Иванов Николай Иванович
Иванов
Николай
Иванович
Техник-лейтенант

История солдата

Иванов Н.И. отец моей жены Грибовской (Ивановой) Фаины Николаевны.

Техник-лейтенант Иванов Николай Иванович участник Советско-финской войны 1939 - 1940 гг. и участник Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Родился 19 ноября 1914 г. (по н.с. 02.12.1914) в деревне Нижние Кибекси Цивильского уезда Казанской губернии. Умер 8 мая 1990 г. Похоронен в д. Н.Кибекси Цивильского района Чувашской АССР.

Родители: отец - Прокопьев Иван Прокопьевич, мать - Прокопьева (Евграфова) Александра Евграфовна, по национальности - чуваши, по вероисповеданию - православные христиане, по социальному положению - из крестьян.

Был женат: жена  Иванова (Иванова) Анна Ивановна, 1918 г.р., сын  Леонид, 1948 г.р., дочь  Фаина, 1950 г.р. и дочь Розалия, 1951 г.р.

В 1932 г. Николай Иванович окончил Канашский педагогический техникум. Гражданская специальность - учитель. 

С февраля 1936 г. по март 1946 г. проходил службу в ВВС РККА - более 10 лет.

После призыва Цивильским РВК в феврале 1936 г. был направлен в школу младших авиационных специалистов (в/часть 1224) Ленинградского военного округа (далее - ЛенВО). После окончания в ноябре 1936 г. шмас служил мотористом в в/части 25 ЛенВО. С декабря 1937 г. по май 1938 г. курсант курсов младших авиационных техников ЛенВО. После курсов с мая 1938 г. по февраль 1942 г. службу проходил в 44-м скоростном бомбардировочном авиационном полку (далее - 44-й сбап) (в/часть 8771) Ленинградского военного округа, Северо-Западного и Ленинградского фронтов в должностях младший авиатехник и авиатехник самолета.

Участник боевых действий в Великой Отечественной войне с Германией с 22 июня 1941г. по февраль 1942 г. в составе 44-го Краснознаменного скоростного бомбардировочного авиационного полка 2-й смешанной авиадивизии Северо-Западного и Ленинградского фронтов в должности авиатехника самолета.

В феврале 1942 г. по состоянию здоровья был переведен в Приволжский военный округ в авиационную школу ночных летчиков. С мая 1944 г. по март 1946 года службу проходил в г. Мичуринске Тамбовской области в авиационной школе ночных летчиков дальнего действия. Приказом Командующего войсками Воронежского военного округа от 25 февраля 1946 г. № 0381 уволен в запас с 10 марта 1946 г.

С марта 1946 г. по январь 1965 г. как офицер инженерно-технической службы стоял на воинском учете в Цивильском РВК Чувашской АССР.

После увольнения из армии с августа 1946 г. по  ноябрь 1952 г. работал учителем физвоспитания в НижнеКибексинской семилетней школе Цивильского района. После увольнения из школы работал на различных должностях народного хозяйства. Свою трудовую деятельность закончил в июле 1987 г.

За участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне награжден государственными наградами, в том числе Орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", а также другими юбилейными медалями и знаками.

 

 

Регион Республика Чувашия
Воинское звание Техник-лейтенант
Населенный пункт: Чебоксары

Боевой путь

С 13 апреля по 22 мая 1938 г. в Старой Руссе Ленинградского военного округа были сформированы два скоростных бомбардировочных авиационных полка - 44-й и 58-й, вошедшие в состав 55-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады. Авиационные полки состояяли из 5 эскадрилий и преимущественно были оснащены бомбардировщиками СБ.

В августе 1939 г. 44-й и 58-й авиаполки были подняты по тревоге с перебазированием в Киевскую область и в сентябре того же года они приняли участие в боевых действиях в Западной Украине против Польши. Всего за время этой компании полки совершили вместе около 1000 боевых вылетов. Все боевые вылеты самолетов своевременно и в полном объеме были обслужены инженерно-техническим составом авиаполков. Компания в Западной Украине стала боевым крещением для летного и инженерно-технического составов обоих полков. После окончания боеывх действий полки вернулись в Старую Руссу.

Однако, уже в конце того же года летчикам снова пришлось совершать боевые вылеты - на этот раз противником была Финляндия. С 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. 44-й сбап совершил более 2000 боевых вылетов. Инженерно-технический состав полка достойно справился с  задачей по ремонту и обслуживанию бомбардировщиков и их подготовке к вылетам в боевых условиях. 21 марта 1940 г. 44-й и 58-й авиаполки были награждены орденами Красного Знамени и стали Краснознаменными.

К 22 июня 1941 г. в 44-м сбап насчитывалось 49 СБ, из которых 3 были неисправны. Полк накануне войны с Германией был подготовлен и по болшей части действовал как полк ночных бомбардировщиков.

С первых дней войны 44-й сбап, базировавшийся на аэродромах Ивановское и Тулебля под Старой Руссой, действовал в Прибалтике и северо-западных районах РСФСР.

В июле-августе 1941 г. продолжает боевые действия на северо-западном направлении. В середине июля 1941 г. бомбит переправы и вражеские колонны на реке Луга. 26 июля в темное время суток бомбардировал аэродромы в Крестах, Веретенье и Малитино. Вплоть до середины сентября 1941 г., до отвода на доукомплектование, действует в интересах правого крыла Северо-Западного фронта, а также на северных и южных подступах к Ленинграду.

После переформирования в октябре 1941  г. прибыл на Ленинградский фронт в составе 20 экипажей, готовых к ночным полетам. Личный состав полка уже был переучен на бомбардтровщики Пе-2, но однако полк оставался вооруженным самолетами СБ.

Во время Тихвинской оборонительной и наступательной операций 44-й сбап, в основном в темное время суток, действовал одиночными самолетами по вражеским колоннам, скоплениям танков и автомашин на подступах к Тихвину, в районе Облучье, Будогощь, Кукуй, Ругуй. Также действовал в тех районах и днем - небольшими греппами под прикрытием истребителей. Всего за время боев под Тихвином полк совершил около 300 самолето-вылетов.

В 1942 г. действовал в окрестностях Ленинграда, в частности у станции Лемболово (Всеволожский район Ленинградской области).

Приказом Наркома Обороны СССР № 374 от 22 ноября 1942 г. 44-й сбап был преобразован в 34-й гвардейский бомбардировосный авиационный полк. 4 мая 1943 г. за активное участие в Тихвинской операции 1941 г. полку было присвоено почетное наименование Тихвинского. Впоследствии полк был награжден орденом Кутузова.

Воспоминания

Из печатных источников

Скоростной фронтовой бомбардировщик СБ - оружие Победы в Великой Отечественной войне. Разработан в КБ под руководством А.Н. Туполева. Свой первый полет СБ совершил 7 октября 1934 г.
Самый массовый серийный самолет разработки КБ А.Н. Туполева. Было выпущено 6656 самолетов различной модификации. СБ поступал на вооружение скоростных бомбардировочных авиаполков, которые были основой бомбардировочного флота Советского Союза.
Машина принимала участие во всех конфликтах, начиная Испанией и заканчивая первым периодом Великой Отечественной войны.
Данный самолет очень активно применялся на всех фронтах, являясь в начале войны основной силой Советской фронтовой бомбардировочной авиации.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: