Сергеев Сергей Михайлович
Сергеев
Сергей
Михайлович
Капитан 1 ранга
1897 - 1978

История солдата

Я очень хочу, чтобы имя Сергеева (Ростовцева - Слепнёва) Сергея Михайловича было навечно вписано в Бессмертный Полк защитников Отечества. Боевой офицер, участник войны в Испании в 1937 - 1939 годах под именем  Дон Корнели Гуардия Лопес, начальник штаба дивизионных миноносцев Испанской Республики, Сергеев Сергей Михайлович  участвовал в  Великой Отечественной войне с  1941 года. Капитан 1 ранга, кадровый военный морской офицер, Сергеев С.М.  совершил беспримерное и опасное кругосветное плавание на крейсере-ледоколе "А.Микоян", вывел корабль из Черного моря и доставил его к берегам Дальнего Востока.

Это было сложное задание Главного Морского штаба страны. Но капитан справился! Через 3 океана, через бури и штормы, под вражеским огнём капитан 1 ранга, Сергеев С.М., привёл корабль в родной порт.

Когда дед вышел в отставку, он бесконечно рисовал горящее море и корабли. А ещё он мастерил маленькие модели крейсеров и шхун, парусников и ботиков. Макеты выглядели настоящими и плыли всё моё детство на недоступно высоких полках рабочего секретера деда, где помимо всего прочего стоял старый бледно-лимонный  глобус с медным ободком, висел бинокль, лежали карты, компасы, линейки…

Он происходил из семьи потомственных военных: и его отец, и его дед, и прадед -  служили России. Отец, полковник царской армии, Ростовцев-Слепнёв Михаил Сергеевич, закончил Академию Генерального штаба,  участвовал в 3 войнах: в Балканской, Японской и Первой Мировой. Мой прадед был тоже награждён почётным Георгиевским оружием, имел ордена и медали за отважное и верное служение Родине, его любили солдаты. Его сына,капитана 1 ранга Сергеева Сергея Михайловича, тоже любили его матросы, верили ему и им гордились - ещё бы! - ведь он воевал за республиканскую Испанию - вся грудь в орденах.








 

Я не часто видела моего деда, но всё моё  детство и все мои университетские годы на моём письменном столе стояла его фотография, та, которую я хочу поместить на этом сайте рядом с  его именем.

 Вечная память Сергееву Сергею Михайловичу.

 Я  горжусь моим дедом и очень хочу, чтобы как можно больше людей прочитали  и узнали о нём.

Регион Москва
Воинское звание Капитан 1 ранга
Населенный пункт: Москва
Место рождения г. Санкт-Петербург
Дата рождения 1897
Дата смерти 1978

Боевой путь

Сергеев Сергей Михайлович (родился в 1904 году (1897 году ?) - участник Гражданской войны в России 1918−1922/1923.

В 1929 году, в качестве командира минного заградителя «Сильный»  участвовал в высадке десанта во время конфликта на КВЖД.

Сергеев С.М. был награжден Василием Блюхером почетным революционным оружием.

Во время Гражданской войны в Испании 1937-1939 годы Дон Корнели Гуардия Лопес, он же военный моряк — доброволец Сергеев Сергей Михайлович –  выполнял свой интернациональный долг в качестве начальника штаба дивизиона миноносцев Испанской республики, командовал  флотилией эскадренных миноносцев, сражался с фашистами. Двумя боевыми орденами и медалью отметила Родина его заслуги в сражениях за далекую Испанию. Был у него и орден Испанской Республики.

После возвращения на Родину,  капитан 2 ранга С.М. Сергеев работал в группе специалистов по приемке боевых кораблей от промышленности сдаточным капитаном.

С марта 1939 года до 1 июля 1941 года командовал эскадренным  миноносцем  «Быстрый» в Севастополе ...

С июля 1941 года командовал только что рожденным на стапелях Николаева новым мощным ледоколом «А. Микоян». Капитан второго ранга Сергеев С.М. превратил его в крейсер, вооружил, скомплектовал команду и сражался под Одессой, а затем получил важное правительственное задание вновь превратить крейсер в мирный ледокол, разоружить его и  привести его в Северодвинск (бывший Молотовск). У командира Сергеева С.М имелся приказ –  взорвать и затопить судно в случае безвыходной ситуации. И об этом приказе знал весь экипаж. Это был потенциальный  «Варяг».

Начинается беспримерная история кругосветного плавания крейсера-ледокола «А. Микоян»…

Корабль шёл через штормы, торпедные атаки, минные поля, сквозь районы, кишевшие рейдерами и подводными лодками, искусно используя маскировку, хитрость, маневр, туманы, ложное вооружение и русскую смекалку — все, чтобы выиграть этот трудный поединок без оружия. Советские моряки его выиграли, и заслуга в этом командира легендарного корабля – крейсера – ледокола «Микоян»  Сергея Михайловича Сергеева.

            В советском Военно-Морском флоте это было единственное кругосветное плавание (кроме атомных подводных лодок), и было оно совершенно во время войны в 1941-1942 гг. черноморским вспомогательным крейсером «Микоян» (бывший линейный ледокол) под командованием  капитана 2 ранга С.М. Сергеева.

Корабль вышел из Чёрного моря, шёл через Эгейское  и Средиземное моря, прошёл через Суэцкий канал, попал в Индийский океан, но на Индийском и Тихом океане  Япония вела боевые действия против  Англии и США. Кратчайший путь на Дальний Восток для «Микояна» стал практически невозможным. В этих условиях капитаном было принято решение идти на юг, в Кейптаун, и далее на запад, к родным берегам.

1 февраля 1942 года «Микоян» вновь вышел из Хайфы, держа курс на кенийский порт Момбаса. Дальнейший путь проходил через порты Дурбан, Кейптаун, Монтевидео, Пуанта-Аренас  в Магеллановом  проливе, чилийские Коронель, Лота, Вальпараисо, перуанский Кальяо, панамский Бильбао, американские Сан-Франциско и Сиэтл.

В Сиэтле американцы отремонтировали корабль и основательно вооружили. Из Сиэтла  корабль направился дальше, в Кодьяк, Датч-Харбор и  9 августа 1942 года вошел в бухту Провидения. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено.

До 60-х годов этот поход  имел гриф  «секретно».

Сергеев Сергей Михайлович получил звание капитана 1 ранга и орден «Красное Знамя» и орден Ленина.

14 августа 1942 года   С. М. Сергеев отбыл во Владивосток, где принял боевой корабль.

С сентября 1942 года был назначен Старшим Уполномоченным Постоянной Комиссии ВМФ по приёмке новых военных кораблей. 14 августа 1942 года был назначен командиром боевого корабля Тихоокеанского флота. 
С сентября 1942 года работал Старшим Уполномоченным Постоянной приемной Комиссии ВМФ по приёмке новых военных кораблей, затем служил в составе Амурской военной флотилии, был начальником инспекции 3-го отдела Управления боевой подготовки Главного морского штаба.
Участвовал в советско-японской войне с августа по сентябрь 1945 года.
После войны служил на Северном флоте командиром - капитаном по приёмке военных кораблей. Вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.


 










 

Воспоминания

Из записок Сергеева С.М. (я редактировала, но стиль сохранён)

В 1941 году, в ноябре месяце, дед получил задание Главного Морского штаба СССР: прорваться через Эгейское море, пройти мимо военно-морских баз противника и выйти к восточным портам наших союзников на Средиземном море. Прорыв надо было совершить скрытно, корабль ни в коем случае врагу не сдавать, а взрывом потопить, экипажу в плен не сдаваться. Это был приказ.
По тому же приказу корабль Деда, боевой крейсер «Микоян», ещё в Константинополе был полностью разоружён и уже как ледокол должен был проделать этот, мягко сказать, нелёгкий, опасный путь. В то время все острова в Эгейском море находились в руках итало-фашистских военно-морских сил. Командир операции – капитан первого ранга полковник Сергей Михайлович Сергеев – Ростовцев - Слепнёв (мой Дед!) знал, что противник догадывается о возможности прорыва советских кораблей в Средиземное море. Положение было тягостное: экипаж должен был выполнить задачу прорыва, не имея никаких боевых средств, то есть, на корабле не было оружия, кроме охотничьего ружья деда.
Личный состав был разделён на две группы: группа затопления, которая при безвыходном положении для корабля, по соответствующей команде с мостика, должна была взорвать и потопить корабль. Другая часть экипажа – группа сопротивления, они должны были в случае возможной попытки противника силой захватить корабль вступить с фашистами в рукопашный бой, используя как оружие пожарный инвентарь, топоры и ножи. Все прекрасно понимали и отдавали себе отчёт, на что они идут и что их ожидает, и были готовы на всё.
Шли ночами, а днём отстаивались у турецких пустынных берегов и многочисленных мелких островов. Погода благоприятствовала – ветер, мгла, плохая видимость. На третьи сутки после выхода из Эгейского моря у острова Родос корабль был обнаружен противником и тотчас же атакован группой торпедных катеров и двумя самолётами. Избивали безоружного. Корабль деда мог ответить на удары только маневрами. От торпед удалось уклониться, а артиллерийский огонь малокалиберных пушек катеров и самолётов серьёзных повреждений принести кораблю не мог: толстую обшивку ледокола снаряды не пробивали. Фашисты стали стрелять по надстройкам, по капитанскому мостику. Корабль начал гореть, матросы вступили в бой с огнём. Израсходовав весь свой боезапас, торпедные катера и самолёты убрались восвояси, оставив кораблю 500 пробоин и раненых матросов. Усилившийся ветер и мгла дали возможность скрыться среди островов турецкого берега и за одну ночь, не смотря на бешеную нечеловеческую усталость, дойти до острова Кипр под защиту артиллерийской батареи английской военно-морской базы. Дальше путь корабля лежал к берегам Палестины.
И опять тяжёлое испытание. В порту Хайфа в Палестине возник грандиозный пожар. Взорвался английский гружённый нефтью танкер «Феникс». Он подорвался на магнитной акустической мине итальянского происхождения, сброшенной во время налёта фашистских самолётов. Взрыв разломал танкер пополам, густая и ленивая нефть быстро расползлась по акватории порта. Она горела. Горело море, бесконечно горела негорящая вода. Огонь перекинулся на все соседние корабли. Загорелся и корабль деда. В порту началась паника. Команды коммерческих кораблей бросали свои суда и бежали на берег. Английское командование портом тоже растерялось, забыв принять меры по спасению людей и кораблей. Это были страшные часы и минуты: огнь, удушающий горячий дым и рвущиеся бензозапасы на горящих танкерах. Матросы по приказу командира корабля капитана 1-ого ранга, моего деда, сумели потушить пожар на ледоколе и вывести его из бунтующей воды. Более того, экипаж советского ледокола спас жизнь солдатам английской зенитной батареи и помог другим кораблям. Английское командование благодарило и восхищалось мужеством поведения и морской лихостью офицеров и матросов бывшего боевого крейсера, а теперь ледокола «А.Микоян»...



Когда дед вышел в отставку, он бесконечно рисовал горящее море и корабли. А ещё он мастерил маленькие модели крейсеров и шхун, парусников и ботиков. Макеты выглядели настоящими и плыли всё моё детство на недоступно высоких полках рабочего секретера деда, где помимо всего прочего стоял старый бледно-лимонный глобус с медным ободком, висел бинокль, лежали карты, компасы, линейки…
Он происходил из семьи потомственных военных: и его отец, и его дед, и прадед - служили России. Отец, полковник царской армии, закончил Академию Генерального штаба, участвовал в 3 войнах: в Балканской, Японской и Первой Мировой. Был тоже награждён почётным Георгиевским оружием, имел ордена и медали за отважное и верное служение Родине. Его любили солдаты. Сына тоже любили его матросы, верили ему и им гордились - ещё бы! - ведь он воевал за республиканскую Испанию - вся грудь в орденах.



Я не часто видела моего деда, но всё моё детство и все мои университетские годы на моём письменном столе стояла его фотография, та, которую я хочу поместить на этом сайте рядом с его именем.
Вечная память Сергееву Сергею Михайловичу.



Награды

Ордена и медали Капитана 1 ранга Сергеева С.М.

Ордена и медали Капитана 1 ранга Сергеева С.М.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: