Ворыхалов Василий Дмитриевич
Ворыхалов
Василий
Дмитриевич
10.09.1925 - 24.09.2011

История солдата

Из воспоминаний Ворыхалова Василия Дмитриевича.

1 января 1943 года сбор в Заволжском РВК с вещами. Морозный день. Проводы: мама, Антонина Николаевна, Марья Николаевна. До эшелона находились сутки в Доме культуры «Пролетарка». В ночь со 2 на 3 января погрузили всех призывников из Калинина и области в два эшелона. Эшелон №1 (товарные вагоны, нары в 2 этажа, по 30 человек в вагоне) – отправили под Ржев, а эшелон №2 (в него попал и я) – отправился волей начальства и судеб на Дальний Восток. К 30 января (только) почти чере весь Союз прибыли в Забалькайле на станцию Даурия (см. книгу Седых «Даурия»). Эта военная база называлась «Даурьский укрепрайон». Построена еще во времена Екатерины II. Более 3 недель в дороге – суровая зима, чем дальше на Восток, тем холоднее. В вагонах сквозняки, замерзали, туалет – на морозе, бани – нет. Еда на спецостановках, в огромных столовых, горячий обед  один раз в сутки на 1000 км в эшелоне, а всего за 30 минут. Организация обеда – по военному.

Казарма – это крепость. На 1 этаже, лошади, техника, на втором – люди по ротам, батальонам. Военный городок находится в Забайкальской степи – ветреной, летом жаркой, зимой – холодной. В вагонах сквозняк, замерзали, туалет – на морозе, бани – нет. Еда на спец. Остановках, в огромных столовых горячий обед один раз в сутки на 1000 км в эшелоне, а всего за 30 минут. Организация обеда – по-военному.

Казарма – это крепость. На 1 этаже, лошади, техника, на втором – люди – по ротам, батальонам. Военный городок находится в Забайкальской степи, ветреной, летом жарко, зимой – холодно. До границы с Монголией – 90 км (и с Манчжурией). Степь кругом, в степи живут зверьки в норах, которые зовутся «торпачанами». На дальних рубежах водятся еще дикие лошади, монголки, небольшого роста. Их отлавливали, долго приручали.

Переодели в солдатскую форму: ватные брюки, гимнастерка, телогрейка ватная, шинель, шапка с подшлемником, рукавицы, ботинки с обмотками (а не сапоги). Попал я во взвод противотанковых ружей (авт. Симонов). Калибр 12,7, вес снаряда 250 гр. С бронебойным наконечником. Броню 15 мм пробивал. Номер 1 – это наводчик, у него ружье весом 23 кг, номер 2 – носил винтовку и 2 сумки с патронами по 10 кг каждая.

В 1943 г. БТРов не было, солдаты все носили на себе и ходили пешком во всем обмундировании (зимой – валенки, каска, противогаз, вещмешок с «НЗ» и т.д.). За 2 месяца похудел на 14 кг, но ружье носил, а иногда и бегал перебежками на учениях. В феврале-марте 1943 г. Наш 249 стр. полк перебросили в Монголию для защиты от Японцев, которые в ту пору активизировались, особенно до разгрома немцев под Сталинградом. Окопаться в условиях зимы было просто невозможно. В Монгольской степи (полупустыне) летом земля высыхает до уровня камня, ее долби не долби – толку нет. Укрывались за естественными буграми, ибо японцы иногда и стреляли. Отогревались в палатках, а иногда спали просто на земле. Делалось это так: набиралась охапка травы «перекати-поле», на них стелилась плащ-палатка и две шинели (спали по трое), за вбитые железные колья сверху цеплялась вторая плащ-палатка. Под нее подлезали и укрывались шинелью. Спали в ватных штанах, телогрейке, валенках. Менялись местами.

Рельеф местности в Монголии – степь и округлые сопки, похожие друг на друга. Заблудиться было очень просто, иногда солдаты так и пропадали. Монгольские поселения друг от друга на 50-100 и 200 км. Безлюдье и безводье. В мае появляется трава, чеснок дикий (чем и спасались от цинги и голодовки). Кормили, кстати, очень плохо, повторяю спасались только добавочным чесноком (черемша по-забайкальски). Было много дистрофиков. Наконец, это дошло до начальства, командование полка и комиссара сняли с должности и отправили в штрафную. Бывает на свете все же справедливость!

В июне 1943 г. Меня вызвали в штаб полка и сказали, отправляем тебя на учебу в авиашколу на станцию Домна под Читой, т.к. есть у тебя 10 классов образования. Отказываться не стал, да и не имел права. Кстати, за добросовестную службу в полку, был объявлен отличником учебы и сфотографирован на Доску Почета полка.

Попрощался с земляками и Калинина, в том числе с соседом по дому Розы Люксембург 51 (Шлема Геннадий, учились вместе в школе, встретились потом только в 1950 г., когда он вернулся со срочной службы домой и поступил в Пединститут).

Служба и учеба в школе младших авиаспециалистов на станции Домна Читинской области.

Июль-апрель 1944 г.

Обучался по специальности «Электрооборудование самолетов». Изучали бомбардировщики СБ-3, ПЭ-2, ИЛ-2, МИГ (тогда были новые). До 1 сентября работали на хозработах, в том числе на копке картошки, где и отъелись основательно после пехотного полка. На первых порах на троих-четверых съедали ведро картошки без соли, а потом еще и шли обедать. Восстановил свой вес до прежнего – 62 кг. Кроме учебы несли караульную службу на местном аэродроме и складах. Был случай, когда на рыбном складе я съел сырого омуля (лучшая рыба Байкала – 50% жирности). Без всяких последствий.

Учеба давалась легко, грамоты хватало. Окончил школу с отличием и получил один из всех звание «сержант», а другие – «младший сержант». За добросовестную учебу и службу, приказом начальника школы был награжден фотографией у развернутого Красного Знамени – Знамени школы.

В начале мая 1944 г. Был направлен сначала в Московский Военный Округ в 9-ю Западную авиабригаду на аэродром Щёлоковская. Там был обыкновенный грунтовой аэродром. Это в 30 км от Москвы по Ярославской ж.д. Сейчас есть даже метро Щёлоковская. Это был пересыльный для самолетов аэродром. С завода пригоняли штурмовики ИЛ-2, местные инструкторы их проверяли и облетывали (взлет, посадка, стрельба и т.п.). Затем прилетали фронтовые летчики, их принимали вместе с механиками самолетов и улетали на фронт, дав залп над аэродромом (по традиции).

Сержант авиации Ворыхалов В. Д. первый раз в жизни поднялся в воздух на ИЛ-2 и не без происшествия, так как официально права не имел. Списавшись с домом, договорился с начальством, что может приехать на побывку мама, так как мы уже не виделись 1,5 года. Мама приезжала, я ее потом провожал до Москвы, был в гостях у тети Анны Петровны. Вернулся в часть вовремя.

В июне 1944 г. По приказу командира бригады был направлен в 7-й штурмовой авиационный корпус Резерва Главного Командования на 4-й Украинский фронт. Корпус базировался в г. Чугуеве Харьковской области, недавно освобождённым от немцев. Я был назначен старшим группы в составе 7 человек. Надо было их доставить в штаб 503 Штурмового авиаполка под г. Чугуев, село Белый Колодец. Сутки мы не могли сесть в поезд на Харьков, потом ночью забрались на крышу вагона, привязались, проехали там часа три, затем с трудом перебрались в тамбур. Так и приехали в Харьков, грязные и чумазые до неузнаваемости. Хорошо, что было теплое лето.

В Харькове у Южного вокзала в речке отмывались, стирались и вечером сели на поезд до ст. Белый Колодец. Утром я доставил их в штаб полка. Так началась моя служба в 3-ей эскадрилье ИЛ-2 503 ордена Кутузова штурмового авиаполка в должности сначала монтера по электрооборудованию самолетов, а затем и механика.

Работа по ремонту самолетов (пробитого электрооборудования и приборов), ночью – несение караульной боевой службы.

На каждом аэродроме роем для себя землянки, строим для самолетов капониры (место, где стоит укрытый самолет). В общем аэродромная жизнь. Пока нет боевых вылетов, мы (полк) в резерве. Пополняемся летчиками и самолетами. Идет ремонт подбитых самолетов.

В конце июля 1944 г. Получили приказ перебазироваться на 1-й Прибалтийский фронт. Самолеты перелетели на прифронтовой аэродром в г. Выру (Эстония). Часть механиков, техников и инженеров перелетела транспортным самолетом. А остальной личный состав, а это – оружейники, радисты, мотористы и другие поехали военным эшелоном до Эстонии. Маршрут: г. Чугуев-Харьков-Белоруссия-станция Дно в Новгородской области (где нас хорошо бомбили) – Псков ст. Ямм (Псковская) и Выру (Эстония). Когда стояли на станции Дно, а кроме нашего эшелона было еще четыре разных, в том числе и с боезапасом, налетели юнкерсы – Ю-87 (пикирующие бомбардировщики). Я в это время был в карауле, на посту у знамени полка в штабном вагоне. Вместе с адъютантом полка спасли Знамя полка под этой самой бомбежкой. Прямо скажем неразбериха была большая, бежали кто-куда, боялись, что взорвут эшелон с боезапасом. Но кончилось все для нас благополучно. Досталось в основном ж.д. путям и вокзалу. Как-то со студентом в году 1990, проезжая на юг через Дно, пытался найти тот ров и ….., где мы прятались в 1944 г. Но все заросло и ничего не узнал я тогда! Время! Время!

1-й Прибалтийский фронт.

Аэродром на ст. Выру (Эстония) – это укатанная катками пашня и все необходимое для взлета и посадки самолетов, склады с боезапасом и бензином, кухни, столовая.

С приездом на аэродром построили для себя землянки, сделали укрытия стоянки для самолетов и всякие дополнительные постройки, вроде караульного помещения и т.п.

Городок Выру – небольшой, аккуратный, от войны совсем не пострадал. Соседние хутора тоже в исправном состоянии. Дома и постройки на хуторах в образцовом состоянии. С народом не общались, да и запрещено было рядовому составу.

С началом наступления в сентябре началась боевая работа – за день 2-3 боевых вылета, а это значит и потери. Помню похороны командира нашей эскадрильи в г. Выру. Был подбит на поле боя, дотянул до нашей территории, но упал на землю, точнее на лес, сам погиб, но стрелок остался жив, хотя и был ранен. Хоронили по-военному, с салютом на местном кладбище! Где-то сейчас эта могила?

2-й Прибалтийский фронт.

После начала наступления (январь 1945 г.) по приказу командира корпуса, дивизия перебазировалась на аэродром города Шауляй. Это уже Литва. На аэродроме также базировался полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (Петляков-2). Экипажи были только из женщин. Командовала полком Раскова. До войны она вместе с Гризодубой совершила дальний перелет на Дальний Восток. Меня поразило то, что каждая из летчиц имела по 3-4 боевых ордена, настоящие ассы авиации. При пилотировании летчицы испытывали огромные перегрузки, особенно при выходе из пикирования. Потери тоже были, видел несколько могил в районе аэродрома.

Это был уже 2-й Прибалтийский фронт.

3-й Прибалтийский фронт – февраль-май 1945 г.

Перебазировались на аэродром Елтава (Латвия). Как всегда с аэродрома на аэродром переезжали на автомашинах – везли имущество, запчасти, те.е все, что нужно для обеспечения полетов. Часть механизмов и авиаспециалистов – передовой отряд – на аэродром полетела грузовым самолетом без охраны истребителей и самолет едва не был сбит немецким «мессершмитом».

Г. Елтава – довольно большой город, и большой аэродром. Встреча с дядей (брат отца) в г. Елтава. Списались по письмам и встреча состоялась в штабе полка танкового, где служил Николай Дмитриевич Ворыхалов, рождения 1910 г. Полк- пехотный. Демобилизовался дядя Коля в 1946 году.

Войну 503 штурмовой авиаполк закончил на 3-м Прибалтийском фронте, аэродром Елтава. Фронт стал называться Прибалтийским Военным Округом. В сентябре 1945 г. 503 ШАП в составе всей дивизии был перебазирован на Украину под г. Львов – в городок Броды, где был полевой аэродром. Этот район был центром края, где действовали националистские банды бендеровцев (Степан Бендера).

В первую ночь после прибытия в г. Броды полк был обстрелян, убиты нач. штаба и ряд офицеров. На утро был дан приказ – ходить с оружием и не менее 10 человек. В общем – начались трудности с увольнением в городок и вообще хождением (современная Чечня!). Так было до 1948 г., когда Сталин приказал выселить всех из этих районов, что было и сделано (как в Чечне в 1944 г.).

В феврале 1946 г. Мне был предоставлен отпуск домой на 10 суток. Дома не был я с января 1943 г. Кое-как добрался до дома, так как с поездами было очень плохо. С трудом добрался и обратно в Броды.

В апреле 1946 года подал заявление в Высшее Военно-Морское училище в г. Баку. Командование полка меня отпустило учиться. В июне 1946 года в Баку я сдал вступительные экзамены и был зачислен в КВВМУ.  Так как в полку я имел военное звание «старшина» – в училище мне присвоили военное звание (морское) – мичман. В отличие от всех, вместо бескозырки мне вручили офицерскую фуражку и назначили помощником командира взвода, которым я и был до окончания училища. В училище – каждый год практика на Черном море – на учебном корабле «Волга» – 2 и 3 курсы, на крейсерах «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ». На 4 курсе в Севастополе была мичманская практика – дублировали офицеров на эскадренных миноносцах Черноморского флота.

В 1950 году окончил училище, получил лейтенантские погоны и был назначен на Балтику, где прослужил до мая 1953 года. В 1951 г. После одного года было присвоено звание старшего лейтенанта.

В мае 1953 г. По рекомендации Политотдела дивизии Балтийского флота был направлен на учебу в Военно-Политическую Академию в Москве, так как имел 5 летний партийный стаж в КПСС, избирался на ЭМ секретарем парторганизации, имел хорошую служебную характеристику.

Август 1953 – август 1957 г. – слушатель Военно-политической Академии им. В. И. Ленина в Москве. Старший лейтенант – затем с 1954 г. Капитан-лейтенант. Староста группы. Член КПСС с февраля 1946 г.

Окончил Академию с отличием и по собственному желанию был направлен на Северный флот зам. Командира по политчасти эскадренного миноносца «Смышленый» проекта 56. Командир эсминца кап. 2 ранга Гурьянов Ю. Г.

С 1960 по 1965 год – заместитель командира по политчасти Ракетного крейсера «Грозный». С 1966 по 1971 – заместитель начальника политотдела соединения (Северный флот)

С сентября 1971 по сентябрь 1975 года – преподаватель кафедры истории КПСС и партийно-политической работы в ВВМУ им. Фрунзе (г. Ленинград). В 1974 году закончил курсы усовершенствования преподавателей общественных наук при Военно-Политической Академии им. В. И. Ленина (г. Москва).

После увольнения в запас – октябрь 1975 г поступил на работу в Ленинградский институт Водного транспорта (17 ноября 1975 г.) на должность зам. Декана СВФ по воспитательной работе, где и проработал до сентября 2011 г.

Регион Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место рождения Калининская область, Калининский р-н, д. Орудово
Дата рождения 10.09.1925
Дата смерти 24.09.2011

Боевой путь

Место призыва Заволжский РВК г. Калинина
Дата призыва 1.01.1943

Призван 1-го января 1943 года Заволжским РВК г. Калинина

10.01.43 – 01.09.43

Наводчик ПТР. 649 стр. полк 210 стрелковой дивизии. Забайкальский ВО.

01.09.43 – 15.06.44

Курсант 53 ШМАС. 53-я дивизионная школа авиаспециалистов. Забайкальский ВО.

15.06.44 – 18.08.44

Мастер по электрооборудованию самолётов. 9-я бригада Московского ВО.

18.08.44 – 09.05.45

Мастер по электрооборудованию самолётов. 503 штурмовой авиаполк 206-й штурмовой авиадивизии. Ленинградский, 1-2 и 3 Прибалтийские фронты.

09.05.45 – 25.09.46

Электромеханик. 503 штурмовой авиаполк. Прикарпатский ВО

25.09.46 – 23.09.50

Курсант Каспийского Высшего Военно-Морского училища им. С. М. Кирова. г. Баку.

23.09.50 – 22.11.50

В распоряжении командующего 8 ВМФ.

22.11.50 – 14.08.51

Командир зенитной батареи ЭМ «Опытный». 8 ВМФ.

14.08.51 – 22.09.52

Командир батареи ЭМ «Опытный». 8 ВМФ.

22.09.52 – 01.09.53

Командир зенитной батареи ЭМ «Статный». 8 ВМФ.

01.09.53 – 21.08.57

Слушатель Военно-Политической Академии им. В. И. Ленина. г. Москва.

29.08.57 – 01.10.60

Заместитель командира ЭМ по политчасти ЭМ «Смышлёный». Северный флот, в/ч 20375.

01.10.60 – 12.62

Заместитель командира по политчасти Ракетного крейсера «Грозный». Ленинградская ВМБ.

12.62 – 30.12.65

Заместитель командира по политчасти Ракетного крейсера «Грозный». Северный флот, в/ч 36045.

04.01.66 – 02.09.71

Заместитель начальника политотдела соединения. Северный флот.

02.09.74

Курсы усовершенствования преподавателей общественных наук при Военно-Политической Академии им. В. И. Ленина. г. Москва.

02.09.71 – 30.09.75

Преподаватель кафедры истории КПСС и партийно-политической работы в ВВМУ им. Фрунзе. г. Ленинград.

12.11.75 – 24.09.2011

Старший инженер судоводительского факультета ЛИВТа. г. Санкт-Петербург.

Фотографии

После войны

Из воспоминаний Ворыхалова В. Д.

В апреле 1946 года подал заявление в Высшее Военно-Морское училище в г. Баку. Командование полка меня отпустило учиться. В июне 1946 года в Баку я сдал вступительные экзамены и был зачислен в КВВМУ.  Так как в полку я имел военное звание «старшина» – в училище мне присвоили военное звание (морское) – мичман. В отличие от всех, вместо бескозырки мне вручили офицерскую фуражку и назначили помощником командира взвода, которым я и был до окончания училища. В училище – каждый год практика на Черном море – на учебном корабле «Волга» – 2 и 3 курсы, на крейсерах «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ». На 4 курсе в Севастополе была мичманская практика – дублировали офицеров на эскадренных миноносцах Черноморского флота.

В 1950 году окончил училище, получил лейтенантские погоны и был назначен на Балтику, где прослужил до мая 1953 года. В 1951 г. После одного года было присвоено звание старшего лейтенанта.

В мае 1953 г. По рекомендации Политотдела дивизии Балтийского флота был направлен на учебу в Военно-Политическую Академию в Москве, так как имел 5 летний партийный стаж в КПСС, избирался на ЭМ секретарем парторганизации, имел хорошую служебную характеристику.

Август 1953 – август 1957 г. – слушатель Военно-политической Академии им. В. И. Ленина в Москве. Старший лейтенант – затем с 1954 г. Капитан-лейтенант. Староста группы. Член КПСС с февраля 1946 г.

Окончил Академию с отличием и по собственному желанию был направлен на Северный флот зам. Командира по политчасти эскадренного миноносца «Смышленый» проекта 56. Командир эсминца кап. 2 ранга Гурьянов Ю. Г.

С 1960 по 1965 год – заместитель командира по политчасти Ракетного крейсера «Грозный». С 1966 по 1971 – заместитель начальника политотдела соединения (Северный флот)

С сентября 1971 по сентябрь 1975 года – преподаватель кафедры истории КПСС и партийно-политической работы в ВВМУ им. Фрунзе (г. Ленинград). В 1974 году закончил курсы усовершенствования преподавателей общественных наук при Военно-Политической Академии им. В. И. Ленина (г. Москва).

После увольнения в запас – октябрь 1975 г поступил на работу в Ленинградский институт Водного транспорта (17 ноября 1975 г.) на должность зам. Декана СВФ по воспитательной работе, где и проработал до сентября 2011 г.)

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: