НИКОЛАЙ
ДМИТРИЕВИЧ,1920
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой родственник Суханов Николай Дмитриевич Родился: 15.05.1920.
Место рождения: д.Креницыно Шарангского р-она Горьковской обл.
Отца и мать практически не помнил, умерли рано. Воспитывала бабушка. С раннего детства приходилось трудиться в поле зарабатывать на хлеб самому. В 1934 окончил
6 классов. Воинскую службу начал с 31.08.1941г. и закончил 20.06.1947г. Прошел блокаду Ленинграда в составе эскадренного миноносца "Сторожевой", который систематически обстреливал противника. В 1943 был легко ранен в ногу. Во время блокады Ленинграда перенес обморожение обоих ног. Вследствие чего с 1994 и 1996 ампутировали обе ноги. В 1943году в составе спец. команды был направлен в Англию для выполнения правительственного задания: перевод линейного корабля "Архангельск" на Родину. Старшина второй статьи Суханов Николай Дмитриевич награжден медалью "Адмирал Ушаков", "За оборону Ленинграда", "За оборону советского Заполярья", орденом "Отечественной войны 2 ст". После войны закончил с отличием школу механизации с присвоением квалификации механика-комбайнера. Проработал в родном колхозе комбайнером, управляющим отделением, инженером по технике безопасности. В 1983 Николай Дмитриевич ушел на заслуженный отдых.
У Николая было интересное увлечение. Он занимался пчелами. У него была большая пасека. В этом деле он знал все. Научил своего младшего сына Владимира мастерски управляться с ульями и передал ему пасеку. 14.05.2005 Николая Дмитриевича не стало. Дети и внуки всегда любили своего легендарного отца и деда-КРАСНОФЛОТЦА!
Боевой путь
СУХАНОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ воевал на корабле"АРХАНГЕЛЬСК"
Линейный корабль «Архангельск» (до 30.05.1944 г. «Royal Sovereign»)
Линкор «Архангельск» входил в состав военно-морского флота Великобритании и был передан Советскому Союзу в счет репарации военно-морского флота Италии. Корабль прошел переоборудование в США и был оснащен современной радиолокационной аппаратурой для всех видов вооружения Линкор «Архангельск»«Архангельск» — Супердредноут типа Royal Sovereign, головной в серии из пяти кораблей (HMS Royal Sovereign, HMS Revenge, HMS Resolution, HMS Royal Oak, HMS Ramillies). Заложен фирмой «Парсонс»15 января 1914 года в Портсмуте. Спущен на воду 29 апреля 1916 года. Вступил в строй в апреле 1916 года.
В межвоенные годы линкор не подвергался серьезным модернизациям. В 1920-х гг. с корабля сняли 2 палубных 152-мм орудия СК и добавили 4 зенитных 102-мм ЗУ. В конце 1930-х сняли ТА, одноорудийные 102-мм ЗУ заменили спаренными; добавлены 2x8 40-мм «помпома». Вместо снятых подводных ТА были установлены 4 надводных.
К началу Второй Мировой войны линкор устарел и планировался к выводу из состава флота. Вторую мировую войну встретил в составе Флота Метрополии, в 1940 г. действовал в Средиземном море, а летом – осенью 1942 г. – в Индийском океане.
Во время войны корабль не претерпел серьезных изменений, за исключением увеличения в 1942 г. толщины палубы над погребами на 50 мм и демонтажа в следующем году четырех 152-мм орудий. Прочие изменения ограничились увеличением числа стволов малокалиберной артиллерии.
3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР. 30 мая 1944 года состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».
В июне 1944 года «Архангельск» перешел в Скапа-Флоу и начал боевую подготовку. Было проведено более 150 разнообразных стрельб, из которых только 7 признали неудовлетворительными.
17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск). 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу, где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.
До конца войны линкор не покидал Кольского залива – даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. и срыва эвакуации немецких войск из Финнмарка. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.
В сентябре и декабре 1944 года «Архангельск» в основном стол на якоре, а в ноябре имел 10-12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год – 40 суток – корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил. 15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл в Великобританию на ВМБ Розайт. 18 мая 1949 года сдан в Инверкейтинге английским командованием на слом и 28 мая исключен из состава ВМФ СССР.
Воспоминания
сын ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СУХАНОВ
В блокаду в Ленинграде отец обморозил обе ноги и ранение в ногу все вместе привело к ампутации сначала одной ноги ,а потом и второй. В 1973 году осколок вышел под кожу ниже колена. Сначала удалили осколок. А потом ампутация.
Отец умер 14 мая 2005 года за день до дня рождения. 1 день не дожил до 85 лет.
БЕЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА:
Николай Дмитриевич Суханов был необыкновенным человеком. Смелый, храбрый, стойкий и мужественный на войне и в послевоенные годы, когда уже остался без ног-никогда не терял .самообладание настойчивость, целеустремленность. И хвала сыну Суханову Владимиру Николаевичу, который ухаживал за отцом, когда тот пересел на коляску. В буквальном смысле носил на руках до самой смерти.