Павел
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронте с августа 1942 г. Мл. лейтенант, летчик 21 иап ВМФ. Непосредственное участие в боевых действиях начал с января 1943 г.
12.01.43 г. в районе Шлиссельбурга в воздушном бою пары Як-1 с шестью Ме-109ф Стручалин был ранен в шею навылет. Несмотря на ранение из боя не вышел. И лишь когда изрешеченный пулями и осколками снарядов самолет стал плохоуправляемым, летчик перетянул на свою территорию и произвел посадку вблизи линии фронта. Хотя посадкой это назвать сложно. Встреча с землей произошла на ровной, покрытой кустарником местности. Удар был настолько сильным, что воздушный винт самолета, остался на месте соприкосновения с землей. Все остальное силой инерции было снова поднято в воздух и опять ударилось о землю. Привязные ремни лопнули, и летчика выбросило из кабины. С голыми ногами (унты сорвало с ног) он зарылся в сугроб в 70 метрах от места первого соприкосновения с землей. Сознания раненый не терял. Обошлось, без костных повреждений. Пострадавшего вскоре подобрали оказавшиеся поблизости люди и доставили в палатку. Ноги отморозить он не успел. Несколько дней раненный пробыл в той палатке, где удалось ликвидировались последствия шока, затем он был доставлен в Первый военно-морской госпиталь. Там Стручалин завершил лечение и вернулся к летной работе.
Воевал до конца войны, совершил 223 боевых вылета, провел 20 воздушных боев, сбил лично 9 и в группе 4 самолета противника. Закончил войну в должности ст. летчика в звании ст. лейтенант.
Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, медалями.
Боевой путь
Ст. летчик
Боевых вылетов:
223
Воздушных боев:
20
Воздушных побед:
9 индивидуальных и 4 в группе
Воспоминания
Юрий Семёнович Тальян
Мне довелось работать с его младшим братом, который был у нас командиром эскадрильи. Он рассказывал нам, как я помню было их 7 братьев и все воевали, кто подходил по возрасту , многие не вернулись с фронта Он рассказывал нам о Павле, о его боевых вылетах ,но к сожалению время как вода стирает память. Михаил Степанович, лётчик от Бога. Он пришёл к нам после окончания Высшего Авиационного Училища -ВАУ в Ленинграде. Очень весёлый и добродушный человек. А как наставник , грамотный и справедливый командир. Он учил нас летать на высокогорные площадки . Я налетал с ним не один десяток часов. Два раза мы попадали в тяжелеющие условия полёта и благодаря его опыту мы оставались живыми! Поделюсь, как то зимой подлетая к Уфе при минусовой температуре наш вертолёт попал в дождь (бывают такие чудеса в природе) Наш вертолёт в считанные секунды покрылся ледяной коркой, его начало трясти, обледенели стёкла фонаря,ситуация казалось катастрофическая! Но благодаря его опыту мы благополучно долетели! Не уверен как бы без него я себя повёл. Светлая память Братьям Стручалиным! Спасибо им и низкий поклон! Михаил Степанович остался в моём сердце до конца моей жизни!