Лукашевич Борис Иванович
Лукашевич
Борис
Иванович
майор

История солдата

Борис Иванович Лукашевич, мой дед, родился 13 сентября 1923 года в Луге. Отец Бориса Ивановича, Иван Осипович, был железнодорожником, работал мастером пути на участке Луга-Ленинград. После смерти отца десятилетний Борис с мамой Евдокией Андреевной переехал в Череповец. Учился в череповецкой средней школе № 2. Война застала Бориса буквально на школьной скамье: он только успел закончить девятый класс (аттестат о среднем образовании Борис Иванович получит уже после войны в вечерней школе при Иркутском Доме офицеров). И с первых дней войны Борис в армии. В 1941 году прошёл ускоренный курс обучения в Архангельском военно-инженерном училище, после окончания которого в том же сорок первом отправился на фронт. На фронте был назначен командиром сапёрного подразделения железнодорожных войск. Воевал на Южном, Ленинградском, Прибалтийском фронтах. О молодом лейтенанте не раз писали фронтовые корреспонденты.

Вот пожелтевшая от времени газетная вырезка сорок третьего года. Там рассказано о том, как на приильменской земле взводу Лукашевича было приказано разминировать подходы к железнодорожному мосту и обеспечить проходы для технической разведки. Борис Иванович обезвреживал самые хитроумные мины, очень опасные прыгающие мины и обучал этому своих бойцов. За несколько часов минёрами было извлечено более двухсот мин. После разминирования подступов к мосту бойцы принялись за осмотр русла реки. Немцы вморозили в лёд сотни мин в надежде на то, что со вскрытием реки они поплывут на мост и взорвут его. Разминирование путём обезвреживания отдельных мин срывало сроки выполнения задания. Надо было спешить, и находчивый лейтенант приказал уничтожать мины мелкими зарядами тола. Дальше пишет фронтовая газета: «Офицер, которому только что минуло 20 лет, воспитанник Ленинского комсомола, он к тому времени имел приличный военный опыт. На подступах к Таганрогу и Ростову лейтенант не раз ходил делать проходы во вражеских минных полях. Сотни мин он обезвреживал под огнём противника, нащупывал их в ночной мгле. Десятки минёров подготовил лейтенант Лукашевич, десятки продолжает обучать».

Сослуживцы говорили: «Он был минёром от бога». Вот что рассказывал о фронтовом товарище уже в наши дни газете «Военный железнодорожник» ветеран железнодорожных войск, полковник в отставке Владимир Андреевич Казимирчук:

«Дело было на участке Старая Русса-Дно. Наши бойцы нашли брошенный немцами в спешке миномёт. Трофей погрузили в грузовик, там же разместился взвод солдат. Вот-вот грузовик должен был тронуться с места – команда уже поступила. Но тут что-то показалось Лукашевичу неладным в этом трофее. Борис Иванович задержал грузовик. Все были удивлены. Чутьё не подвело. Оказалось, что в стволе миномёта застряла мина. От любого толчка она могла бы взорваться, а машина была битком набита людьми».

А вот ещё случай, произошедший в 1942 году. Гитлеровцы заложили под большой железнодорожный мост мощный минный заряд. Он был сделан настолько хитроумно, что обезвредить его, перекусив контактные провода, было невозможно. Любое прикосновение минёра – взрыв. Конечно, по мосту могли ходить люди, даже машины, но если пойдёт поезд… Тогда Борис Иванович вышел на поединок со смертью. Многие часы он провёл возле мины-ловушки. Всё осмотрел, всё взвесил. Мину окопали, а потом взорвали. Минёр Лукашевич рассчитал всё точно – заряд ударил в сторону от моста. Через сутки к фронту пошли поезда.

После войны Борис Иванович продолжил службу в железнодорожных войсках, разминировал шахты Донбасса.

10 августа 1948 года женился на Смирновой Марксане Андреевне, моей бабушке. Она на тот момент работала в детском саду в Череповце и заочно училась в Ленинградском пединституте имени Герцена. После свадьбы началась кочевая жизнь семьи военнослужащего: Украина, Восточный Казахстан, Иркутск, Монголия. Последнее место службы – Красноярский край, станция Саянская, где в то время шло строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Трагедия произошла 8 мая 1964 года. Вот как об этом рассказала тогда газета «Красноярский рабочий»:

«У Чёрного мыса, что вклинился на 339-ом километре трассы в строптивую Ману, образовался мощный ледяной затор. Река начала выходить из берегов. Она отрезала от Большой земли таёжный посёлок Большой Шир, затопила автостраду, связывающую глубинные районы гор, а строителей магистрали – с пунктами снабжения. Создалась угроза размыва железнодорожного пути. Вдоль берегов реки скопилось огромное количество сплавной древесины, которую вода могла увлечь за собой и бросить в слепой ярости на мосты и дамбы, на прибрежные посёлки.

По аварийной тревоге из Саянской выехал отряд подрывников во главе с майором Б.И. Лукашевичем. Борис Иванович набросал порядок работ, расставил людей. Одни занялись подготовкой зарядов, другие подносили их. Для установки зарядов Борис Иванович взял себе в помощники капитана В.И. Шмелёва.

Над рекой загремели взрывы. Они эхом перекатывались по долине и замирали далеко в горных распадках.

А лёд непрерывно надвигался. Полуметровой толщины глыбы громоздились одна на другую. Вначале подрывали накладными зарядами отдельные льдины, потом решили опускать фугасы на шестах в воду для усиления взрыва.

Вот установлен и закреплён в проране очередной шест, на этот раз с крупным зарядом. Подожжён шнур. Но в это время льдины сдвигаются, шест падает, быстрое течение увлекает его под лёд, по направлению к берегу. Туда, где река лижет тело насыпи, где виднеются опоры контактной сети. А ближе волны перекатываются через затопленный автодорожный мост и устремляются к железнодорожному мосту.

Ещё миг – и шест исчезнет под ледяным полем. А затем последует взрыв, может быть, под одним из этих мостов, там, где люди.

Для Бориса Ивановича потребовалась доля секунды, чтобы принять решение. Он бросается к проруби. Схватив конец ускользающего шеста, он ставит его на место. Шмелёв в отчаянии. Он следит за хронометром и видит – пошли последние секунды. Помочь он уже не смог. Раздался взрыв...

Нет, Мана не торжествовала. Взрыв прозвучал как победный салют мужеству человека, отдавшего свою жизнь, но не отступившего перед опасностью, которая грозила дороге, строителям».

Указом Президиума Верховного Совета СССР коммунист майор Б.И. Лукашевич посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. По решению Совета Министров СССР его именем назван один из разъездов линии Абакан-Тайшет. Теперь это станция. Недалеко от пассажирского здания станции Лукашевич стоит обелиск. В память о подвиге, который совершил советский офицер, отважный коммунист. На станции Саянской вырос большой посёлок. И в посёлке Саянском есть улица имени Лукашевича. А на другой улице стоит дом, в котором жил Борис Иванович и в котором в тот трагический день его ждали жена и две дочки - Галочка и Леночка.

Борис Иванович прошёл всю войну. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Свою жизнь Борис Иванович посвятил служению Родине. Он не просто жил, он строил жизнь, менял её к лучшему. На службе неоднократно вносил рационализаторские предложения, которые не оставались на бумаге, а имели практическое применение. Он всегда осваивал что-то новое, любил технику, не переставал учиться сам и обучал других. Закончил Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). За достижения и успехи на службе, за самоотверженный труд награждался почётными грамотами, значками «Отличный восстановитель», «Электрификация Москва-Байкал», «Абакан-Тайшет» (последний памятный значок семье прислали после гибели Бориса Ивановича). Офицер Лукашевич погиб в мирное время при выполнении служебного задания.

Похоронили Бориса Ивановича в Череповце. Под торжественные залпы воинского оружия.

Я никогда не видела своего деда. Он погиб в 1964 году, а я родилась в семьдесят пятом. Но с детства я знала о его подвиге, слышала рассказы о нём от своих родных – бабушки, Марксаны Андреевны, мамы, Галины Борисовны и тёти, Елены Борисовны. Рассказывают они не только о его подвиге, но и о том, каким человеком он был – находчивым, честным, ответственным, каким был любящим и заботливым мужем и отцом, о том, как возил их летом на Чёрное море, а на новогодние праздники всегда привозил живую ёлку. Гирлянды мастерил из крохотных лампочек, которые сам же и раскрашивал. Однажды сделал для Галки костюм ёлочки, с лампочками, на батарейках. И когда на детском утреннике почему-то не зажглась большая ёлка, то, под радостные крики детей «Ёлочка, зажгись!», замигала разноцветными огоньками Галочкина «ёлочка». И стояла Галочка в центре зала, рядом с большой новогодней елью, в своём удивительном костюме, который её папа сделал своими руками.

Любил Борис Иванович записывать на магнитофон «Днепр» семейные праздники, например, «Ужин семьи Лукашевич», или Новый год, где старшая, Леночка, рассказывает отрывок из «Ревизора», а младшая, Галочка, читает стихи, которые выучила с отрывного календаря, а потом девчонки поздравляют родителей и гостей с Новым годом от имени Деда Мороза и Снегурочки.

И благодаря этим записям я могу сейчас слышать весёлый голос своего деда, молодой голос моей бабушки, детские голоса моих мамы и тёти, бой новогодних курантов наступающего 1964 года - года, который окажется таким трагическим для нашей семьи.

О человеке, муже, отце, деде Борисе Ивановиче будет помнить наша семья, об офицере Лукашевиче будут помнить люди, узнавшие о его подвиге из музейных материалов, прочитавшие о нём в газетах, в книге о железнодорожных войсках (авторы Косович С.С. и Филимонов А.М.) «Советские железнодорожные» и в книге «Восточно-Сибирская электрическая» (Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1972 г.).

Регион Вологодская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Череповец

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: