Петр
Никандрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В начале войны капитан жел.дор. войск. От Генштаба обеспечивал движение эшелонов по ж.д. по маршрутам в тыл и к фронту.Участник всей Салинградксой битвы. Конец войны встретил в Германии. Далее комендант Могилевского ж.д.узла.
Цупко Петр Никандрович родился в 1909 году в станице Амвросьевской в казачьей семье Войска Донского. После революции в подростковом и юношеском возрасте трудился на шахтах Донецка. По достижении призывного возраста по рабочему набору учится в школе Военных сообщений в Ленинграде, окончил ее в 1932 г. По окончании школы службу проходит в Харькове в составе 4-го ж.д. полка ВОСО, обеспечивавшего охрану крупного ж.д. узла и прохождение через него военных грузов. В конце 1936 года направлен в г.Биробиджан. Старший лейтенант Цупко походит теперь службу в 12-м узкоколейном ж.д.полку, обеспечивая провоз военных грузов на строительство Байкало-Амурской магистрали вокруг оз. Байкал и ее охрану. Неожиданно его переводят с повышением в должности в Генеральный штаб Дальневосточного военного округа отдел военных перевозок. Избран секретарем парторганизации штаба ДВКА. Военная служба капитана Цупко Петра полна командировок по подчиненным генштабу желдор. Войскам округа, участием в учениях ВОСО и армейских учениях на ДВК, дежурствами в штабе, ежедневными заботами о своевременной доставке военных грузов воинскими эшелонами. В 1939 году капитан Цупко становится слушателем Ленинградской военной академии транспорта. Ужу в июле 1941 года в группе из 10 слушателей он направляется в распоряжение Генерального штаба РККА в Москву в отдел снабжении и военных перевозок. Первое задание: решение проблем ж.д. движения на ст. Тихвин, от которого зависело снабжение Ленинграда. Затем станция Сухиничи, где 6 августа 1941 г. ему пришлось обеспечивать движение эшелонов под артобстрелами и бомбежками. Далее его работа заключается в подаче порожних эшелонов для вывозки оборудования заводов в тыл. В отдельные моменты возникала необходимость срочного восстановления разрушенных железнодорожных путей. Капитан Цупко получает документы от Генштаба с особыми полномочиями для работы на железнодорожных узлах страны. Теперь он постоянно в командировках от Москвы до южных районов, успешно решая задачи движения воинских эшелонов, быстро наводя должный, соответствующий военному времени, порядок. Он непосредственно участвует в эвакуации оборудовании заводов Москвы и переезда Правительства в Куйбышев, участвует в разработке важных документов по многим вопросам обеспечения перевозок как к фронту, так и от него. Очень важная работа была обеспечена при обороне Москвы. На дорогах страны очень сложная обстановка. Начинается битва за Сталинград. Петр Цупко трудится по выполнению заданий от созданного Управления ж.д. войск., обеспечивая прохождение эшелонов из тыла вплотную к фронту, во все пункты назначения в соответствии с требованиями Верховного Главного командования. Такая важнейшая задача им решается успешно вовсе время Сталинградской битвы. Петр награждается Орденом «Боевого Красного знамени». Ему присваивают очередное воинское звание – майор. Он обеспечивает работу переправы через Волгу. Награжден орденом «Красной звезды», медалью «За боевые заслуги». Боевая работа Петра Никандровича продолжается в Управлении ж.д. войск. В конце 1944 года майор Цупко назначается военным комендантом важного ж.д. узла г. Могилев, через который идут воинские грузы в Германию. Затем он будет обеспечивать прохождение эшелонов с грузами из Германии с оборудованием по репатриации. После победы над Германией майор Цупко переводится в Управление ВОСО в Харькове. В звании подполковника Цупко П.Н. получает назначение в Управление военных перевозок в г. Молотов. Там его служба продолжена до ухода в запас.