Кулешов Александр Иванович
Кулешов
Александр
Иванович
ефрейтор

История солдата

- Документы, фотографии, страницу фронтовой газеты от 9 мая 1945 года и письма  от дочери с фронта и от сына Александра /моего отца/ сохранила моя бабушка, Степанида Петровна Кулешова. Ее сын написал на небольшом листке бумаги в день победы 9 мая из Берлина. Всё это - память о её детях, участниках Великой Отечественной войны.

    Детей было восемь, четверо в лихую годину встали на защиту  Родины: Василий, Александр и Степан были призваны в первые дни войны, дочь Полина - в начале 1942 года.

     Мой отец – Кулешов Александр Иванович родился 8 сентября 1912 года. Рано остался без отца, который  погиб в Гражданскую войну  в Бор-Форпосте.

       Судьба моего отца была интересной. В 19 лет / 1931 год/ окончил курсы младших десятников  при лесотехническом техникуме в г. Томске. В этом же году они с моей мамой поженились. Во время срочной службы в рядах Красной армии 1935 -1936 г.г.  участвовал в строительстве КВЖД /Китайско-восточной железной дороги/. 

В тридцать шестом году демобилизовался. Год работал  на нефтебазе МТС, а сам в душе лелеял мечту стать шофёром, как его старший брат Леонтий. Поработав стажёром у своего брата , весной 1938 года сдал экстерном на права. В его трудовой книжке только одна запись о принятии на работу шофёром в Степную МТС.

     К началу войны он уже работал шофёром. Отец с мамой  жили к крохотном домишке, перестроенном  из старого амбара, подаренного его матерью им на свадьбу. Прожили они в нем 10 лет, подкопили денег на лес.

       Двадцать второго июня 1941 года у отца был первый отпускной день. С вечера наточил пилу, собрались с женой пораньше поехать на заготовку леса. А ночью в дверь постучали: – Вставай , заводи машину, - услышал отец голос механика. - Война, Саша.

      И на фронте он шоферил в составе зенитно-артиллерийского дивизиона 380–й алтайской дивизии, позднее получившей наименование Орловской. Сначала на «полуторке» -  грузовике ГАЗ-АА, а потом всю войну  управлял одним автомобилем – ЗИС-5. Его фронтовые дороги – это путь от склада до передовой, обязанности - подвоз снарядов к идущей в бой технике. Он проехал через горнила сражений под Курском, Орлом, Гомелем, Могилевом. Минском, потом была Польша, Восточная Пруссия, Германия. Перед решающим штурмом Берлина его дивизия всего за 5 километров свернула на Гамбург. 30 апреля отец участвовал во встрече союзников  на Эльбе, а затем попал в поверженный Берлин.

    В семейном архиве сохранились Благодарственные письма Верховного Главнокомандующего за форсирование Днепра, за взятие г. Ломжа, г. Черска, г. Данцига, соединение с войсками союзников.

       Долгий военный путь отца отмечен разными событиями. Помню, как он рассказывал о напряженной работе во время  наступлений, когда по двое суток приходилось обходиться без сна, а на третьи - организм просто отключался, несмотря на грохот боя. Были случаи , когда смерть проходила рядом. ЗИС-5, который все ласково  называли «Захар», не раз пришлось  восстанавливать, а моего папу лишь раз оглушило. А дело было так. В пути началась бомбежка, он на ходу успел выскочить из кабины и укрыться в старом окопе. Взрывная волна лишь присыпала землей. А ЗИС с разбитым в щепки кузовом и покореженной рамой отправили в тыл на ремонт.

   На Курской дуге был другой случай. Наша артиллерия отражала атаку немецких танков. Но снаряды не брали вражескую броню. Положение становилось критическим.  Отец  с фронтовым другом  Денисовым как раз подвезли бронебойные снаряды. Командир дивизии дал приказ немедленно доставить их на передовую. И опять попали под  бомбежку. Но водители успели свернуть с трассы на проселочную дорогу, тем самым не только спасли жизнь себе, но и вовремя доставили снаряды, и атака была успешно отбита.

После боя  командир дивизии объявил водителям благодарность,  а вскоре  пришел орден Красной Звезды. Это была вторая награда. Первую, медаль «За боевые  заслуги», отец получил в декабре 1942 года, потом была медаль «За  победу над Германией» и другие награды.

      Из армии отец вернулся только в 1946 году, еще год после победы перевозил различные грузы по Германии.

      И после войны отец остался верен своей профессии до конца, и не любил, когда его называли водителем. Считал себя шофёром. Был романтиком, любил дороги, умел работать на совесть. И передал свою любовь к автомобилю  сыну  Валерию, который и вырос в кабине его автомобиля, и проработал с отцом в одной организации до конца . После войны , в урожайный для Алтая 1972 год, за добросовестный труд на уборке отцу вручили орден Ленина.

      Ушел из жизни отец 12 августа 2003 года, немного не дожив до 91 года.

  

         Ефименко Нина Александровна – дочь.


 

Регион Алтайский край
Воинское звание ефрейтор
Населенный пункт: Михайловский район

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: