НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
«Двадцать второго июня ровно в четыре часа…»
В этот день 81 год назад началась Великая Отечественная. Беспрецедентная по количеству жертв, искалеченных тел, сломанных судеб, украденных лет. К сожалению, она не стала последней войной на планете. Хотя жертвы, принесенной поколением наших дедов и прадедов, хватило бы на всю оставшуюся историю человечества.
На сайте Бессмертного полка тысячи историй свидетельствуют о том страшном дне. Полистаем страницы Народной летописи, помянем тех, кто наяву пережил то, о чем и читать-то – страшно.
***
"Историю о моем прадеде Калачеве Григории Павловиче рассказала мне бабуля, которая в 1941 году встретила войну в Киеве вместе со своей семьей. С мамой Марией Михайловной, папой Григорием Павловичем и двумя братиками.
Папу призвали на фронт в первый же день войны. А мама с тремя детьми оставались в Киеве. Киев бомбили, они бегали прятаться в бомбоубежище. Через некоторое время их эвакуировали.
А Григорий Павлович на фронте был ранен в бедро и его отправили на лечение в Казань. Из госпиталя он писал, что уже идет на поправку, скоро приедет. И вдруг – похоронка... 14 марта 1944 года Григорий Павлович умер от сепсиса. Похоронен на Арском кладбище в Казани".
***
"Мой прадедушка, Шалда Семен Каленикович, всегда мечтал связать свою жизнь с военной службой. В 1936 году райвоенкоматом он был направлен в Ленинградское училище инструментальной разведки, а по окончании, в 1939 г., на постоянное место службы – в город Киев, командиром взвода прожекторного полка.
В 1940 году в апреле женился на Валентине Макаренко, выпускнице рабфака педагогического института. 20 июня 1941 года в Киеве родился мой дедушка, Валерий Семенович. А 22 июня Киев стали бомбить.
С первых дней войны прадед участвовал в защите киевского неба от фашистских стервятников. Эшелоном он отправил жену и новорожденного сына в эвакуацию. Прабабушка с моим дедушкой добрались до родных мест, в село, в которое вскоре вошли немцы. В оккупации они прожили два года.
Уже после освобождения Украины в 1944 году прабабушке пришло извещение, что её муж пропал без вести".
***
"Те, кто видел портрет Ольги Петровны Костылевой в молодости, говорят, что у них с внучкой Аней – одно лицо. Но похожей судьбы — такой, какая досталась бабушке, – ни внукам, ни правнукам не пожелаем.
Родилась Оля в селе Севериновка, примерно в 100 км от Киева. В 1941 году окончила семь классов. Началась война, село заняли немцы. В первые месяцы местное население они не трогали. Забирали только продукты. Но уже в 1942 году стали говорить об отправке молодежи на работу в Германию. И весь год девушки и парни из села прятались, ночевали в скирдах, чтобы миновать этой участи. Не получилось. В конце марта 1943 года собрали молодежь, посадили в товарняк и повезли в Германию. Перед Варшавой сделали остановку, открыли вагоны. Парни уговорили девчат убежать. Пролезли под вагонами и побежали через луг к лесу. Немцы начали стрелять, но в этот момент поезд тронулся, догонять их не стали.
Шли несколько месяцев. Когда до родного дома оставалось всего 70 км, ребят поймали и вновь отправили в Германию, на льняную фабрику. Работали по 12 часов в сутки. Жили в бараках, ели вареную брюкву. Чтобы утолить голод воровали с проходящих поездов картошку, которую везли из России и Украины в Германию. Немцы развлекались тем, что обливали из шлангов ледяной водой тех, кто приходил за картошкой...
15 января 1945 года Эльсбург освободили советские войска. Девчата отправились домой. Шли пешком, на попутках… Уже в Польше их остановил патруль, офицеры выслушали историю девушек и заявили: «Работали на немцев, теперь поработайте на нашу армию». Изработанным, голодным и уставшим девчонкам хотелось домой, и они убежали. Но недалеко… Комендатура вернула их и доставила в военный госпиталь. С февраля по ноябрь 1945 года Оля, вместе с подругами, помогала врачам и медсестрам. Затем госпиталь расформировали и девушки смогли уехать домой.
Вот так война вычеркнула из молодой красивой жизни пять лет, вместо любви дав горе и нужду".
***
"Сорсоматян Ервант Ованесович ушел на фронт в 1941 году. Сохранились письма, которые он писал в поезде и отправлял с каждой станции. Поезд с призывниками шел в киевском направлении. В своих письмах Ервант Ованесович переживал, что поля не убраны, что много идет обозов с детьми на восток. В каждом письме беспокоился о близких: спрашивал об их здоровье, просил засеять огород пшеницей, чтобы дети не голодали. Давал поручения заготовить дрова и привезти их из леса коровой. Просил детей быть послушными и помогать маме. Старших просил быть опорой и следить за младшими. Просил помогать всем родным. Каждое письмо заканчивал строками: «Сегодня мы живы. Вам добра и нам добра».
Мой дедушка, Сорсоматян Ервант Ованесович, пропал без вести в Украине. Остались только письма, написанные на армянском языке, и память о нашем деде".
***
"Моя, светлой памяти, мать - Тукалевская (Тодосиенко) Антонина Ивановна во время нападения фашистов на СССР, жила в Киеве. Отец, кадровый офицер, с первого дня войны был в действующей армии.
Мать была военнообязанная, ее призвали. На пятом месяце беременности мной. Мою старшую сестру она пристроила к знакомым и пошла в Киевский окружной военный госпиталь.
Раненные стали поступать с первого же дня. Мать имела высокую квалификацию операционной медицинской сестры. Оперировать приходилось круглосуточно. Она, как патриот и комсомолка, промолчала про свою беременность и стала исполнять свои обязанности.
Мать рассказывала, что она ассистировала как медсестра хирургу Ольге Петровне Котовской - вдове знаменитого командарма Гражданской войны Григория Ивановича Котовского.
Именно этот замечательный человек - Ольга Петровна - обратила внимание на беременность мамы. А как узнала срок - накричала и немедленно отправила на демобилизацию.
К этому времени мать успела прослужить немногим более месяца. Ей даже форму не успели выдать.
Потом всех нас эвакуировали, как семью военного. 30 октября 1941 года я родился в товарном вагоне поезда эвакуированных...
И хоть мать служила во время войны только один месяц, вся наша семья считает нашу маму, бабушку и прабабушку настоящим ветераном Великой Отечественной!".
Истории публикуются с небольшими сокращениями.
На обложке: А.Гугель «Дети войны».