НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Они вернулись домой, на Конную, 10

Они вернулись домой, на Конную, 10

В сентябре в Санкт-Петербурге в одной из типографий города вышла книга «Конная,10. Память и имя». Совсем небольшим тиражом – всего 200 экземпляров. Ее автор – житель дома № 10 по улице Конной Юрий Исаакович Вульф. Его книга посвящена тем, кто ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны с Конной, 10 и их соседям, умершим от голода и болезней в блокаду и пережившим ее в этом доме.

«После первой блокадной зимы в нашем семиэтажном доме, где на каждой лестничной клетке 4 квартиры, в живых осталось всего несколько семей. Люди умерли от голода и холода», - это отрывок из рассказа Людмилы Казак, который можно прочесть в книге Юрия Вульфа. О блокаде Людмила в детстве вместо сказок слышала от бабушки, которая пережила это страшное время в доме № 10.

Книга родилась из идеи оформить стену глухого фасада дома в память погибших в год войны жителей Конной, 10. «Это наш, жителей дома, Бессмертный полк», - написал тогда координатору народного движения в Петербурге Юрий Исаакович. Он разработал эскизы, но согласования городские власти на оформление здания 1901 года постройки не дали.

«После отказа во всех инстанциях я понял, что начал не с того. Сначала нужно было восстановить имена и судьбы людей, живших в нашем доме, а уж потом заниматься сохранением памяти о них, - говорит Юрий Вульф. – Я решил собрать об этих людях информацию и написать книгу. Простая правда в том, что памяти без имен не бывает. Так родилось название книги».

В августе прошлого года Юрий Вульф знал уже 114 имен жителей дома, умерших в блокаду. Он распечатал список, сделал газету и повесил ее в парадной. Эта газета висит до сих пор, за год ее не сорвали и не испортили. А 8 сентября 2016-го, в годовщину взятия города в кольцо, в садике у дома № 10 собрались жители, по очереди зачитали этот список вслух, почтив память погибших. Тогда Юрий Вульф пообещал восстановить имена тех, кто жил в войну на Конной, 10 или ушел отсюда на фронт. Ровно через год вышла его книга.

В ней имена 400 человек. Из них 159 погибли, пропали без вести на фронте и умерли в дни блокады. Выжили – 241. Судьба десяти – неизвестна. Эти фамилии и судьбы собраны по крупицам из самых разных источников. Юрий Исаакович изучал домовые книги, находил информацию на сайтах «Подвиг народа» и базе данных Минобороны «Мемориал», сайте «Возвращенные имена», созданного на основе тридцати пяти томов Книги Памяти «Ленинград.Блокада 1941-1945», просил о помощи музейных работников. Ему удалось записать воспоминания шести семей, чьи родные жили на Конной, 10 в годы войны. «Всего шести», - пишет Юрий Вульф.

«Конечно, и сегодня в нашем городе живут люди, чьи родители или родственники жили в нашем доме в середине XX века. Возможно, у этих людей сохранились фотографии, письма. Но, к сожалению, пока мы не встретились. Многое еще можно и нужно найти, проверить, написать, чтобы восстановить имена и сохранить память о людях с трудными судьбами и короткими жизнями. Я прошу вас просмотреть списки, - обращается к читателям автор книги «Конная, 10. Память и имя». - Может, вы знаете о судьбах людей, которые жили в нашем доме в годы войны, может, сохранились фотографии, может, вы знаете адреса или телефоны тех, кто жил в нашем доме и сейчас живет в нашем городе или России».

Все эти имена, уверен Юрий Вульф должны быть запечатлены на памятных досках на той самой глухой стене дома. «Справедливо будет выглядеть и подпись над именами: «Они вернулись домой», - говорит автор проекта. – Совсем рядом с нашим домом, на Старо-Невском, проходит построение Бессмертного полка. Люди приходят туда с цветами, а возложить их в память ленинградцев можно только на набережной Фонтанки – там, где в блокаду набирали воду, и у таблички, предупреждающей об опасности во время обстрелов – недалеко от Дворцовой площади. На Конной, 10 могло бы появиться памятное место, не безымянное – с именами».

А еще он хочет, чтобы хотя бы раз в год эти имена и судьбы вспоминали и соседи - те, кто сейчас живет в доме номер 10 по улице Конной в Петербурге.

Из книги Юрия Вульфа «Конная, 10. Имена и память»:

Детей от 1 года до 18 лет умерло 24 человека.

Старше 70 лет умерло 8 человек.

Мужчин в возрасте от 18 до 70 лет умерло 28 человек,

Женщин в возрасте от 18 до 70 лет умерло 49 человек.

С сентября по декабрь 1941 г. в доме умерло 15 человек.

С января по июнь 1942 г. в доме умерло 84 человека.

С июля по декабрь 1942 г. в доме умерло 6 человек.

В 1943 г. в доме умерло 4 человека.

На Пискаревском кладбище похоронено 3 человека, на Малоохтинском — 1 человек, на Большеохтинском — 2 человека, на Волковском — 1 человек. У остальных 102 102 человек записано: «Место захоронения неизвестно».

Может, когда-то, вместо речей за столом, на собраниях и на митингах о необходимости беречь память о защитниках города Ленинграда, вместо повторения друг за другом: «Никто не забыт, и ничто не забыто», кто-то из нашего дома соберется, возьмет с собой детей и внуков и поедет на братскую могилу, где возможно похоронен человек, живший в нашем доме и не вернувшийся в свой дом с войны. Положат цветы, а на небольшой ленточке будет написано имя того, кто отдал свою жизнь за нас и наших детей, и от кого был положен венок».

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ