.

И для моих товарищей, с кем собрали мы в 2012 году в Томске первый Полк, для Игоря Дмитриева и Сергея Колотовкина, Бессмертный полк  был, есть и останется историей личного долга внуков перед дедами. В любые времена.

 

Правда, что «Бессмертный полк» придумали в Томске»?

Дедушку любить не мы придумали. А что касается памяти о войне, так она всегда жила в нас или рядом с нами. Я когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к Вечному огню, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда во дворах мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино. Часто узнавали про нее то, что в книжках не прочитаешь от своих деда или бабушки. От соседа по лестничной клетке, пропившего все, кроме Ордена Красного Знамени. От приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" еще крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: «стрелок-радист», «заряжающий», «сапер». И понимали, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы людей на Земле жизнь.

9 Мая к Вечному огню фотографии павших товарищей приносили фронтовики. Пили они «наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.

Это было давно. В другое время и другой стране, на месте которой мы сегодня живем. Дворы и игры теперь другие. И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, а пройдет еще два-три года и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса, произнесенного вслух, и началось то, что стало после Бессмертным Полком.

Если нужно имя, запомните. Игорь Дмитриев. Ему в голову однажды пришла светлая мысль, что если мы вынесем портреты своих дедов, то хотя бы отчасти восполним горькие неизбежные потери, вернем Дню Победы его настоящих героев. Они, наши предки, а не чиновники и политики должны быть главными в этот день. Именно Игорь предложил и название марша потомков - «Бессмертный полк».

И все-таки мы не авторы, так сказать, «идеи». Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз где-то не происходило. Тогда, в нашем детстве или в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В Севастополе в мае 2009 года прошел однажды марш «Внук за Деда». Да не только в России похожие на Полк истории происходили . В Иерусалиме в 1999 году, на улицы горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья. Разумеется, нам про это в мае 2012 года было невдомек.Так что, мы Полк строили с нуля, но и тогда и сегодня для нас не важно пресловутое «авторство»

А что тогда важно?

Устав Полка. Мы - упрямые идеалисты, но идеалы только так, - ни шагу назад!-, и работают. Видя,сколько томичей в первый год вышли с портретами своей родни, мы поняли: Бессмертный полк может стать народной традицией. Причем такой, которая соберет 9 Мая воедино нас всех, богатых и бедных, расколотых на партии и конфессии, на правых и левых. Как это донести до каждого человека? И как не позволить украсть у народа Полк чиновникам и политикам? Нам ведь уже в мае 2012 года предложили сделать Бессмертный Полк федеральным проектом одной политической партии. Ответом стал Устав Полка. Кодекс этических принципов, который разделяют сегодня миллионы людей в разных странах мира. И наша общая цель — сделать Бессмертный полк народной традицией.

Эта цель достигнута? 12 миллионов человек вышли в мае 2015 года с портретами солдат.

Так писали газеты, наши оценки скромнее. На уровне 5-6 миллионов однополчан, но и это прорыв. Для сравнения, в 2014 году в рядах Полка выходило более 600.000 человек. Конечно цифры ориентировочные, наверняка были места, где Полк проводили, а мы не знали. Но мы не гонимся за точными показателями «вала», нам важнее отдельный человек. И тем более, нам не нужны дутые цифры, нам нужна народная традиция.

Почему именно томский «Бессмертный полк» стал всенародно известным? Как удалось, живя в провинции, найти единомышленников в других городах и странах?

Устав Полка помог. Его принципы оказались действительно близки многим людям. Они увидели в Бессмертном полку не навязанный сверху «проект», не чью-то рекламную акцию, а себя, свою семейную историю. И, конечно, то, что Полк стал общенародным, заслуга всех без исключения координаторов, особенно наших коллег, провинциальных журналистов, которые рассказали про Полк в сотнях городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Москва присоединилась к Полку где-то в шестом десятке городов. Сегодня среди координаторов гражданской инициативы люди из разных "сфер": учителя, предприниматели, муниципальные служащие, казаки и поисковики, есть даже чиновники и депутаты. Но первыми координаторами Бессмертного полка стали именно журналисты, те, с кем мы были знакомы лично, по работе на радио, в печати, на телевидении.

Тула, Урюпинск, Калуга, Барнаул, Волгоград, Омск, Благовещенск, Новосибирск, Красноярск, Курган, Киров, Калининград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Астрахань, Владимир, Брянск, Пермь, Чебоксары, Абакан, Кызыл, Санкт-Петербург. В этих и других городах гражданскую инициативу Томска подхватили наши товарищи и коллеги, которых мы знакомили с идеей Полка на разных медийных площадках, конкурсах, фестивалях СМИ. Даже в Казахстане в 2013 году побывали на съезде региональных телекомпаний. Теперь там самый многочисленный после России Бессмертный полк. А уже потом, после мая 2013 года, когда Полк прошел в десятках городов и сел, к нам стали обращаться, что называется, друзья друзей, а там и вовсе незнакомые люди, готовые работать координаторами.

Формальностей минимум, что бы стать одним из нас, необходимо только согласие с Уставом и затем на сайте народной летописи www.moypolk.ru появляется новый город, село или страна. 2012 - Томск, 2013 -120 мест в четырех странах, 2014 - 450 городов и сел шести стран.

Сегодня координаторы гражданской инициативы находятся в 1200 населенных пунктах 20 стран мира. Израиль, Болгария, Норвегия, Эстония, Казахстан, Республика Кыргызстан, Беларусь, Украина, Ирландия, Южная Корея, Ливан, Исландия, США, Азербайджан,Австрия, Великобритания, Германия, Россия, Монголия.

Так, от человека к человеку, разошлась по миру история про Бессмертный полк и так сложилось сообщество координаторов, абсолютно неформальное общественное движение. Во всяком случае до этого года.

Что произошло в 2015 году?

Чуть больше года назад мы, координаторы Полка из Питера, Челябинска и Томска, побывали на комитете «Победа», где рассказали о том, что из себя представляла на тот момент гражданская инициатива. Во-первых, впереди был юбилей, и нам казалось правильно соединить наши усилия с подготовкой государства к 9 мая 2015 года

Во-вторых, были регионы, где координаты в течении двух лет не могли добиться разрешения на проведения Бессмертного полка. Наиболее типичный отказ чиновников был связан с непредсказуемым числом горожан в Полку.

  • «Сколько придет?»

  • «Хорошо бы весь город».
  • «На весь город мы разрешение не выдаем, скажите точно, сколько будет?» .

А по Уставу, ровно столько людей может встать в Полк, сколько и придет. Но такая «примерность», с точки зрения бюрократа-догматика, непреодолимый барьер.

И мы считали, что если в документы федеральной структуры, какой является РОК «Победа» попадет гражданская инициатива «Бессмертный полк», то это поможет на местах преодолеть формальные препоны. Кстати, так и случилось в ряде городов после появления распоряжения РОК о включении Бессмертного полка в федеральную программу юбилейных мероприятий.

Однако, как побочный эффект «федерализации», стали возникать истории, когда административный ресурс получив «сверху» рекомендации, а фактически приказ «поддержать» Бессмертный Полк, включался в работу на свой манер. Появились города, где развернулась «гонка за показателями». В том числе, мы видели это в Москве. Собственно, наблюдали это москвичи, а мы уже от них узнавали про разнарядки в школах по «сдаче» учениками имен ветеранов в «книгу памяти», например. Разумеется, это нарушение Устава.

 

Почему в Москве координаторы с показухой не боролись?

Дело в том, что организация, которая называет себя РПОД «Бессмертный полк- Москва» не имеет никакого отношения к общенародной гражданской инициативе «Бессмертный полк».

http://www.moypolk.ru/o-situacii-v-moskve-zayavlenie-shtaba-bessmertnogo-polka

Создавший ее Николай Земцов когда-то действительно был одним из координаторов Полка, однако за попытки использовать имя Полка в целях, несвязанных с задачами гражданской инициативы, был исключен из числа координаторов решением Открытого Совета Бессмертного полка 25 февраля 2014 года. Принципиальным моментом, положившим конец сотрудничеству с этим человеком и его окружением, стало их настойчивое стремление использовать «бренд» Бессмертного полка для получения финансовых и карьерных дивидендов. Это в корне противоречит Уставу.

Правительство города Москвы, которому, к сожалению, мы некогда рекомендовали Н. Земцова как координатора инициативы, было поставлено в известность о том, что он более не представляет общенародную инициативу в Москве. Тем не менее, мы не стали прибегать к юридическим механизмам защиты Бессмертного полка, даже зная, что Н. Земцов приступил к созданию параллельной структуры. Считали и считаем, что любые скандалы, возникающие вокруг Полка способны нанесет ущерб самой идее, которая для нас важнее личных амбиций. И если бы не серьезная угроза принципам Бессмертного Полка, мы бы вовсе не говорили об этом человеке.

Что угрожает Бессмертному полку?

Сегодня есть серьезная угроза бюрократизации Полка. Происходит подмена народного движения управляемой сверху вертикалью. Политические партии и общественные организации и раньше претендовали на особое место. Но это были разрознены попытки чиновников в отдельных регионах, которые удавалось отражать.

В этом году на "помощь" Полку пришли федеральные "общественники". Московская структура, присвоившая себе имя народного движения, была активно поддержана ОНФ и Общественной палатой. Более того, стало очевидно что на базе «Бессмертного полка-Москва» готовилось создание альтернативного народному Полку некого «Бессмертного полка-Россия». К координаторам гражданской инициативы в регионах стали приходить посланцы со стороны ОНФ или ОП с очень странными предложениями. В результате, координаторы обратились с письмом к Президенту, как внуки и правнуки солдат к сыну солдата.

http://www.moypolk.ru/obrashchenie-koordinatorov-bessmertnogo-polka-k-prezidentu-rossii-vladimiru-putinu

 

Мы полагали , что в силах Президента оградить Полк от перестроения в любые вертикали. Подписали письмо 245 координаторов. Это далеко не все наши товарищи, но среди них координаторы- ветераны из почти сорока областных центров.

Кто-то не верит в письма наверх, кто-то в это время не был на связи, координаторы в других странах полагают, что неэтично вмешиваться в российскую историю, хотя координаторы в Норвегии, Болгарии, Израиле, Ливане, Украине подписали письмо. Но главное, ставить подпись или нет, как и все что делает координатор - его добровольное решение.

Ответ не получили, но стало ясно, что от своих планов «направить» Полк «в нужное русло» оппоненты не отказались.

Бессмертный полк по разнарядке

Параллельный народному Полку «Бессмертный полк- Россия», все-таки был создан.

http://www.moypolk.ru/iniciatory-dvizheniya-koordinatoram-polka-oni-mogut-prisvoit-nashe-imya-no-ne-nashu-pamyat

За это проголосовали делегаты прошедшего 1-2 июня «учредительного съезда» в Вязьме. Это были очень разные люди. Среди них, как мы знаем, были и те, кто занимается, например, поисковой работой, но на 90% делегаты не являлись координаторами Полка и не имели прямого отношения к организации и проведению в регионах России гражданской инициативы Бессмертный полк в 2012-2015 годах.

Это не они создавали народную летопись Полка. Не они формировали колонны 9 мая и ровным счетом они ничего не сделали для того, чтобы «Бессмертный полк» стал международным движением, объединившим миллионы людей.

В большинстве случаев они под видом «координаторов» были командированы на этот съезд местными отделениями ОНФ, Общественной палаты или корпуса «Волонтеры-70». Многие из них «одноразовые делегаты», единственное назначение которых - послушно проголосовать за создание «общероссийского движения».

Не все ли равно, тот Полк или этот. Главное что бы люди выходили 9 Мая, разве нет? Чем вы недовольны?

Нам не нравится ложь. А она сопровождает с первых шагов рождение этой организации. И не только в подставных делегатах эта ложь сказывается, но и в очень лукавой трактовке истории Полка: якобы, до мая 2015 года общероссийского «Бессмертного полка» не было, «все были сами по себе, а теперь будут вместе».

Мы понимаем, что если последует прямой приказ сверху переключиться на работу с новой структурой, отказавшись от контактов с координаторами гражданской инициативы, региональные власти будут вынуждены его выполнить. А возможно, в некоторых местах с радостью перейдут к работе с назначенцами «БП- России». Потому что их «полк» будет более управляемым, если не «ручным». Предполагаем, что в таких регионах возрастет число нарушений Устава, связанных с пиаром чиновников, политиков, разного рода действиями нарушающими принцип добровольного участия в «Бессмертном полку»

И что дальше?

Что мы точно не собираемся делать, так это устраивать «гонку структур». Мы продолжаем существовать, как информационный и координационный центр гражданской инициативы, объединяющий потомков поколения Победителей в России и за ее рубежами вокруг народной летописи www.moypolk.ru. Выполняя работу народного контроля, мы фиксируем и публикуем все нарушения Устава на сайте Полка, в СМИ и социальных сетях. От людей ведь не скроешься. И мы надеемся, как и этой весной, на помощь неравнодушных граждан в деле охраны принципов Полка. Участие в этом каждого готового помочь Полку человека, координатор он или нет — важно.

Будем развивать летопись, в которой сегодня почти 300.000 имен, рассказывать людям историю о том, что такое «Бессмертный полк», в чем его идея и смыслы, регистрировать на полковом сайте новые регионы и помогать новым координаторам опытом организации гражданской инициативы.

 

Мы считали и считаем, что наша сила в том, что мы открыты, у нас нет политических и карьерных устремлений, которые мы бы реализовывали за счет «Бессмертного полка».

Для нас важны не просто люди, нам важен каждый человек. «Бессмертный полк» - история отдельной судьбы, история личной памяти, история семейная. Подменить этот смысл, мы уверены, не по силам никаким структурам, сколько бы денег в них не вливали, какими бы ресурсами они не владели.

Они не могут купить или присвоить себе нашу Память.

Сергей Лапенков, от имени инициаторов Бессмертного полка

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ