Ковалев Григорий Ефимович (стоит)
Ковалев
Григорий
Ефимович
(стоит)
старшина

История солдата

Мой дед служил во Втором отдельном тяжелом понтонном полку. Он ушел из жизни когда мне было 6 лет. О войне он мне ничего не рассказывал. Но вот что я нашел в сети о его полку.

Формировался 2-ой ОТПП в течении июня-сентября 1936 года в селе Будунда Благовещенского района Амурской области Хабаровского края на базе роты 16 понтонного батальона 12 стрелковой дивизии под командованием майора Русакова Дмитрия Александровича. Первый приказ по части был издан 6 июня 1936 года. Эта дата стала днем ее рождения, 3 марта 1941 года полку было присвоено условное наименование – 16922.

2-ой полк дислоцировался на реке Зена и считался лучшей из инженерных частей на Дальнем Востоке, когда 16 сентября 1943 года по приказу ставки Верховного Главнокомандования отбыл в распоряжение 3-го Украинского фронта, получив приказ обеспечить переправу на р. Днепр в районе г. Днепропетровск. Для того, чтобы перебазировать полк в составе двух батальонов, технической роты и зенитно-пулеметной роты прикрытия потребовалось 11 эшелонов с 4-осными платформами. На подступах к г. Днепропетровск враг при отходе в ряде мест взорвал железнодорожные пути, и понтонерам вместе с железнодорожниками приходилось их восстанавливать. С 5 по 12 ноября часть эшелонов прибыла в Нижне-Днепровск.

Потребовалось 129 часов, чтобы обеспечить круглосуточную разгрузку техники, кроме того, необходимо было собрать конструкции и навести тяжелый железнодорожный мост через р. Днепр, поскольку все мосты в районе г. Днепропетровска были уничтожены немцами.

Мост длиной 650 метров был наведен за 2 часа и 45 минут и, немедленно в интервале 15-20 минут по нему пошли эшелоны с танками, тяжелой артиллерией, боеприпасами и продовольствием- всем, что необходимо было трем Украинских фронтов для наступления по всему театру боевых действий. Переправа охранялась тремя противовоздушными дивизиями и действовала 30 суток. За это время по ней было пропущено 1576 железнодорожных составов, 68800 вагонов, 3640000 тонн грузов, 189000 единиц автотракторного парка.

Район переправы 30 ноября 1943 года посетили заместители НКО СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, командующий 3-м Украинским фронтом генерал армии Р.Я. Малиновский. Выполнение боевой задачи проходило в экстремальных условиях. Начавшийся 11 декабря ледоход сорвал мост с обоих берегов. Спасло положение то, что ниже взорванный железнодорожный мост своими фермами задержал несущуюся по реке переправу с танками и другими военными грузами. Потребовалось 19 суток, чтобы извлечь мост изо льдов и передать в ремонт на завод им. Петровского (в мирное время это потребовало бы 2-3 месяца). За успешное выполнение боевой задачи на берегах р. Днепр маршалом инженерных войск Воробьевым всему личному составу части была объявлена благодарность, 215 воинов были награждены орденами и медалями.

По окончании ремонта парк полка железнодорожными эшелонами переправили в г. Запорожье и ниже плотины спустили на воду. Собрав его в паромы, своим ходом понтонеры отбыли на юг в район Трихаты. С ходу в районе этого села 5 мая 1944 года был наведен наплавной железнодорожный мост общей длиной в 340 метров, после чего железнодорожный составы с военной техникой кратчайшим путем последовали в г. Одессу. Полк по своей инициативе подобрал брошенный немцами парк в Бугском лимане и навел из него переправу на р. Ингулец.

Яркой страницей в истории части стало активное ее участие в Ясско-Кишиневской операции советских войск. Техника полка в сложных и опасных условиях прошла своим ходом по Черному морю к Днестровскому лиману. 2-ой батальон под командованием капитана Никитина К.А. получил боевую задачу: навести железнодорожный мост через гирло Днестровского лимана в 150-200 метрах от берега Черного моря в районе п. Затока. Ширина этой водной преграды для парка СП-19 невелика, всего 155-160 метров, но глубина ее в районе наводки моста достигала 25-30 метров. При этом на уровень водного зеркала значительное влияние оказывала близость моря, его приливы и отливы, нагоняемая и сгоняемая ветром вода, особенно при штормовой погоде. Все это требовало постоянного внимания к переходным частям моста.

Для прочного удержания моста в своей оси были использованы морские якоря весом от 1,5 до 2,5 тонн вместо штатных якорей парка СП-19, а вместо якорных цепей тросы 17-19 мм. В период разгрузки парка с платформ на воду и сборки паромных конструкций одна из них под командованием старшего сержанта Ананьева 6-ой роты, собранная в числе первых, была направлена в г. Овидиополь. По ней в г. Белгород- Днестровский был переправлен один из госпиталей со всем его имуществом и рядом других военных грузов.

Несмотря на все трудности, железнодорожный мост через гирло Днестровского лимана под грузы в 120 тонн был наведен 23 августа 1944 года и эксплуатировался до ноября 1944 года. За это время через переправу прошли сотни паровозов, 40930 вагонов, около 3000 автомашин. Таким образом, стальная колея пошла дальше на запад, а мост давал возможность надежно обеспечивать всем необходимым войска 3-го Украинского фронта для успешного завершения Ясско-Кишиневской операции и дальнейшего продвижения на территорию Румынии и Болгарии. В то время это имело исключительно большое значение, так как все другие железнодорожные мосты через р. Днестр были взорваны и еще не восстановлены.

После успешного выполнения боевой задачи остались незадействованными 6-я понтонная рота и часть парка 8-ой понтонной роты. С развитием успеха Ясско-Кишиневской операции войска 3-го Украинского фронта вышли к р.Дунай в ее нижнем течении, освободили города Измаил и Рени, форсировали Дунай и вступили на территорию Румынии. Возникла необходимость устройства переправ через Дунай переправочными средствами фронтового подчинения, так как все армейские и корпусные инженерные части ушли вперед с наступающими войсками.

Командование полка получило приказ обеспечить постоянные переправы через Дунай в районе городов Измаила и Тулча на территории Румынии для обеспечения наступления в сторону Балкан, освобождения Румынии, Болгарии и вступления на территорию Югославии.

Командиру 6-ой понтонной роты старшему лейтенанту Богданову К.В. был дан приказ под руководством лоцмана с картой морской обстановки выйти из Днестровского лимана в Черное море и своим ходом пройти в один из рукавов Дуная – Килийское гирло, подняться вверх по этому рукаву, повернуть выше г. Измаила в Сулинское гирло и опуститься вниз по течению до города Тулча, где нужно обеспечить устройство мостовой переправы под 30-тонные грузы. 6-ой роте передавался один 30-тонный паром из 8-ой роты под командованием старшего сержанта Кузнецова.

Паромы 6-ой роты в количестве 6 единиц в начале сентября вышли из Днестровского лимана и к исходу дня вошли в устье Килийского рукава, достигнув поздно вечером г. Вилково. До устья Килийского гирла колонну парка сопровождали тральщик и два катера типа «Морской охотник». Марш прошел успешно. Достигнув Тульчи, рота перебрала все понтоны из 60- тонной конструкции в 30-ти тонную и приступила к наводке моста под грузы. Не обошлось и без трудностей. Ширина Сулинского рукава в районе устройства мостовой переправы превышала 200 метров, а рота наличным составом парка СП-19 в количестве 9 единиц могла перекрыть только 171 метр. Из другой фронтовой инженерной части был доставлен переправочный парк НЛП, средствами которого и была перекрыта остальная часть водного зеркала со стороны правого берега рукава.

1-й понтонный батальон под командование майора Фалина П.И., штаб полка и все подразделения обеспечения продолжали оставаться на реке Южный Буг в районе с. Трихаты до завершения Ясско-Кишиневской операции и выхода войск фронта на р. Дунай, когда срочно потребовались переправочные средства.

В конце августа 1944 года полк без 2-го батальона получил приказ начальника инженерных войск 3 Украинского фронта о передислокации с Южного Буга на Дунай. Для выполнения задачи полку придавались морские буксиры, тральщики и катера противоминной обороны, так как в водах Днестровского-Бугского лимана и Черного моря было много мин. Погрузив все имущество тыла, ремонтно-транспортные средства, штаб полка сформировал 4 колонны, каждую из которых тянул морской буксир. Достигнув устья Килийского рукава, далее батальон двигался своим ходом до Измаила, а третья рота, повторив путь шестой роты, прошла к г. Тульча. Все паромы первого батальона были собраны в конструкции под 60-тонные грузы.

Полк получил новую боевую задачу: обеспечить наплавную мостовую переправу под грузы в 60 тонн через Килийское гирло в г. Измаил и такую же переправу в районе Тульчи через Сулинское гирло. Поэтому с подходом 3-й роты в Тульчу, шестая рота срочно развела мост, произвела переборку паромов из 30-тонной конструкции в 60-тонную. Совместными усилиями была обеспечена мостовая переправа через Сулинское гирло под гужевые и автомобильные грузы. Остальные подразделения 1-го батальона обеспечили устройство такой же переправы через Килийское гирло в районе г. Измаил. Для всех армейских грузов был открыт сквозной путь на южное крыло фронта. Оба моста действовали до конца октября 1944 года.

Полк получил новую боевую задачу: развести оба моста на Дунае и совершить марш по реке до территории Венгрии. 31 октября и 1 ноября оба моста были разведены. Марш вновь предстояло совершить с помощью буксиров. Были образованы колонны паромов в 60-тонной конструкции поротно на тросовых сцепках. Первой выходила 2 ноября 1944 года колонна шестой роты. Буксировал ее румынский дизельный буксир «Жиул» мощностью 1200 лошадиных сил. Вслед за ней шла колонна третьей роты на буксире, а за ней другие роты 1-го батальона. В шестой ротой шел взвод зенитных ДШК зенитно-пулеметной роты и часть взвода разведки полка под командой младшего лейтенанта Клименко.

Праздник 7 ноября 1944 года личный состав шестой роты встретил на рейде р. Дунай в болгарском городе Руса. Марш роты и батальона на буксирах до переката «Железные ворота» проходил нормально. В свое время на этом перекате для проводки судов идущих вверх по р. Дунай, у правого берега был сооружен канал длиной 1600 метров и шириной 30-35 метров. Скорость течения в канале достигала 30 метров в секунду. По материковому берегу канала был проложен железнодорожный путь, по которому курсировал паровоз, предназначенный для буксировки судов по каналу. Каравае шестой роты был поделен пополам, т.е. по три парома, заведен буксирный трос от паровоза на буксир- и благополучно миновал канал. Но при выходе из канал, когда был отдан буксирный трос, заглох один дизель на «Жиуле», и весь караван потянуло обратно в канал, что грозило большой аварией. Спасла аварийное положение команда, обслуживающая канал. Вновь был подан трос на буксир и паровоз удерживал караван в канале до запуска второго дизеля на буксире. Вторую часть каравана тянул через перекат уже другой, более мощный буксир в 2400 лошадиных сил, который провел оставшиеся паромы.«Железные ворота»- очень коварный перекат. Там по растерянности рулевого был потоплен даже бронекатер Дунайской флотилии. Такая же участь при проводке одной из рот 1-го батальона постигла полуглиссер с личными вещами комбата майора Фалина.

Не менее опасным был перекат у г.Оршево, выше по течению г. Турку-Северин. Для проводки каравана шестой роты через этот перекат вновь был вызван мощный буксир в 2400 лошадиных сил. Чтобы наши катера не залило водой от колес буксира, пришлось между судном и караваном ввести большую деревянную баржу с грузом, а люки рубок и отсеков на наших катерах наглухо задраить. Течение на перекате очень сильное, так что на его преодоление требовалось много времени.

В столицу Югославии г. Белград караван шестой роты пришел бел чрезвычайных происшествий, но весь путь от городов Витин и Калафат он шел в сопровождении тральщиков Дунайской флотилии. Начиная от города Турку-Северин Дунай был сильно засорен многоимпульсными электромагнитными минами весом в 0,5 и 0,7 кг., которые сбрасывали в Дунай немецкие самолеты. Особенность этих мин состояла в том, что они реагировали на металл не единожды, а многократно. Взрыватель такой мины может сработать и в первый, и в десятый, и в сотый раз при прохождении ней судна с металлическим корпусом. В этом ее коварность.

От г. Белграда командованием тыла 3-го Украинского фронта и Дунайской флотилией был сформирован огромный караван всевозможных судов, груженных всем необходимым для войск фронта, который в сопровождении шести тральщиков растянулся по реке на 25-30 км. Возглавлял его штаб Дунайской флотилии, разместившийся на болгарском пассажирском пароходе «Царица Иоанна».

В устье Дуная часть обеспечила пропуск танкового корпуса для уничтожения Балатонской группировки. Конечная остановка 2-го Отдельного тяжелого понтонного полка- Байя (Венгрия). Перебазировавшись своим ходом в этот район в течение ноября-декабря 1944 года, полк в течении 25 декабря навел железнодорожный понтонный полк. Спустя два дня в связи с начавшимся ледоходом часть получила задачу организовать паромную переправу. За период с 27 декабря по 15 февраля на паромах было переправлено 8734 автомашины, 2687 бензовозов, 24353 тонны боеприпасов, 24416 тонн горючего, 686 орудий.

Закончил войну дед в Вене. В 1945 году. Награды не сохранились. Но он был награжден медалью за взятие Германии, орденом ВОВ, медалью за отвагу.

Я горжусь своим дедом, его однополчанами и всем советским народом, остановившим вероломный фашизм.

Регион Амурская область
Воинское звание старшина
Населенный пункт: Благовещенский район

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: