НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Экибастуз
Где ты, сестренка Галя?..
Вы не верите в коварство и странности человеческой судьбы? Наверное, прочитав историю о судьбе двух сестер, все же поверите. Причиной несчастий стала война. А сколько таких судеб…
Передо мной лежит архивная справка, в которой написано, что «в списках Климовского детского дома Ореховского сельсовета Мошенского района Новгородской области действительно значится Иканшина Тамара Ивановна, 1937 года рождения». Из записей становится ясно, что не известно ее прежнее место жительства, нет сведений о родителях. Лишь крупными буквами выведено: «Сирота».
Не помнит Тамара Ивановна, сколько ей было лет, когда она попала в Климовский детский дом. Возраст устанавливали по физиологическим признакам: по зубам, состоянию здоровья, умению изъясняться... Работники детдома решили, что будет Тамара 1937 года рождения. А отчество большинству детей, чьи родители погибли при бомбежке, присуждали «Ивановна». Не помнит Тамара отца и мать, не сохранились фотографии, лишь проскальзывает в памяти, что соседка маму называла Шурой, а отца — Николаем.
Тамара Ивановна Иканшина никак не может забыть случайную встречу, произошедшую более десяти лет назад здесь, в Экибастузе. Она ждала автобус на остановке «Богатырская». К ней подошла незнакомая женщина и сказала: «Галя!».
Тамара Ивановна поняла, что обращаются к ней, повернулась и ответила: «Нет, я не Галя». «Ну, до чего похожа!», — удивилась женщина.
Тамара Ивановна растерялась. Подъехал автобус, незнакомка села в него и уехала…
Почему она не может забыть эту встречу на остановке? Потому что из всей своей пропавшей семьи больше всего запомнила сестренку Галю. Помнит детский садик — через парк, в двухэтажном здании. Когда изредка маленькую Тамару угощали конфеткой, она не могла ее съесть, не подразнив младшую сестру. Тома подбегала к зданию, а Галя выходила на балкон второго этажа детского сада. Старшая сестра показывала ей конфету, дразнила, но иногда оставляла младшей половинку.
В некоторых российских деревнях крестных отцов называют «Кока». Тамара Ивановна не знает, чьим крестным отцом был Кока, только помнит, что они с Галей и родителями часто бывали у него в гостях. Наличие парка, двухэтажного детского дома, каких-то больших труб, а также продавцов мороженого дает повод предполагать, что жили они в небольшом городе или поселке.
Война не только погубила мать и отца Тамары, погибших при бомбежке, но и разлучила ее с сестрой. Когда маленькую Тамару привезли вместе с другими детьми в детский дом, воспитатель сказала: «Не плачьте, разбудите других деток».
Был 1942 год. Шла война, дисциплина в детдоме была строгая, дети учились и работали. Наша героиня хорошо запомнила свою первую учительницу — Антонину Васильевну Сулимову.
Окончив семилетку, Тамара Ивановна с другими ребятами поступила в ремесленное училище города Приозерска Ленинградской области. С теплотой вспоминает своих подруг по училищу Тамару Федорову, Олю Иванову, Люсю Романову, Веру Аверьянову. Наверное, все они тоже Ивановны...
Сохранилось пожелтевшее фото, с обратной стороны которого подруга Нина написала: «Когда-нибудь среди бумаг, покрытых тонким слоем пыли, найдешь ты карточку мою и вспомнишь, как с тобой мы жили…». И дата: 3 июля 1953 г., г.Приозерск.
Каждый День Победы Тамара Иканшина встречает со слезами на глазах. Всю жизнь прожила, не зная ни родителей, ни дня и года рождения. И так и не нашла свою сестру Галю. Тамара Ивановна — дитя войны, одна из многих, ведь все, от мала до велика, работали для фронта, ради Победы.
Маленькие сироты Климовского детского дома с одинаковым отчеством Ивановичи работали в поле, убирали урожай. Но, к сожалению, в архивной справке это не отметили, поэтому Тамара Иканшина не значится в списках участников трудового фронта, ей в этом отказали. Жаль, что не пишут в справках, которые так принципиально требуют тут и там, сколько трудностей перенесли дети военных лет, повзрослевшие слишком рано, работавшие в жару и холод, пролившие столько слез, стерпевшие столько обид… И никто и ничто не возместит им потерю родных.
Жизнь, прожитая нашей героиней, маленькой женщиной с грустными от боли глазами, достойна всех признаний и благодарности.
— Мне ничего не надо, — повторяет она. — Встретить бы снова ту женщину с остановки, разыскать бы сестру Галю. Отзовитесь, я очень жду.
У.САГИТОВА.
Фото из семейного архива Т.Иканшиной.