Тахтаров Осман Аметович
Тахтаров
Осман
Аметович
Главстаршина / моторист
26.08.1909 - 27.07.1990

История солдата

Тахтаров Осман  Аметович 26.08.1909г.р. - 27.07.1990 г.

Звание: гл. старшина

Место рождения: Крымская АССР, г. Алушта, Комсомольская, 19
в РККА с 1941 года.

Награждён медалью Ушакова 15.05.1944, медалями "За оборону Сталинграда","За оборону Кавказа", орденом Отечественной войны 2 степени и другими наградами.

Регион Вологодская область
Воинское звание Главстаршина
Населенный пункт: Череповец
Воинская специальность моторист
Место рождения Крымская АССР, г.Алушта
Дата рождения 26.08.1909
Дата смерти 27.07.1990

Боевой путь

Место призыва г.Алушта
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Краснознамённый Черноморский флот 3 ДТКА 2 Новороссийская бригада торпедных катеров АКА 126
Завершение боевого пути 1944
Принимал участие Высадка десанта на Малую землю г. Новороссийск

Наш дед и прадед Тахтаров Осман Аметович родился в далёком теперь уже 1909 году в городе Алушта в Крыму. Его отец погиб во время первой мировой войны, мать воспитала троих сыновей. Рано пришлось начать работать, сначала учеником моториста, а затем он был направлен в школу мотористов  и на Черноморский флот.  

 Службу свою начал юнгой, затем механиком, мотористом в бригаде торпедных катеров. Приходилось служить и на Балтийском, и на Тихоокеанском флотах в звании главстаршины.

 В 1934 торпедный катер, на котором служил наш дед  и прадед Осман Тахтаров завоевал право встретить группу челюскинцев во главе с лётчиком Героем Советского Союза Громовым и доставить их во Владивосток. Это было проделано с такой лихостью, что комбриг пообещал 15 суток командиру и главстаршине. Но пассажиры – челюскинцы поблагодарили команду за отличную слаженную работу, и комбриг простил морякам их удаль.

С 1941 года служил в Севастополе, в Одессе,  в Геленджике,  в Новороссийске, участвовал в боевых операциях в Крыму и на Кавказе, в освобождении Сталинграда. Воевал  на торпедном катере. Был ранен и контужен. Награждён тремя медалями Великой Отечественной войны: медалью Ушакова, медалью за оборону Кавказа и оборону  Сталинграда.

Одной из главных и самых дорогих своих наград всегда считал медаль Ушакова за 7261 за ночной морской бой.

Торпедный катер – это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Прошёл огневое крещение  в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой – необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по береговым укреплениям Новороссийска, обстреливали ракетами фашистские корабли и аэродромы. Торпедные катера вышли на задание. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!» Такую команду передавали немцы, когда замечали наши торпедные катера.

Интересным и необычным было боевое применение первых в истории ракетных катеров, которые начали поступать  на Черноморский флот летом 1943 года. На этих кораблях не было торпед, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с подвешенными к ней 132-мм реактивными снарядами. Именно на таком катере и служил наш дедушка Осман Тахтаров.

С 1944 года Осман Тахтаров был направлен в город Сокол Вологодской области, где и «бросил якорь на берегу реки Сухоны». Долго работал на военном заводе главным механиком. Вёл активную переписку с сослуживцами, командирами Героем Советского Союза капитаном третьего ранга Шенгуром И.П.,  контр - адмиралом Проценко В., Т.вице-адмиралом Лизарским В.А, катерниками Черноморского флота, экипажем ракетного крейсера «Комсомолец Татарии», историко-краеведческим музеем города Геленджика, получил нагрудный знак «Ветеран Краснознамённого Черноморского флота».

А каким он был замечательным человеком! Всегда устраивал что-нибудь необычное для своих дочерей, потом и внуков. Интересовался различными техническими новинками, брался за всё, и всё у него получалось. Всегда с волнением слушал песни о море и о моряках. Очень любил готовить, собирать всю семью. До последних дней своей жизни водил машину и содержал её в образцовом порядке, сохранил военную выправку и морскую походку,  чувство юмора, постоянно откликался на просьбы знакомых и мало знакомых людей.                                                   

Таким он и остаётся в нашей памяти. А свою любовь к морю пронёс через всю жизнь и привил её и нам всем: детям, внукам, правнукам…

««««««««««

Ушёл из жизни  Осман Аметович Тахтаров   в 1990 году,  и провожали  его в последний путь   в День Военно-морского флота под песню «Варяг»…

««««««««««

Воспоминания

Из газеты "Сокольская правда" от от 23 февраля 1968 года № 30 Из статьи В.Аносова «Старшина с торпедного»

«Война Османа Тахтарова застала в Алуште. Он – старшина группы мотористов. Кроме торпед, глубинных бомб, крупнокалиберных пулемётов, на катере появилась новинка – установка для запуска реактивных снарядов – «катюша».
В одну из ночей группа торпедных катеров, в числе которых был и тот, на котором служил Тахтаров, находилась на выполнении задания близ берега, занятого немцами. Гитлеровцы обнаружили корабли. Ночное море рассекли лучи прожекторов, трассирующие снаряды. Катеру с «катюшей» было приказано ударить по берегу, прикрыть своих товарищей.
Ослепительный залп реактивных снарядов. Пуск их был мгновенно засечён вражескими артиллеристами. Около бортов катера от разрыва снарядов вздыбились столбы воды. Маневрируя, катер избегал прямых попаданий. Осколки легко прошивали лишённый брони борт, пробило маслопровод. Один из двигателей заглох, скорость упала. Восемь вражеских торпедных катеров устремились к подбитому советскому катеру, непрерывно стреляя из пулемётов.
Старшина мотористов Осман Тахтаров схватил жгут, плотно замотал им пробитую осколком часть маслопровода. Второй двигатель вновь обрёл силу, а катер - скорость и маневренность.
На базе оставшихся в море катерников считали уже погибшими. Не сразу дали "добро" на вход в родную бухту. Дома они узнали, что их товарищи в ту ночь торпедировали и отправили на дно два крупных фашистских транспорта с военным грузом.
За умелые действия в ночной операции большая группа моряков была награждена орденами и медалями. Был представлен к награждению медалью Ушакова и главный старшина Осман Тахтаров.
Однажды на порт, где базировались катера, налетели фашистские самолёты. Единственное правильное решение - выйти в море. Такая команда обычно и подавалась. Прозвучала она и на этот раз. А на катере половина экипажа была на берегу, в том числе и командир.
Раздумывать было некогда. У пирсов начали рваться бомбы.
- Запускай двигатели! - скомандовал главстаршина Тахтаров. Сам он встал за штурвал и повёл катер из бухты в открытое море.
После окончания вражеского налёта катер, ведомый старшиной мотористов, возвращался к причалу. На месте его стоянки дымились обломки свай, рядом из воды торчали нос и обломки мачты погибшего корабля.
На сохранившейся части пирса стояли командир корабля, с оставшейся на берегу командой, и незнакомые офицеры.
Главстаршина выпрыгнул из тесной рубки катера, приложил руку к мичманке, приготовился к рапорту.
- Не надо, не надо, - совсем по-граждански заговорил один из офицеров с двумя просветами на погонах. Он обнял катерника, поцеловал:
- Спасибо за службу, вы спасли людей и катер!
- Кто же стоял у штурвала? Ведь рулевых на катере не было? - спросил командир.
- Я, товарищ старший лейтенант!
- Вы же моторист. Молодец!…»

Старшая дочь Крупеникова (Тахтарова)Любовь Османовна

Отец рассказывал, как однажды задержались после выполнения боевого задания и пропустили расчётное время прибытия на базу, пароль был сменён.Уже наступила тёмная южная ночь, опознавательных знаков на катере не видно с берега.Сзади обстреляют немцы, впереди свои.Что лучше?Отец предлагает, что уж лучше пусть свои обстреливают, торпедный катер увернётся.И вот, так уворачиваясь, добрались до берега,а там прожектора и свои признали.
Однажды отец был ранен в голову при взрыве на катере, кровь течёт, а он находится в морской воде.Командир кричит:"Только рану зажми рукой!". Отец плавал отлично, мог держаться на воде одними ногами без помощи рук.Это его и спасло, не давал возможности попасть в рану солёной воде и продержался на воде почти сутки.На всю жизнь осталась на голове шишка от ранения и долго выходили из ног осколки...
Однажды, когда волею случая оказался с товарищем на берегу, налетел фашистский самолёт. Причём, летел так низко, что было видно смеющееся лицо немецкого лётчика. Морской берег, укрыться негде, оружия нет. Рядом оказалась какая-то труба, в которую и укрылись они вместе с младшим лейтенантом по фамилии Бублик. А фашист летает, стреляет. Осман кричит товарищу: «Только не останавливайся, ползи, остановишься – смерть!». Вот так, двигаясь, и остались в живых, а фашист расстрелял все патроны и улетел.
Были и случаи с юмором.Однажды случилось достать мешок муки. Папа готовил отлично. Решил испечь для всех блинов. Только,говорит, пока все не испеку, попробовать никому не дам. Не любил, когда из рук выхватывали.И вот печёт, а тут налёт. Все на катера и в море.Вернулись на берег - ни дома, ни блинов, так и не попробовал никто...

Проценко В. Т. Мгновение решает все. — М.: Воениздат, 1973. — 240 стр. — (Военные мемуары).

«Провожаем артиллерийские катера № 116 и № 126, передаваемые в Азовскую флотилию. Командуют ими старший лейтенант Василий Кравцов и младший лейтенант Федор Бублик. Тяжело расставаться с друзьями. Объятия, поцелуи, пожелания боевых успехов. Не знали мы тогда, что с некоторыми из моряков этих катеров мы больше никогда не встретимся.
В составе Азовской военной флотилии наши товарищи не раз прославятся отвагой и мужеством. Они потопят две вражеские самоходные баржи, повредят четыре сторожевых катера. Огнем своего мощного оружия они обеспечат высадку десантов».
«В Керченско-Эльтигенской операции торпедные катера, конечно, не являлись решающей силой. Но они сделали многое и получили высокую оценку командования, хотя условия для их действий были очень трудными.
На первый взгляд наши итоги выглядят скромно: шесть потопленных и три поврежденные БДБ. Куда важнее, что скрывается за этими цифрами: десятки отбитых атак вражеских кораблей и тысячи спасенных благодаря этому пехотинцев. Кроме того, наши катера непосредственно вывезли из Эльтигена и Керчи более тысячи раненых. Помогли мы нашим войскам и доставкой пополнения и боеприпасов. Например, только катерами офицеров Клименко, Петренко, Михайлова, Смехова, Кравцова и Бублика под огнем противника было высажено на плацдармы 1114 человек и выгружено 17 тонн боеприпасов. И это на самых маленьких 16-тонных кораблях, которым пришлось для выполнения этой задачи сделать в среднем по 10 огненных рейсов.
Вот всеми этими показателями и характеризуется боевая деятельность торпедных катеров в этой сложной десантной операции.»
«На отходе из района боя поврежденный катер Опушнева и охранявший его артиллерийский катер Бублика тоже оказались в критическом положении. Реактивные снаряды и пулеметные патроны у них были израсходованы, а хода, как ни старались мотористы, больше двадцати узлов дать не могли. Три сторожевых катера противника, видимо, поняли это и бросились в погоню, с каждой минутой сокращая дистанцию. Что делать? Петр Мироненко, повернувшись к Бублику для очередного доклада, больно ударился ногой об острый край глубинной бомбы. И тут же обрадованно вскрикнул:
— Товарищ командир, прошу прибавить ход и перейти на зигзаг.
А сам уже переставлял рычажки взрывателей на бомбах.
Бублик понял мысль боцмана. Катер стал вычерчивать зигзаг, а за корму полетели бомбы с установкой глубины взрыва 10 метров. Перед самым носом вражеских кораблей с грохотом, шипением взметнулись холмы вспененной воды. Это было так ошеломляюще, что гитлеровцы немедленно повернули на обратный курс и скрылись из видимости.
Наши катера благополучно прибыли в Евпаторию. 25 апреля катера Рогачевского, Опушнева и Бублика в районе мыса Херсонес потопили БДБ.»
«Как раз в тот вечер младший лейтенант Федор Бублик докладывал мне о том, что сделали их катера с «катюшами» за время пребывания в Азовской флотилии и в 1-й бригаде. За четыре месяца действий на Азовском море два наших «ремесленника» — катера, построенные на средства, собранные учащимися трудовых резервов, — провели более 20 боев. Обстреливали «катюшами» переправу на Пересыпи, объекты у Ново-Вознесенска, вместе со сторожевыми катерами вели бои с БДБ и катерами противника, при этом несколько из них были потоплены, а остальные повреждены. Обеспечивали высадку десанта у Мариуполя, а затем на Керченский полуостров в районах Глейки и Жуковки. Здесь катер Бублика получил сильные повреждения и был отправлен на ремонт, а катер Кравцова погиб. За время действий в 1-й бригаде из Ялты отремонтированный катер Бублика участвовал в каждом походе, прикрывая огнем «катюш» торпедные катера, вел бои с вражескими кораблями. Он потопил фашистский сторожевой катер, а трем нанес сильные повреждения.
— Во всех боях матросы и старшины катера действовали отлично! — закончил доклад Бублик.
— Погодите, я слышал, что половина ваших людей перенесли ранения. Почему вы об этом не сказали? — спросил я.
— Так они же не дуже тяжелые и обходились без госпиталя, — ответил Бублик.
Соболев только качал головой и улыбался.
Докладывал командир перед моряками своего экипажа, выстроившимися на узкой палубе впереди командирской рубки. В порядке старшинства стояли боцман Мироненко, старшина группы мотористов Тахтаров, мотористы Дуров, Коновалов и Тищенко, радист Острейчук, артиллеристы Генюк, Громов и Марченко.
По моему указанию командир катера доложил о боевых заслугах каждого моряка.
По глазам находящихся в строю и по тихому гулу за спиной я видел и чувствовал справедливость оценок и, когда Бублик закончил доклад, поздравил каждого с соответствующей правительственной наградой.
Пожимая крепкие руки моряков, я слышал громкое «Служу Советскому Союзу!» и вкрадчивый шепот: «А командиру нашему что?»
Приказываю командиру катера выйти из строя.
— За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные доблесть, геройство и мужество младшего лейтенанта Федора Павловича Бублика представляю к награждению боевым орденом Красного Знамени и к присвоению звания лейте...

Награды

За оборону Кавказа

За оборону Кавказа

медаль Ушакова

медаль Ушакова

За оборону Сталинграда

За оборону Сталинграда

Фотографии

Севастополь,1932 год, Осману Тахтарову 23 года

Севастополь,1932 год, Осману Тахтарову 23 года

Севастополь,1932 год, Осману Тахтарову 23 года

Севастополь,1932 год, Осману Тахтарову 23 года