НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Здравствуй, дед!
Рассказ кадрового военного о том, как спустя 72 года он нашел могилу деда/
Геннадий Толузаков закончил Ленинградское Нахимовское морское училище, Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, Военно-морскую академию имени Кузнецова в Санкт-петербурге. Служил на Тихоокеанском флоте, в главном штабе Военно-морского флота. Пишет стихи и прозу. На адрес Бессмертного полка Геннадий прислал свою публикацию из газеты «Люберецкая панорама», где рассказывает о событии, которое считает настоящим чудом. Мы публикуем короткую версию.
«В канун 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне со мной произошло невероятное событие…
Мой дед, Толузаков Климентий Антонович, погиб в годы Великой Отечественной войны и не оставил о себе ни одной строчки даже в стандартной солдатской похоронке. А может и была похоронка, но ее некому было получить, так как в самом начале войны мой отец, его четыре сестры и брат оказались в детдоме после похорон матери. Дед с войны так и не вернулся, и где он сложил голову, защищая Отечество, для нашей семьи было трагической тайной. ..ни семейного архива, ни фотографий. Ничего, кроме надписи на памятнике всем односельчанам, не вернувшимся с войны, в селе Матвеевка.
Мой дед – безымянный солдат войны,
Таких, как он – миллионы.
Ушли и пропали в бою без вины,
И их не дождались жены.
Еще повезло, что тянется след,
Кровинкой родной прожитый.
Себе задаешься вопросом: «Где дед,
Где дед мой лежит убитый?»…
31 марта 2015 года я сидел за компьютером и, листая страницы Яндекса, искал его – Толузакова Климентия Антоновича. Я и раньше довольно часто делал попытки найти о нём хоть какую-нибудь информацию на сайте «Мемориал» и других. Но всё было тщетно. А в то утро я упорно, не останавливаясь, уже переходил на 11 или 12 страницу. Интернет подбрасывал однофамильцев или людей со сходными именами, а меня что-то вело и вело дальше. Я даже не мог предположить, что среди бесчисленного количества воинских соединений и частей, воевавших в годы Великой Отечественной войны, вдруг будет выделена одна когда-то существовавшая дивизия с подробным архивом боевого пути и мест захоронения каждого солдата на этих кровопролитных дорогах войны. Низкий поклон создателям этих сайтов, тем, кто сохранил эти бесценные документы до наших дней и опубликовал их.
Именно чудо привеломеня на сайт 250-й стрелковой дивизии. И на ту запись с точной датой – 31 марта 1942 года. Деньв день, а может, час в час 72 года назад дед был смертельно ранен и направлен в 1819-й эвакуационный госпиталь в Торжок, где и скончался от ран через 23 дня. …уже в ближайшие выходные я былв Торжке, где чудо продолжалось: военком, добрая женщина, в свой личный выходной, отложив свои семейные дела, по раскисшей земле кладбища провожала меня к первой братской могиле. Я молча стоял у братской могилы, и потертые гранитные строчки с до боли родной фамилией дрожали и расплывались в глазах. И то ли от близости намоленных стен старинной церкви, то ли от щемящего покоя городского кладбища пришло, наконец, умиротворение, и я услышал свои слова: «Здравствуй, дед!»