Константин
Никитович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка - Зябкин Константин Никитович родился в 1918 году. В 1938 году был призван на службу в Красную Армию, был пограничником. В 1939 году участвовал в Финской войне, а затем с первых дней в Великой отечественной войне.
Боевой путь
В начале войны застава №19 Титовка, на которой служил мой дедушка, шесть раз переходила из рук в руки. Из оставшихся в живых пограничников был сформирован 181 отдельный пограничный батальон войск НКВД по охране тыла Карельского фронта на Мурманском направлении. В составе этого батальона мой дедушка, будучи старшиной, командовал отделением и взводом, неоднократно ходил в разведку в тыл противника, брал "языков". В одном из эпизодов отделение попало в окружение, из которого удалось выйти живым только трём бойцам, – одним из них был мой дедушка. В другом эпизоде, будучи старшим группы пограничников, по заданию командира батальона умело организовал оборону высоты "Скалистая" и тем самым обеспечил переход батальона на новый рубеж обороны без потерь.
Принимал непосредственное участие в боях по обороне столицы Советского Заполярья города Мурманска. 20 июля 1941 года во время налёта вражеской авиации на город Мурманск, находясь у зенитно-станкового пулемёта, вёл огонь по самолётам противника и был тяжело ранен осколком авиабомбы в голову.
В 1942 году был переведён на службу во флот и в составе команды на судне "Фридрих Энгельс" совершил рейс в Нью-Йорк, откуда по соглашению с США доставлялись вооружение и товары. Судно "Фридрих Энгельс" было торговым, установленное на нём вооружение было минимальным. В 1941-1942 годах доставка грузов из США осуществлялась в составе особого морского построения – северных морских конвоев под охраной боевых кораблей, подводных лодок и самолётов в основном британских и американских вооружённых сил, но после больших потерь конвоя PQ-17 (из 37 торговых судов дошли только 11) британское адмиралтейство приостановило конвойные операции. В это время несколько судов находились на пути из США в СССР с заходом в Исландию в г.Рейкьявик и груз на этих судах было необходимо во что бы то ни стало доставить. И тогда советское командование приняло рискованное решение об отправке двух одиночных судов без конвоя по маршруту PQ-17, одним из этих судов был теплоход "Фридрих Энгельс". В это время года в море были сплошные туманы и для маскировки капитан приказал полностью перекрасить судно в белый цвет, что и было сделано всего за 3 дня. Немецкие подводные лодки и суда охотились за нашими судами, но сплошной туман позволял нашим кораблям скрываться. На пути из США В СССР был такой эпизод: 15 августа 1942 года, когда в сплошном тумане вдруг образовалась большая поляна без тумана, судно было обнаружено немцами. Одновременно с нашим судном "Фридрих Энгельс" на эту поляну без тумана вышло немецкое патрульное судно, увидев его, капитан скомандовал "Всем на верх". Судно было торговым и не было достаточно вооружено для боя с немецким судном, поэтому капитан приказал подготовить судно к бою и одновременно (при необходимости) к взрыву, чтобы исключить пленение и чтобы судно не попало к противнику. Немцы не ожидали увидеть наше судно, не поняли, кто перед ними находится (судно белого цвета) и были не готовы сразу же открывать огонь, возникло замешательство, оба судна шли параллельными курсами и вдруг оба судна также неожиданно опять вошли в туман – капитан сумел сманеврировать в тумане и уйти от противника, это и спасло наш корабль. Впоследствии говорили, что англичане представили команду нашего судна к британской награде за проведение боя без выстрела, но награда так и не состоялась. Теплоход "Фридрих Энгельс" успешно доставил груз в г.Игарка. Доставленные консервы и продукты фактически спасли население Игарки от голодной смерти.
В 1943 году после морского рейса мой дедушка был переброшен на Степной, Донской и затем 2‑й Украинский фронт, участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Боевой путь закончил в Австрии в г.Вена.
После окончания Великой отечественной войны мой дедушка продолжал службу в армии до 1956 года, а затем работал на трудовом фронте и был награждён гражданскими медалями "За спасение утопающих" и "Ветеран труда".
Мой дедушка награждён следующими орденами и медалями:
- два ордена Красной Звезды;
- орден "Отечественной войны II степени";
- медаль "За боевые заслуги";
- медаль "За оборону Советского Заполярья";
- медаль "За взятие Будапешта";
- медаль "За взятие Вены";
- медаль "За победу над Германией";
- медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне";
- знак "25 лет победы в войне 1941-1945гг."
- медаль "30 лет победы в Великой Отечественной войне";
- медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне";
- медаль "30 лет Советской Армии и Флота";
- медаль "50 лет Вооружённых сил СССР";
- медаль "60 лет Вооружённых сил СССР";
- медаль "70 лет Вооружённых сил СССР";
- медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И.Ленина";
- медаль "За спасение утопающих";
- медаль "Ветеран труда".
Воспоминания
дедушка рассказывал...
После освобождения Вены находился в этом городе в составе наших войск, был расквартирован в одну из местных семей. Местное население голодало, поэтому наши расквартированные военные помогали им и делились своим пайком. Семья, в которой жил мой дедушка была семьёй музыкантов и у них дома было много разных музыкальных инструментов. Когда пришло время уезжать домой в СССР австрийская семья просила в знак благодарности взять любой музыкальный инструмент, хоть рояль. Мой дедушка отказывался, но после долгих уговоров всё же согласился взять маленький аккордеон, который после войны долгое время хранился у нас в семье.