НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Челябинск
22 июня 1941 года. Алое поле.
22 июня 2014 года, Сергей Белковский:
Об этой фотографии писал уже не раз, и все же каждый год накануне 22 июня вспоминаю о ней и понимаю, что снова нужно вспомнить про нее и рассказать эту историю.
Главным по замыслу автора этого снимка в кадре должен был стать трамвай. Представляю, как он стоял и ждал, когда трамвай «заедет» в кадр. Возможно, ждать этого пришлось долго: и сейчас-то пришлось постоять в этом месте города в ожидании транспорта, а уж тогда – тем более… И вот трамвай приехал. Снимок сделан. Автор фотографии этому был рад. Уверен, что рад. Каждый фотограф радуется удачному кадру.
Но пройдет немного времени – час или два – и от этой радости, от этого удачного «остановленного мгновения» ничего не останется. Неожиданная радость утонет в непоправимом горе. Мальчик, сделавший этот кадр, и его папа узнают, как и все жители Советского Союза: началась война.
В кадре: воскресный день. Именно день, ясный, облаков не видно. Мальчик с папой возвращались домой после прогулки в парк и еще ничего не знали…
Это было 22 июня 1941-го года. «…ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»
Один кадр на фоне города. На фоне начала великой трагедии.
Всматриваюсь в этот кадр. Дома «эмвэдевского городка» все те же, на том же месте. Окна, балконы – все те же. На балконах, хоть и день, никого не видно. Что творилось за этими окнами в тот день? Кто жил за ними в то время. Фотография не дает нам ответов на эти вопросы.
Трамвай через несколько секунд выедет «из кадра» и повезет горожан в сторону ЧМЗ. Это уже не мирный трамвай, а трамвай военного времени. По улице идут несколько человек. Глядя на них сейчас, мы знаем, что было дальше. А они еще нет.
Наверное, в этот воскресный день в Челябинске были сделаны и другие фотографии. Скорее всего, они были.
А эта фотография из семейного архива семьи Лаптевских. Спасибо им за нее.
После одной публикации этого снимка получил такое письмо по электронной почте. «Тогда, вот именно из такого трамвая и именно на этом месте вышла стайка школьников-одноклассников. Может как раз в это самое время… Дальше эта веселая компания отправилась на водную станцию, что близ нынешнего нового моста через Миасс на северо-западе. И весело там плескались. И было тепло и солнечно, как в кино про 22-е июня…
А на берегу стояла чья-то начальственная эмка /машина такая/. Очень крутая, как сказали бы сейчас, даже с приемником. И вот все вдруг побежали к ней, дети тоже. По приемнику выступал Молотов. Все… Одна из девочек в этой компании была моей мамой. В семье нашей стало на пять человек меньше. Но это все потом. Еще позже моя дочка все искала место, где та эмка стояла. Мне этот трамвай напомнил все это, увиденный на старой фотографии много лет снился. Показал снимок маме. Плакала…»
Автор этого письма подписался просто – «Прохожий».
Так трамвай с фотографии попал в точку, точнее в сердце памяти конкретных людей.