Карпенко Дмитрий Харитонович
Карпенко
Дмитрий
Харитонович
Сержант

История солдата

Мой прадед, Карпенко Дмитрий Харитонович, родился 10 октября 1919 года в селе Каиры Горностаевского р-на Николаевской (ныне Херсонской) области. В 1929 г. отец Дмитрия со всей семьёй уехал на Южный Урал строить знаменитую Магнитку. В Магнитогорске Дмитрий не только научился летать на самолёте, но и, обладая исключительным музыкальным слухом, стал руководителем духового оркестра. Там он встретил мою прабабушку, Тамару Владимировну (см. http://moypolk.ru/soldiers/klyuhina-tamara-vladimirovna), которая работала вместе с ним в вагонном депо, и 3 мая 1940 года в Магнитогорске родилась моя бабушка - Галина Дмитриевна.

6 октября 1940 года Дмитрий Харитонович был призван Магнитогорским РВК в армию и попал в Бирмскую военно-авиационную школу в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. По окончании школы согласно Приказу НКО СССР от 22.12.1940 № 0362 (см. http://bit.ly/1BdId8N) получил военное звание «сержант».  С 1942 года - на фронте. Последнее место службы - 183 ИАП, 294 ИАД, 4 ИАК, 2-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 4 февраля 1944 г. - генерал-полковник авиации Красовский Степан Акимович) Воронежского фронта (командующий - генерал армии Ватутин Николай Федорович).

Начиная с 13 июля 1943 г. 20 самолетов полка базировались на аэродроме Красная Поляна в Белгородской области к юго-востоку от знаменитой Прохоровки. Зоной полётов было направление Правороть - Шахово - Непхаево на юг от Прохоровки. Именно из этого района 16 июля 1943 года Дмитрий Харитонович не вернулся с боевого задания, вылетев на истребителе ЯК-1б №34123 с двигателем М-105ПФ №315-414 (самолёт №34 в серии №123 выпущен заводом №292 в г. Саратове).

Вместе с ним в тот же день без вести пропали мл. лейтенант того же полка Лепехин Николай Ильич 1922 г. рождения и ещё два летчика-истребителя 515 ИАП: мл. лейтенанты Ларькин Николай Андреевич 1921 г. рождения и Юлин Николай Фёдорович 1922 г. рождения (см. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=3117349&page=6). Пропавший без вести в тот же день лётчик-истребитель 193 ИАП мл. лейтенант Михеев Николай Фёдорович 1921 г. рождения по счастью оказался жив (см. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74814577&page=7).

В боевом донесении штаба Воронежского фронта № 01398 начальнику Генштаба о потерях с 4 по 22 июля 1943 г. даются следующие цифры: убито - 20.577, пропало без вести - 25.898, попало в плен - 29. Всего безвозвратных людских потерь - 46.504. Ранено - 54.427. Всего людских потерь - 100.931 (источник: http://www.volk59.narod.ru/poteri.htm).

Как пишет БелПресса 14 октября 2015 г. (https://www.belpressa.ru/news/news/belgorodskie-poiskoviki-ustanovili-imya-pogibshego-v-prohorovskom-srazhenii-lyotchika10421/), «16 июля 1943 года девять советских Яков вылетели на перехват 30 бомбардировщиков и 25 истребителей сопровождения люфтваффе. Немецкие самолёты летели бомбить станцию Прохоровка. Советские истребители не дали выполнить немцам задание, но на аэродром после боя вернулись только два Яка». К сожалению, это описание относится к 11 июля 1943 г.

26 сентября 2015 г. БРОО ИПК «Огненная дуга» г. Белгород и ЛООО экспедиционный клуб «Неунывайки» г. Липецк (http://www.duga31.ru/forum/topic.php?forum=47&topic=6&p=1) в третий раз попытались докопаться до самолёта Як, упавшего 16 июля 1943 г. в Прохоровском районе Белгородской области в урочище Покровка между современными деревнями Плота и Ржавец (https://pp.vk.me/c627923/v627923850/2d0bc/bs1zUxOBlJw.jpg). По рассказам местных жителей с этого самолета был парашютист, снесло его к соснам ближе к Шипам. Через пару дней, куда снесло парашютиста, обнаружили мертвого летчика, там и прикопали его (http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=55016&start=100).

29 сентября 2015 г. поисковики обнаружили и подняли 12 цилиндровый двигатель с пушкой (http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=55016), на блоке цилиндров справа обнаружен номер 46-22, на двигателе кроме того читается номер 3 27 09. Двигатель принадлежал самолёту Як-7б 46-й серии. На блоке цилиндров найден номер 325-206. Як-7б №4615322 был выпущен на заводе №153 (г. Новосибирск) 11.6.43 с мотором №325-206.

Прибор высоты застыл на отметке 740 метров, по обломанным стрелкам бортовых часов самолета видно время гибели 7 часов (http://www.duga31.ru/forum/topic.php?forum=47&topic=6&p=4).

7 октября 2015 г. была установлена принадлежность самолёта к 183 ИАП (http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=55016&start=60) и временные рамки его гибели с 15 по 21 июля 1943 г. На следующий день Борисом Давыдовым из Москвы была найдена выписка из ЦАМО фонд 294 иад, опись 1, дело 8 «Оперативные сводки 294 иад за 1943 г.» л.154:

Оперсводка №0122 штаб 294 иад Красная Поляна к 20.00 16.7.43 г.
... 183 иап - в течение дня 16.7.43 г. непосредственным сопровождением до цели и обратно прикрывал бомбардировщиков Пе-2 1 бак в район Озеровский, Калинин, Беленихино. Патрулированием в воздухе прикрывал наземные войска в районе Правороть, Шахово, Шалоково, Гнездилово. Дежурством на земле в готовности №1 – 5 самолетов прикрывал аэродром Красная Поляна.
…Проведен 1 воздушный бой, сбито 4 Ме-109.
…Не вернулись с боевого задания мл. лейтенант Лепехин, Як-7б №4622 и сержант Карпенко самолет №34123.

Так было установлено, что пилотом найденного самолёта был мл. лейтенант 183 ИАП Лепехин Николай Ильич 1922 г. рождения (http://www.duga31.ru/forum/topic.php?forum=47&topic=6&p=4).

14 октября 2015 г. Борис Давыдов нашёл выписку из Приказа 183 иап №015 от 21.7.1943:

...Самолет Як-1б №34123 с мотором М-105пф №315-414 и
-"- Як-7б №4615322 -"- №325-206, как
не вернувшийся с боевого задания из боевого состава полка исключить.
основание: Рапорт ком-ров 2 и 3 аэ от 16.7.43.

 

Приказом НКО СССР № 0178 от 2 июля 1944 г. 183 ИАП преобразован в 150-й Гв. ИАП. 294 ИАД, в состав которой входил полк, тем же приказом НКО СССР была преобразована в 13-ю Гв. ИАД, а 4-й ИАК, в состав которого входила дивизия, тем же приказом НКО СССР был преобразован в 3-й Гв. ИАК. С 18 июля 1943 г. корпус входил в состав 5-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 25 марта 1944 г. генерал-полковник авиации Горюнов Сергей Кондратьевич), которая 20 октября 1943 г. вошла в состав 2-го Украинского фронта (командующие - маршалы Конев Иван Степанович и Малиновский Родион Яковлевич) и закончила войну в Праге.

Регион Челябинская область
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Магнитогорск

Воспоминания

Виталий Горбач, основываясь на ЦАМО РФ. Ф. 294-й иад. Оп. 1. Д. 6. «Разведотчеты дивизии»

15 июля 18.35-19.37 12 Як-1 и Як-7 183-го иап (ведущий мл. лейтенант
Юрченко) патрулировали в районе Правороть, Шахово, Щелково. В 18.35 заметили на 4000 метров 6 Bf.109, которые попытались атаковать наши самолеты. В ходе завязавшегося воздушного боя количество немецких самолетов увеличилось до 16 Bf.109. Ст. сержант Дорохов сверху сзади атаковал и поджег Bf.109 (в районе Шахово). Мл. лейтенант Проскурин заметил парашютиста, которого расстреливали 4 Bf.109, атаковал с пикирования и сбил один Bf.109 в районе Малое Яблоново, остальные немецкие самолеты ушли с набором высоты. Мл. лейтенант Сергеев подбил один Bf.109 (шел горящим к земле). Мл. лейтенант Носов атаковал в лоб 2 Bf.109, один их которых ушел боевым разворотом, а второй встал в вираж, подставил брюхо и был сбит очередью по бензобакам и мотору в районе Непхаево.



Из боевого вылета не вернулись мл. лейтенант Лепехин и сержант Карпенко.

Сестра - Раиса Харитоновна

http://www.1tv.ru/veterani/id=2382002

Фотографии