Сергей
Гаврилович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
- С ноября 1941 Волховский фронт. Гончаров С.Г., командир взвода 868 Автотранспортного батальона, в составе 2-ой Ударной армии в августе - октябре 1942 г. принимал участие в Синявинской операции;
- С января 1943 года Ленинградский фронт. Гончаров С.Г., автомеханик дивизиона 144 минометного Ропшинского полка, принимал участие в операции по прорыву блокады Ленинграда;
-1 февраля 1944 года Гончаров С.Г. принимал участие в Ленинградско-Новгородской операции в составе 2-й ударной армии Ленинградского фронта, в ходе которой был освобожден город Кингисепп ;
- 30 июля 1944 года принимал участие в Нарвской наступательной операции по освобождения г. Нарвы;
- В январе- феврале 1945 г. 144 минометный Ропшинский полк в составе 4-го Украинского фронта принимал участие в Западно-Карпатской стратегической операции, в ходе которой были освобождены города Ясло, Горлице, Вадовице, Бельско-Бяло;
- В марте - начале мая 1945 г. 144 минометный Ропшинский полк принимал участие в проведении Моравска-Остравской операции, в ходе которой были освобождены города Моравско Острава, Оломоуц, Богумин, Скочув;
- май 1945 г. - 11 августа 1946 г. служба в Прикарпатском военном округе.
После войны
Вспоминает сын Гончарова Сергея Гавриловича.
В 1959 году в литературно - художественном альманахе "Енисей" (книга 23, Красноярское книжное издательство) был опубликован очерк Г. Хмелева "Таганрогцы-сибиряки". Ниже привожу ту часть очерка, которая имеет непосредственное отношение к моему отцу.
«Мне хочется рассказать о группе выпускников Таганрогского строительного техникума, которые оказались вместе на одной из новостроек Восточной Сибири.
Слово предоставляется начальнику заготовительного участка – Сергею Гавриловичу Гончарову.
Это рослый, крепко сложенный мужчина 38 лет, со смуглым лицом, проницательными карими глазами, высоким лбом и по-волевому поджатыми губами, бывший офицер Советской Армии.
Отгремели последние залпы войны. Демобилизация… Сергей Гончаров приехал в родной Таганрог, где у него, кроме старенькой матери, никого не было.
Послевоенная разруха… И всё-таки, несмотря на трудности тогдашней жизни, Сергей пошёл учиться в техникум. Существовать с матерью приходилось только на стипендию да на грошовые заработки на стороне. Но впереди была цель – закончить техникум, приобрести специальность. И он добился этой цели. В 1950 году Сергей Гаврилович получил диплом и поехал на стройки Урала.
-Начал работать мастером в городе Березняки, Пермской области, в городе большой советской химии, - так начал он свой рассказ. Как южанину, мне бросилось в глаза расположение этого чудесного города среди тайги. Прямо из городского парка, который, кстати сказать, является куском отвоеванной тайги, можно было ходить на охоту в дремучий, местами даже непроходимый, лес.
Осенью этого же года был направлен в командировку в Магнитогорск, где принимал участие в работах по расширению ЦЭС.
Магнитка, так называют там металлургический комбинат, ошеломила меня своим величием, мощью, грандиозными размерами. Металлургический комбинат – это гигант, на территории которого свободно мог бы вместиться средней величины город. Если рядом с этим великаном поставить Таганрогский металлургический завод, то он показался бы горошиной около арбуза.
Сергей Гаврилович на мгновение замолк, очевидно, чтобы собраться с мыслями, и затем продолжил свой рассказ.
«Весь комплекс работ по расширению ЦЭС и листопрокатному цеху выполнялся скоростным методом. Мне было поручено вести электромонтажные работы по главному распределительному устройству и топливоподаче. Предстояло выполнить большой объем в сжатые сроки (3-4 месяца). Работать, конечно, приходилось, не считаясь со временем. А перед пуском, помню, несколько суток мы вообще не выходили из комбината. Короткий отдых – и снова за работу. От своевременного ввода в эксплуатацию нового турбогенератора зависело начало работы листопрокатного цеха. И как всегда, мешали разного рода препятствия. Главное из них – нехватка оборудования. Некоторое оборудование поступало, буквально в последние дни, самолетом. А его ещё нужно было смонтировать и опробовать.
Весь ход работ строго контролировался находившимся на строительной площадке заместителем министра. За промахи в работе снисхождения никому не делалось.
И наконец, долгожданный день наступил. Под новый 1951 год турбогенератор был пущен, поставлен на обкатку и после испытаний принял на себя нагрузку. Начался выпуск необходимого стране листового проката.
Это был торжественный день. Когда на твоих глазах оживают до этого мертвые механизмы, и ты участвуешь в выпуске первой продукции, становится радостно на душе от сознания, что в проделанной работе коллектива есть и твоя доля труда.
Я помню, что под Новый год мы вернулись домой в одиннадцать часов, но были радостны и не чувствовали усталости.
Работа на Магнитке была моим экзаменом на зрелость техника-электрика. Вскоре я был направлен в Сибирь. И с тех пор работаю на стройках Восточной Сибири.
-А в Таганрог не думаешь переезжать, - спросил я.
Гончаров рассмеялся.
-Таганрог я всегда любил, и буду любить, - ответил он. – Но здесь дел ещё много. Помочь нужно.»