Яковлев Афанасий Васильевич
Яковлев
Афанасий
Васильевич
старший лейтенант

История солдата

Яковлев Афанасий Васильевич родился 31 октября 1921 года в селе Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области.

Окончил Военно-морское авиационное училище им. Левоневского в 1941 году в городе Николаеве (Украина). Училище существовало с 1939 до 1959 года, потом переформировано в 33-й учебный Центр авиации ВМФ. Прошёл обучение по специальности «военный авиационный штурман». Имел 10 прыжков с парашютом.

Участник Советско-Японской войны.

Был награжден:

орденом Отечественной войны I степени (№ 200381)
медалью «За победу над Германией» (09.05.1945 № 0465277, вручена 16.08.1946)
орденом Боевого Красного Знамени (15.11.1945 №: 805)
двумя орденами «Красной Звезды» (№ 3297407 и № 467294)
медалью «За Победу над Японией» (30.09.1946 №310179, вручена 15.12.1946)
медалью «За освобождение Кореи» (15.10.1948 № 01597, вручена 19.12.1948)
медалью «За боевые заслуги»
 

Регион Приморский край
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Находка

Боевой путь

В РККА с 15 ноября 1940 г.

После окончания военного училища был направлен на Восточный фронт. Несмотря на отдалённость от западных фронтов, оборона дальневосточных рубежей с началом войны приобрела особое значение: на границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.

Афанасий Васильевич был штурманом 1-й Авиационной Эскадрильи 50 Авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. Это был разведывательный авиаполк под командованием Сидина Ивана Васильевича. За мужество и героизм, проявленные в боях, 50-й ОРАП был преобразован в гвардейский.

Яковлев Афанасий Васильевич принимал участие в боевых действиях Советско-Японской войны: в Маньчжурской наступательной операции. Задача правительства – уничтожить последний очаг агрессии на Дальнем Востоке.

Летал на самолётах:

МБР-2 (морской ближний боевой разведчик) в 1941 году (во время обучения в училище),
ДБ-3 (дальний бомбардировщик) в 1942 – 1945 годах,
Ту-2 (двухмоторный высокоскоростной бомбардировщик) в 1945 – 1947 годах,
А-20 (импортный бомбардировщик «Бостон») в 1947 -1952 годах,
По-2 (Многоцелевой биплан Поликарпова) в 1947 - 1951годах,
Ли-2 (военно-транспортный самолёт) в 1948 -1952 годах,
Ут-2 (одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолёт) в 1948 – 1951 годах.
Ил-28 (первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик) в 1952 - 1959 годах.

Во время войны с Японией один из первых переучился на новые ТУ-2, в то время как в качестве основных дальних бомбардировщиков использовались ДБ-3 (на которых Яковлев А.В. имел также большой опыт – 209 полётов). Помимо нанесения бомбовых ударов, самолеты ТУ-2 широко привлекались для ведения воздушной разведки.

В его лётной книжке стоит запись, что Яковлев А.В. «В штурманском отношении подготовлен хорошо. Летает уверенно. Дисциплинирован. Хорошо подготовлен к действиям днем и ночью в сложных погодных условиях с производством взлета и посадки. Отлично выполняет задания боевого применения». 

В августе 1945 года в составе экипажа лётчика Алёшкова Б.Н. Яковлев А.В. совершил семь успешных боевых вылетов на воздушную разведку Северной Кореи и Маньчжурии: портов, железнодорожных станций, перегонов и аэродромов противника. За проявленные храбрость, самоотверженность и мужество 15 ноября 1945 года был представлен к награде орденом «Красное Знамя» (командиром 50 АП ВВС ТОФ Сидиным).

Из наградного листа к ордену «Красное знамя»

«В дни боевых действий против японских захватчиков эскадрилья перевооружена новой боевой техникой самолётами ТУ-2, тов. Яковлев в короткий срок изучил новую боевую технику и один из первых вылетал на боевые действия.

За период военных действий полка в борьбе против японских захватчиков совершил семь боевых вылетов на воздушную разведку, из них три не ближнюю разведку, один на бомбоудар объектов железнодорожного узла Косю, три на дальнюю разведку острова Сахалин с аэродрома Великая Кема.

Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, произвёл плановые и перспективные фотографирования заданных объектов.

За успешное выполнение поставленных боевых заданий в борьбе против японских захватчиков достоин правительственной награды ордена «Красное знамя».

Хочется отметить, что за выполнение этой боевой задачи были награждены: лётчик Алёшков Борис Николаевич - орденом «Красное Знамя», лётчик Медяков Василий Кузьмич - орденом «Отечественной Войны 1 степени», Янушевич Леонид Евгеньевич – воздушный стрелок радист, который обеспечивал бесперебойную связь с землёй - медалью «За боевые заслуги». 

В конце 1946 г., в соответствии с приказом командующего ТОФ №0025 от 21.12.1946 г., все лётные части ВВС ТОФ были переведены на штаты мирного времени. С 1 мая 1947 г. управление ВВС ТОФ было переформировано в управление ВВС 5-го ВМФ.

После войны Афанасий Васильевич остался служить в гарнизонах Приморского края: Новороссия, Сергеевка, Николаевка Шкотовского района и во многих других.

28 сентября 1954 году ему присвоено звание «Военный штурман I класса» (приказ Мин.Обороны СССР №0153). Из лётной книжки: «Готов к полётам на самолёте Ил-28 на всех высотах, в сложных метеоусловиях: в облаках, за облаками, при ограниченной видимости с посадкой по системе ОСП-48 при облачности 10 баллов, высоте нижней кромки 800 м и видимости 4 км».

Во второй половине 1960 года, в связи «с дальнейшим значительным сокращением Вооружённых Сил СССР», ВВС и ПВО ТОФ подверглись катастрофическому сокращению. Были расформированы многие дивизии и эскадрильи. В 1960 году Яковлев Афанасий Васильевич уволился в запас в звании майора военно-воздушных сил.

С 1960 года проживал с семьей в городе Тамбове. Работал военпредом на заводе "Электроприбор".
В 1972 году окончил Казанский авиационный институт по специальности авиационное приборостроение.

Воспоминания

зять Александр Алексеевич Тарасов

Уже в мирное время его как-то спросили: "Страшно было летать на войне?". Он ответил, что, конечно же, страшно. Но этот страх возникал обычно "до" и "после" боевого задания, а при выполнении приказа некогда было размышлять об этом. Но зато, возвратившись на базу, он испытывал чувство глубокого удовлетворения и гордости, что смог сделать то, что требовал от него долг. Афанасий Васильевич был смелым лётчиком, одним из первых реагировал на создавшуюся ситуацию в бою, мог правильно оценить ее и выходил победителем. В жизни он был очень скромным человеком и не любил говорить о своих успехах. За многие годы, даже самые родные люди, мало что знали о его подвигах. Но его боевые товарищи, хорошо знавшие Афанасия Васильевича, говорили, что по его профессиональным качествам и смелости это был отличный штурман.

дочь Тамара Афанасьевна Яковлева

Папа обладал прямым и честным характером, широтой взглядов, был великодушным человеком. Коммуникабельный и активный, энергичный и оптимистичный человек. Умел пошутить, увлекательно рассказать интересные истории, поддержать разговор. Имел много друзей, поддерживал отношения со своими сослуживцами. После ухода из армии со многими из них он не прерывал связь.

Награды

Орден Отечественной войны I степени (№ 200381)

Орден Отечественной войны I степени (№ 200381)

Медаль «За победу над Германией» (№ 0465277)

Медаль «За победу над Германией» (№ 0465277)

Орден Боевого Красного Знамени (15.11.1945 №: 805)

Орден Боевого Красного Знамени (15.11.1945 №: 805)

Орден «Красной Звезды» (№ 3297407 и № 467294)

Орден «Красной Звезды» (№ 3297407 и № 467294)

Медаль «За Победу над Японией» (№ 310179)

Медаль «За Победу над Японией» (№ 310179)

Медаль «За освобождение Кореи» (№ 01597)

Медаль «За освобождение Кореи» (№ 01597)

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: