НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Ключевский район

Ничто не должно быть забыто

Ничто не должно быть забыто

Ключи всегда по праву гордились своим участием в боевом и трудовом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Вклад жителей района трудно переоценить, он не измеряется в наградах, полученных на поле боя и в самоотверженном труде, но все же какое-то негласное соревнование по количеству Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, особенно в советское время, велось.
С полным правом в этот список от района попадал лишь Александр Степанович Дытченко, уроженец ныне исчезнувшего села Соколовка, выпускник Ключевской средней школы, директором которой работал его брат Александр, тоже участник Великой Отечественной войны. Афанасий Иванович Волковенко, второй наш Герой, и родился, и призывался в армию не из Ключей. Волковенко – уроженец села Покровка Локтевского района, хотя во многих справочниках и в Википедии местом рождения указаны Васильчуки, куда его семья переехала в 1916 году. С 1928 года он служил в армии, с 1931 года жил и работал в городе Фрунзе (ныне Бишкек), откуда и ушел на фронт, и в советское, да и нынешнее время считался и считается героем-кыргызстанцем, а на официальных краевых сайтах сегодня относится к Локтевскому району. Отметим, что в одном из наградных документов Волковенко местом призыва указан Ключевской РВК, впрочем, вполне возможно, что указали место первого призыва в армию в 1928 году.
Кавалеров ордена Славы всех трех степеней в районе тоже не значилось, хотя с двумя орденами вернулись многие. Ключевским РВК призывался на фронт полный кавалер ордена Славы Леонид Иванович Учаев, но проживал он в михайловском содокомбинате, поэтому и относится к Михайловскому району. Появление в открытом доступе наградных материалов Великой Отечественной войны на сайте http://podvignaroda.mil.ru/ позволяет существенно расширить наши знания о подвигах ключевцев.

Комбат
Федор Емельянович Бондарев и раньше был известен жителям района. 7 декабря 1982 года «Степной маяк» опубликовал письмо руководителя музея боевой славы средней школы № 37 города Вильнюса, заслуженного учителя Литовской ССР Павла Максимовича Фролова, ведущего сбор материалов о фронтовиках, награжденных орденом Ленина, с описанием последнего боя нашего земляка. К письму были приложены воспоминания живших в районе родственников и земляков Федора. За давностью времени приведем их полностью.

Слово о брате
Вот что вспоминает А. Бондаренко: «Родился Федя в 1923 году. Его отца, коммуниста, в годы коллективизации убили кулаки за то, что он был активистом. Тяжелобольная мать долгие годы была прикована к постели. Жили они в то время, наверное, в Самарской губернии. После смерти отца переехали на жительство в село Васильчуки. Примерно в 1935 году у него умерла мать. Трудными были эти годы. Федя жил у нас, а его сестры Надя и Дуся в детском доме. Вскоре моя мать взяла к себе и Надю с Дусей. Но Надя заболела и умерла. Федя пошел учиться в школу позже своих сверстников. Я учился с ним в одном классе. Учился он легко, благодаря природным способностям. Он, как говорится, схватывал все на лету, очень красиво писал. В то время в Васильчуках была семилетняя школа. Он успешно ее окончил. После школы некоторое время он работал в клубе, кажется, помощником киномеханика. Затем направили его на курсы агрономов. Окончив их, стал агрономом. В свободное от работы время принимал активное участие в художественной самодеятельности. В то время успехом пользовались драм-кружки и струнный оркестр. Федя участвовал и там, и там. Он хорошо играл на гитаре, мандолине, балалайке. Мне запомнилась также его роль Дон Гуана в спектакле „Каменный гость“. Очень часто молодежь Васильчуков собиралась у нас в доме. Приносили свои инструменты и проводили музыкальные вечера. Его любимой песней была „Гренада“. Помню, когда я был с ним на полях, он всегда напевал эту песню. Началась Великая Отечественная война. Я на всю жизнь запомнил этот день. Мы шли с озера и увидели, что у конторы колхоза собрался народ. Это был митинг. На нем выступало много колхозников. И здесь же начали записываться добровольцами на фронт. В числе первых записались Федя и его друг, Петр Рабенко. Их направили в военное пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. По окончании училища Феде было присвоено звание младший лейтенант. Затем был фронт. Федя участвовал в боях под Москвой, освобождал город Солнечногорск, где получил ранение в ногу. Госпиталь. И снова в бой, под город Калинин. Первый Белорусский, Первый и Второй Прибалтийские фронта. Командовал взводом, ротой, затем батальоном. Был пять раз ранен. Лечился, и снова на фронт. Будучи уже командиром батальона, он встретился с васильчуковцем Григорием Семеновичем Чмеревым. Позже повстречал Михаила Семеновича Чмерева, который стал свидетелем смерти Федора Емельяновича Бондарева. Последнее сражение было в Латвии. Батальон, которым командовал майор Бондарев, был батальоном прорыва. В середине сентября 1944 года фашисты предприняли несколько атак. Но безуспешно. Батальон выстоял. Во время шестой атаки Федор был смертельно ранен. Но батальон не отступил, смерть командира ожесточила бойцов, батальон перешел в наступление, и погнал фашистов на запад. Мне довелось побывать на могиле брата. Он похоронен в братской могиле на воинском кладбище села Нитауре Цесисского района».

А мог бы стать Героем
Ни в материалах районной газеты, ни в исследовательской работе ученика Васильчуковской средней школы Олега Винника: «Наши земляки на дорогах Великой Отечественной войны» 2010 года нет важной для нас информации: за свой последний бой Федор Бондарев был представлен командиром 992 стрелкового полка 306 стрелковой краснознаменной дивизии к награждению орденом Ленина с присвоением звания «Герой Советского Союза». Вышестоящие командиры оставили в представлении только орден Ленина. Это была третья награда майора Бондарева. Первую – орден Отечественной войны I степени – гвардии капитан Бондарев, командир батальона 992 стрелкового полка 306 Рибшевской стрелковой дивизии 1 стрелкового корпуса 43 Армии, кандидат в члены ВКП (б) с 1943 года получил за то, что в феврале 1944 года, командуя батальоном, дважды участвовал в прорыве сильно укрепленной обороны противника (Котово, Михайлово, большак Сураж-Витебск). При умелом руководстве и решительных действиях его батальон первым прорвал оборону и овладел большаком Сураж-Витебск, чем обеспечил дальнейшее продвижение частей дивизии и выполнение поставленных задач. К этому времени Федор был ранен уже 4 раза: 19 октября 1941 г., 27 августа 1942 г., 15 декабря 1942 г. (тяжело), 23 августа 1943 г. В августе 1944 года Федор был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Вот строки наградного листа: «В боях с немецкими захватчиками т. Бондарев Ф.Е. проявил себя отважным и умелым офицером. 23 июня 1944 г. в районе деревни Медведи-Заозерье батальон под командованием Бондарева Ф.Е. решительно ворвался в немецкие траншеи, выбил противника и начал его преследование. Противник оставил на поле боя 2 пушки, 4 миномета, 2 пулемета, 1 тягач и 1 автомашину. 28 июня в бою за город Лепель т. Бондарев, возглавив личный состав, первым ворвался в город и умело очистил его от немцев, захватив 4 автомашины и 4 пулемета. 2 июля им был проведен умелый маневр под местечком Донщицы, и батальон, ворвавшись в местечко, очистил его от немцев, которые, бросая свое имущество, поспешно отступили. Во всех последующих боевых операциях т. Бондарев вел себя смело и решительно, являя пример для всего личного состава батальона».
Последний бой майор принял в октябре этого же 1944 года. Вот как описал эти события в наградном листе командир полка подполковник Грусс: «В боях с немецкими захватчиками т. Бондарев Ф.Е. проявил себя храбрым и стойким офицером, преданным защитником родины. Подразделения его батальона, воспитанные в духе ненависти к врагу, первыми прогрызли оборону немцев и обратили их в бегство, нанеся при этом противнику большие потери. Командуя батальоном, т. Бондарев по праву гордился тем, что его батальон в боях с немцами никогда не отступал. Эти качества он развивал в себе и постоянно воспитывал у подчиненных. При прорыве обороны немцев 14 сентября 1944 года на реке Лиелупе в районе совхоза „Межотне“, батальону тов. Бондарева было дано главное направление. Эта задача тов. Бондаревым также выполнена блестяще. Прорыв был осуществлен быстро и умело. Несмотря на водную преграду, подразделения его батальона первыми форсировали реку Лиелупе, выбив противника с занимаемого рубежа и преследовали его до местечка Иецава. В боях у Иецава в районе деревни Яумземе противник укрепился и перешел в яростные контратаки при поддержке артиллерии, танков и авиации. Несмотря на превосходящие силы противника, батальон т. Бондарева не отступил ни на шаг. Только 16 сентября батальон т. Бондарева отразил шесть ожесточенных контр-атак противника, нанеся ему при этом большие потери в технике и живой силе. При отражении шестой контратаки т. Бондарев погиб смертью героя». Чтобы сегодняшний читатель понимал, о каком сопротивлении противника идет речь, приведем отрывок из воспоминаний о 102 артиллерийской бригаде, прикрепленной к 306 дивизии: «С 2 по 14 сентября 1944 года бригада проводила подготовку по прорыву сильно укрепленной оборонительной линии противника на реке Лиелупе. 2 сентября 1944 года произвела рекогносцировку боевых порядков, и органы управления бригады приступили к разведке противника. Разведка велась со всех наблюдательных пунктов бригады, достоверность данных уточнялась специально выделенными передовыми наблюдателями и по разведданным пехоты. В период разведки бригадой обнаружено: дзотов – 9, пулемётных точек – 36, орудий разных калибров – 5, минометных батарей – 9, наблюдательных пунктов – 13, штабов – 3, складов – 1, блиндажей – 2. Итого – 78 целей. Противник частями 281 пехотной дивизии оборонялся по северо-восточному берегу реки Лиелупе. В системе обороны противника имелись опорные пункты в каменных зданиях совхоза Межотне, в количестве 14 домов, прерывчатые короткие траншеи идущие по высокому обрывистому берегу реки. Вторая линия траншей проходила по опушке леса». Вот и представь, современный читатель, каково это было, форсировать такую реку в октябре 1944-го года.
Добавим, что немногие из ключевцев, будучи призванными в армию после начала войны, смог дослужиться до офицерского звания «майор». В основном это были люди, начавшие служить до войны (майор П.П. Духно, подполковник А.С. Дытченко).
 
Подготовил Б. ГУКОВ.

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Ключевский район