Киселевский Моисей Евсеевич
Киселевский
Моисей
Евсеевич
гвардии майор
Регион Ставропольский край
Воинское звание гвардии майор
Населенный пункт: Железноводск

Воспоминания

Киселевский Моисей Евсеевич

Об этом нельзя никогда забывать- какой ценой был достигнут мир.Участвовали в ВОВ многие сотни тысяч людей, я особенного ничего не делал, но честно воевал, защищал нашу Родину от фашистов. Участие в ВОВ я начал в сентябре 1941 г, будучи кадровым офицером военно-воздушных сил. Начало войны застало меня в Грузинской ССР, на станции Вазиани в 15 км от Тбилиси.Там находился аэродром, где базировался наш ночной бомбардировочный полк, который летал на самолетах ДБ-3ф.Я, как и мои многие товарищи в воскресный день 21 июня собрался погулять в г. Тбилиси. После завтрака нас предупредили,что ожидается важное правительственное сообщение по радио.В 10.00 нам сообщили о вероломном нападении фашистской Германии на наши города.Через 2 часа после объявления войны нас собрали по боевой тревоге у самолетов полка, ожидая дальнейших распоряжений. Я в то время был в должности командира электротехнического взвода,
Вскоре мы перебазировались в станицу Киевскую Краснодарского края, где на местном аэродроме готовились к переправе на Керченский полуостров.
В ночь с 31 октября на 1 ноября на узком участке в 3 км по льду мы начали переход по Керченскому проливу. Там мы получили боевое крещение. Техника и люди двигались по льду, соблюдая светомаскировку.Но все же немецкие разведывательные самолеты нас обнаружили и стали бомбить, бросая осветительные бомбы.Вокруг сразу стало светло как днем.В результате бомбардировки много людей погибло, много техники ушло под лед. В моем взводе был убит один человек. Люди были еще не обстреляны и не знали, какие меры принимать при нападении противника.
Под утро мы добрались до Керченского полуострова. На берегу всюду, где только можно было видеть, валялись разбитые автомашины немецкая боевая техника, а также трупы немецких солдат. Несколько дней тому назад наши войска освободили Керчь и побережье от захватчиков.
Наш наземный эшелон перебазировался в пос. Багирово. Там на местном аэродроме полк начал работу. Мы бомбили немецкие тылы, работать приходилось в основном ночью, так как наши самолеты имели малую скорость полета. Немцы бомбили Керчь и наш аэродром почти каждый день, но нам всегда удавалось успешно ремонтировать взлетную полосу и обеспечивать полеты наших самолетов. Освещать прожекторами взлетно-посадочную полосу, что входило в задачу моего взвода, было очень тяжело, так как немцы сразу же начинали бомбить. Однажды ночью немцам удалось разбомбить наш прожектор , и я получил контузию. Но мы продолжали обеспечивать полеты наших самолетов.
Испытали мы и горечь отступления. В конце апреля 1942 г.мы покинули аэродром Багирово и перебазировались на аэродром ст. Крымская Краснодарского края. Летному составу выполнить этот приказ было не трудно, ну а наземным эшелонам это было особо сложно, так как к проливу отступало 3 армии с техникой.Техника скопилась на берегу, переправить ее казалось едва ли возможным. Немецкие самолеты постоянно бомбили переправы и скопившуюся технику. Очень много людей погибло тогда.
Мне случайно удалось переправиться на ту сторону пролива. На автомобильной камере я проплыл метров 300.Тут с одной из проплывавших барж мне бросили фалу, я по ней добрался до баржи, обессилевший. Таких, как я, плавало на камерах много. Это было 7 мая, и вода в проливе была очень холодная...
Судьба моя сложилась так, что мне пришлось воевать и в пехоте командиром взвода противотанковых ружей. Воевал на Днепре, форсировал Днепр у Каховки, воевал у р. Молочной...Воевал и в пехоте в качестве офицера связи от полка к дивизии.Офицер связи должен был знать в любое время суток, где находится его полк и передавать секретные распоряжения от дивизии полку, особенно это сложно во время боя.За ночь приходилось переправляться через Днестр по 2- 3 раза под обстрелом противника с пакетами. Когда шел бой, другой связи полка с дивизией тогда не было.
Освобождали мы г. Николаев, Одессу...
В марте 1944 г. по приказу И.В. Сталина ранее служившие в авиации должны были из всех родов войск снова вернуться в авиацию.Был туда направлен и я. После небольшой переподготовки мне было приказано принять эскадрилью штурмового авиаполка, который летал на самолетах ИЛ-2. Я был старшим техником по специальному электрооборудованию самолетов,готовил их к вылету.
С этими самолетами освобождал Румынию,Югославию,Венгрию и Австрию...
Закончил я воевать под Веной в г. Гетцендорф.Об окончании войны мы узнали ночью 9 мая 1945 года.Личный состав нашей штурмовой дивизии собрался в городке, и нач. политотдела объявил, что война закончилась. Нашей радости не было предела. Люди обнимались, целовались, плакали..Утром на аэродроме давали салют из всех видов самолетного оружия. Гул стоял в течение часа. Австрийцы выходили из домов, думали, что опять началась война. ..
Мы отдыхали 10 дней. Были организованы экскурсии в г.Вену и ее окрестности, где мы фотографировались у памятников.
Так для меня закончилась Великая Отечественная Война.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: