Павел
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Дерябин Павел Иванович родился 17 апреля 1923 года в деревне Оськино, Клепиковского района, Московской области. Семья состояла из пяти человек: отец, мать и трое сыновей. После раскулачивания оказались в Коркино, Челябинской области.
В конце 1940-го года Павел окончил копейскую школу Горпромуч (позже она называлась училище №34), получил профессию токаря-универсала. С 9 декабря стал работать на угольном разрезе в Коркино.
В 1942 году прямо к станку принесли повестку из военкомата. Павла призывали на фронт. За 2 часа нужно было собраться и прибыть в Еткульский военкомат. Его брат Сергей тоже был призван на фронт, но в первом же бою получил тяжелое ранение, и после лечения в госпитале вернулся в Коркино. На брата Ивана была наложена броня, и он всю войну проработал на разрезе машинистом экскаватора.
С мая по август 1942 года Павел Иванович был в 11-м запасном железнодорожном полку под Троицком, где новобранцев немного подучили, а в августе отправили под Сталинград.
То было время жестоких боёв, и 29-й отдельный железнодорожный батальон, куда Павел Иванович был зачислен в должность курсанта, принимал в них активное участие. В октябре 1942 года он вступил в комсомол. Его комсомольский билет, полученный в дни битвы на Волге, хранится в музее истории профессионального училища №33.
В декабре 1942 П.И. Дерябин стал командиром отделения, позже – командиром взвода. Был секретарем комсомольской организации. Защищал Сталинград до 2 февраля 1943 года, когда немецкая группировка была разбита.
Точный боевой путь 29-го отдельно-строительного железнодорожного батальона нам не известен. По записям, сделанным Павлом Ивановичем, стало ясно, что 6 августа 1943 года батальону вручено Красное Знамя в г. Старобельске. 13 августа батальон переезжает на ст.Чугуев на восстановление моста через Северский Донец. С 23 августа – Рогаль-Харьков-Болошевская . С 1 сентября – Основа – Безлюдовка.
Затем начинается восстановление железнодорожных магистралей Донбасса. Затем восстановительные работы в Бессарабии: Бельцы – Унгены, с 1 мая – Котовск – Раздельная – Тирасполь. Большие трудности: ветер, холод, нехватка материалов.
8 июня батальон начинает восстановительные работы в Прибалтике. К работам привлекалось и гражданское население. Минеры обезвреживали мины и бомбы.
С 20 октября 1944 года по 9 мая 1945 года восстанавливали линии Елгава – Рига, Рига – Тукумс, Рига – Валга – Орунда – Гардэне, Байдэне – Броцены до 117 км. Работа идет под обстрелом, многие непосредственно участвовали в это время на передовой. В ночь с 18 на 19 марта разведка блокирует вражеский бронепоезд.
6 мая 1945 года сержанта Дерябина представляют к медали «За боевые заслуги». Вот строки из наградного листа: «Будучи командиром отделения, организовал работу так, что его отделение выполняло боевое задание на 175 – 200%. В настоящее время работает химинструктором и комсоргом роты. … На восстановлении жел. дор. участка Гардене – Блидене-фронт комсомольцы под руководством т. Дерябина, находясь под обстрелом противника, показали высокую выдержку и образцы самоотверженного труда».
9 мая радио принесло весть о капитуляции немецких войск. 10 мая батальон вновь приступил к выполнению боевого задания. Участок Блидэкэ – Салдус – Скрунда – Аленда протяженностью более 100 км и окончание его восстановления раньше срока на 33 дня.
Далее с 5 июля 1945 года батальон приступил к восстановлению путей Москва – Ленинград.
По окончанию этих работ батальон передислоцируется на ст. Плисецкая, где с января 1946 по июнь 1947 заготовили 128 тыс. 629 м3 леса. Отгружено по плану ГУВВРа 4069 вагонов круглого леса и шпал. Такой славный боевой путь 29-го батальона.
В 1946 году Павел Иванович вступил в ряды Коммунистической партии.
В армии он служил до 15 апреля 1948 года. В годы войны был контужен и ранен. Получил две медали: «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
Демобилизовавшись, вновь вернулся в Коркино, и с 12 мая снова стал работать на разрезе. Только теперь заместителем председателя шахтного комитета. Вечерами учился в школе рабочей молодежи. Окончил 9 и 10 класс, поступил на дневное отделение Коркинского горно-строительного техникума. После его окончания стал работать на разрезе горным мастером второго участка. В этой должности проработал до выхода на пенсию.
Будучи пенсионером, стал работать водителем. Трудился на станции «Скорой помощи», в банке, а с 7.01.1980 по 11.03.1983 – в СГПТУ №33 водителем автомобиля. Это было последнее место работы Павла Ивановича.
Последние годы жизни он был на заслуженном отдыхе. 3 сентября 2000 года ветеран войны и труда П.И. Дерябин умер.
С женой Анной Ивановной в любви и согласии Павел Иванович прожил 50 лет и 4 месяца. Воспитали сына Виталия, работавшего архитектором в Коркино, Новороссийске.
Уже нет жены и сына Павла Ивановича, но память о нём жива. Ему посвящена небольшая экспозиция в музее истории профессионального училища №33 Коркинского горно-строительного техникума, и студенты и школьники внимательно слушают экскурсовода, рассматривают экспонаты, связанные с жизнью героического сержанта Дерябина.
Боевой путь
Сталинградская битва
Восстановление железнодорожных путей в составе 29 отдельно-строительного железноджорожного батальона, порой под огнём врага, на Украине, в Модавии, Прибалтике, Москва-Ленинград